kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аннотация на хоровое произведение М.Парцхаладзе "Море спит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация  на хоровое произведение «Море спит»  соч. 19, №20

Музыка – М. Парцхаладзе.

Слова – Л Кондрашенко

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация на хоровое произведение М.Парцхаладзе "Море спит"»

«Море спит» соч. 19, №20

Музыка – М. Парцхаладзе.

Слова – Л Кондрашенко.

Выполнила: Коломина Анна

ДТДиМ им. И.Х.Садыкова

Концертмейстер





Парцхаладзе Мераб Алексеевич – родился 15 декабря 1924, в городе Тифлис. Был советским композитором, народным артистом РСФСР (1986), а так же заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР (1967). Участник Великой Отечественной войны. Мераб был сыном композитора Алексея Алексеевича Парцхаладзе (1897—1972), это во многом предопределило его судьбу. В 1947—1950 учился в Тбилисской консерватори по классу композиции С. В. Бархударяна. В 1953 окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. С. Богатырева, в 1957 — здесь же аспирантуру. В 1953—1957 преподаватель Московского хорового училища. В 1957—1974 заведующий редакцией издательства "Музыка" ("Советский композитор"). Значительное место в творчестве Мераба Парцхаладзе занимает музыка для детей (муз. сказки, хоры a capella, песни, инструментальные пьесы). В хоровых произведениях часто использует жанр хоровой миниатюры например: «Море спит», «Горы», «»Озеро», «Яблонька», «Туман» и т. д.. Среди других произведений: симфоническая поэма «Нестан» (по поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, 1954), оркестровые сюиты «Лесные картины» (1978), «Таёжными тропами» (1986), «Прощание с Дерсу» (1987); концерт для фортепиано с оркестром (1953); струнный квартет (1951), соната для скрипки и фортепианоно; Пандурули № 1 и № 2 (для фортепиано); музыка к спектаклям драмтеатра, к кинофильмам. Скончался 14 февраля 2008 года.

Автор текста Л. Кондрашенко написал замечательные четверостишия:

Оно металось до утра,

Ревело и кричало,

Оно швыряло катера

И корабли качало.

Оно срывала якоря,

Дрожащие от гула.

А на заре, как все моря,

Притихло и уснуло.

Смотри спокойное лежит оно,

Ни с кем не споря.

Устало море. Море спит.

Не разбудите море.



В нём он использует перекрёстную рифму – абаб. Стихотворный размер трёхстопный - дактиль.Музыка и литературно-поэтический текст тесно взаимосвязаны. В первой части композитор очень точно передаёт настроение моря, оно взволнованно, штормит. Очень похоже на человеческое раздражение и злость. Таким образом авторы текста и музыки как бы очеловечивают море и предаю произведению особенное настроение. Во второй части море успокаивается, засыпает. И композитор подчёркивает это переходом из минорной тональности в мажорную. Эта часть передаёт спокойствие, уравновешенность. Это стихотворение небольшой формы и следовательно произведение написано в жанре хоровой миниатюры.

Жанр хорового произведения - это хоровая миниатюра.

В первой части музыкальная фраза зависит от поэтического текста. Динамическая и смысловая кульминация в этой части будет на словах: «Дрожащие от гула». Динамическое развитие быстрое от mp до ff. Во второй идёт распределение литературной фразы на музыкальные подголоски к основной теме фразы. Динамическая и смысловая кульминация в этой части не совпадают. Динамическая кульминация будет на словах: «Сотри спокойное лежит оно, ни с кем не споря». А смысловая: «Устало Море. Море спит.». Распределяются они соответственно. Динамическое развитие медленное от mp до mf.

Первая часть звучит в темпе allegretto mosso (скорее чем allegretto) с пометкой agitato (взволонованно), что полностью соответствует настроению передаваемого литературным текстом и музыкой. Создаёт образ шторма, быстро накатывающих волн. Перед окончанием меняется на piu allargando (более расширяя).

Во второй части тем меняется на pacatamente (тихо) с пометкой meno mosso (менее подвижно). Создаёт образ спокойствия, чистой, спокойной водной глади.

Гармонический анализ: основная тональность первой части соль минор, для создания не дружелюбной обстановки в произведении. Во второй соль мажор, что бы передать состояние тихой водной глади, дружелюбной.

Первая часть:

T – IV6 – S6 – D6 – T – IV6 – S6 – D – T – S – SII7 – D – IV6 – SII6 – T – S – T – T6 – D65 – T – D65 – IV6 – S6 – D – T – IV6 – S6 – D – T

Вторая, есть отклонения от основной тональности ми мажор и ля мажор:

T – S – T – D7 – T – D – S – D7 – D – T2 – T – T6 – T – T6 – T – D – T – T – T – S6 – T – S – S6 – D7 – T – D – T – D7 – T – D – T

Произведение написано для женского или детского хора двухголосного хора. Тесситура: удобная, поскольку все партии находятся в зоне рабочего диапазона голоса.

В первой части используется:

Динамический ансамбль необходим для уравновешивания, по силе голосов, внутри партии и согласованности громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле,

Ритмический ансамбль для умения петь вместе, ритмически чётко, гибко изменять темп, владеть чувством темпа, искусно пользоваться агогикой, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения.

Тембровый ансамбль в нём наиболее важным является внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче

Во второй части используется:

Унисонный ансамбль предусматривает слияние голосов по высоте, по метроритму, тембру, темпу, динамике, вокальным приёмам и дикции. При этом главное внимание уделяется воспитанию у хористов умения слушать и слышать друг друга, умения подстраивать и уравновешивать свои голоса в звучании своей партии, а так же ритмический ансамбль для слаженного чёткого унисонного ансамбля.

Гармонический ансамбль необходим при исполнении данного произведения, имеющего гармонический и гомофонно-гармонический склад. Соответственно возникает некоторая градация динамических соотношений: в произведениях с гармонической фактурой – полное равновесие, в произведениях гомофонно-гармонического склада – с некоторым усилением мелодического голоса.

В первой части звук яркий, звонкий. Атака звука – смешенная (твёрдая, мягкая)

Во второй – светлый, лёгкий, мягкий. Атака звука – мягкая.

Данное вокальное произведение исполняется с чётким произношением текста и интонированием мелодии. Дикция у исполнителей должна быть понятная. Литературно-поэтический текст для исполнения довольно лёгкий. За счёт точного интонирования и отсутствия ошибок произношения необходимо передать настроение моря, сначала бушующего, потом засыпающего. Дыхание распределяется строго по фразам. В первой части используется штрих non legato, а во второй legato.

Данное произведение написано в сложном размере 6/8 который дирижируется по двухдольной схеме с пульсацией в каждой доле на 3/8.

В первой части, в соответствии с динамическими отклонениями, происходит постепенное увеличение амплитуды от начала фразы к её началу. Основной штрих staccato. Необходимо следить за завершение всех окончаний во фразах.

Во второй части движение рук плавное. Основной штрих legato. Увеличение амплитуды движений происходит только в середине части, на кульминационной фразе. Необходимо следить за чётким вступлением каждого голоса в хоре.

Необходимо чётко, во время давать ауфтакты и снятия звучания. Самый трудный момент происходит на словах «Дрожащие от гула», ауфтакт даётся после ферматы на вторую долю.

Произведение можно взять для ознакомления с творческтвом Парцхаладзе Мераба Алексеевича. А так же для развития динамических навыков в ансамбле, так как произведение очень колоритное.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Аннотация на хоровое произведение М.Парцхаладзе "Море спит"

Автор: Коломина Анна Борисовна

Дата: 29.04.2016

Номер свидетельства: 323362


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства