kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аккомпанемент инструменталисту в концертмейстерском классе – как один из видов ансамблевого исполнительства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данном методическом сообщении были рассмотрены некоторые вопросы ансамблевого исполнительства при аккомпанировании инструменталисту.

Ансамблевое исполнительство являет собой решающую роль в привитии знаний, умений и навыков в будущей деятельности педагога- концертмейстера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аккомпанемент инструменталисту в концертмейстерском классе – как один из видов ансамблевого исполнительства.»


Хамитова.Р.С.

Аккомпанемент инструменталисту в концертмейстерском классе – как один из видов ансамблевого исполнительства.


В настоящее время, теоретически отработанные системы обучения будущих пианистов концертмейстерскому мастерству, не совсем удовлетворяют практическим требованиям ансамблевого исполнительства камерно-инструментальных произведений.

В связи с этим, необходимо рассмотреть некоторые вопросы достижения ансамблевой синхронности, так как практика показывает, что студенты, как правило, мало осведомлены о законах и эстетических нормах ансамблевого исполнительства и им на начальной стадии обучения в концертмейстерском классе достаточно сложно включить в сферу своего внимания партию солиста-инструменталиста, так как они поглащены текстом фортепианного сопровождения и решением задач исполнительского и творческого характера, в следствии чего большинство выразительных нюансов инструменталиста остаются для аккомпанирующих пианистов непонятными. Поэтому очень важным моментом является приобщение будущих специалистов к совместному музицированию.

Особый вклад в развитии теории и методики преподавания концертмейстерского мастерства внесли М.А.Смирнов, М.А.Овчинникова, Л.И.Винокур, З.С.Квасница,Д.А.Науказ и другие.

В работе М.А.Смирнова были рассмотрены вопросы концертмейстерской подготовки студентов консерваторий. Поднимая проблему ансамблевого единства партнеров, автор подчеркивает, что несправедливо сводить задачи концертмейстера к обычному «подыгрыванию» солисту. Деятельность концертмейстера необходимо рассматривать шире, так как она включает в себя создание инструментального ансамбля, когда оба музыканта и солист, и пианист в художественном смысле становятся равноправными членами целостного единого музыкального организма.

На основании научных работ и нашего опыта необходимо сделать вывод, что результаты исследований могут быть полностью применимы к обучению студентов в концертмейстерском классе, при условии учета уровня подготовки и индивидуальных музыкальных способностей.

Разучивание камерно-инструментального репертуара необходимо начинать с предварительного слухового и зрительного знакомства, проигрывания произведения, определения художественного образа, раскрытия содержания и стиля произведения, детального анализа партий солиста и фортепианного сопровождения и понимания динамической основы. Много-плановое глубокое проникновение в композиторский замысел характеризуется определением ладо-тонального плана, типа фактуры аккомпанемента, установления зависимости изменения фактуры и гармонии фортепианного сопровождения от инструментальной партии, уточнения музыкальной формы, цезур, выявление музыкальных и смысловых кульминаций(главной и второстепенных),а также фразировки, педали и аппликатуры, определению характера звукоизвлечения и тембровой окраски.

Здесь выступают в контакт межпредметные связи, умения и навыки, полученные в курсе теории музыки, сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных произведений, музыкальной литературы, методики, фортепиано. Этот этап работы будет также связан с определением художественных технических задач.

Партия сопровождения, являясь равноценной частью всего произведения, способствует раскрытию содержания музыкального сочинения. Именно в ней сконцентрирован весь комплекс выразительных средств, который позволяет солисту наиболее передать эмоционально-смысловое содержание инструментальной партии. Вместе с тем, на протяжении всего обучения студентов необходимо придерживаться последовательности и индивидуального подхода в подборе и изучении материала в соответствии с уровнем их технической подготовки. При этом обращается внимание не на специфические фортепианные, а на ансамблевые трудности.

Будущий специалист обучается концертмейстерским навыкам на относительно простом материале, с учетом предложенной Л.И.Винокур, схемы постепенного усложнения фактуры фортепианного аккомпанемента:

1.Гармонический фон:

а) аккордовый аккомпанемент;

б) чередование баса с аккордами;

в) гармонические фигурации;

2.Ритмический фон

3.Аккомпанимент, содержащий элементы полифонии.

4.Аккомпанемент в унисон с солистом.

При успешном теоретическом и практическом освоении студентом фактурных формул, характерных для камерно-инструментальных сочинений, возможно активизировать процесс обучения сольному аккомпанированию.

Технологическим моментом, способствующим повышению скорости охвата текста, для осуществления ансамблевого единства и концентрации внимания на особенностях интерпретации солиста будет упрощение сложной фортепианной фактуры, так как в процессе исполнения используются только главные элементы, а второстепенные сокращаются или значительно облегчаются. Грамотное упрощение фактуры заключается в сохранении главных элементов мелодии и баса, гармонической основы сопровождения и сокращении подголосков, украшений дублирующих звуков в четыре – пяти звучных аккордах, упрощений терцовых, октавных, аккордовых последовательностей, различных способов исполнения тремоло как метрически размеренное чередование звуков с произвольной быстротой и упрощение репетиций, включающее в себя чередование рук.

Вместе с тем, очень важно научить студента слушать и слышать своего партнера, чутко прислушиваться к звучанию голоса во всех его тембровых психологических интонациях, откликаясь на агогические и динамические нюансы, предчувствовать намерения инструменталиста.

Рассматривая вопрос динамического ансамбля между инструменталистом и концертмейстером, необходимо, бесспорно отметить лидирующий, «исходный уровень» динамической меры(А.Люблинский) солирующего инструменталиста. Вместе с тем роль аккомпанемента могут выполнять функции:1)фона, 2)диалога, 3)конфликта. В первом случае, динамический уровень аккомпанемента не должен превышать силы звучания инструментальной партии, во втором поочередное первенство то солирующего инструменталиста, то партии сопровождения; в третьем-

от концертмейстера требуется противоположный динамический уровень, превышающий, контрастный голосу.

Постоянное воспитание музыкального слуха является одной из актуальных задач в будущей профессиональной деятельности, способствующей активизации слухового самоконтроля в ансамблевом синхронном исполнении.

Практика показывает, что студент хорошо исполняющий свою партию и чувствующий солиста, часто при исполнении произведений, написанных в быстром темпе мелкими длительностями, выделяет для себя только сильную долю, упуская при этом фактуру всего такта. При этом происходит впечатление ложной слаженности исполнения, этот разрыв в синхронности внесет еще более явный диссонанс ансамбля при небольших агогических отклонениях от основного темпа. В данном случае остро встает вопрос о слуховом самоконтроле на каждом звуке, выполнение которого гарантирует удобное для обоих партнеров исполнение любого accelerando, ritenuto и одновременное видение и предслышание четырехстрочной партитуры концертмейстером.С самого начала обучения в концертмейстерском классе необходимо обращать внимание на такой вид исполнения и тогда эти первоначальные навыки могут стать базой для формирования ансамблевого исполнения.

При индивидуальной работе над аккомпанементом особо внимание обращается ра сольные эпизоды пианиста – фортепианное выступление, заключение и сольные переходы от одного раздела сочинения к другому, где большое значение имеет владение основами фортепианной культуры,тщательное и корректное обращение с авторским текстом.

Нами в данном методическом сообщении были рассмотрены некоторые вопросы ансамблевого исполнительства при аккомпанировании инструменталисту.Достижение синхронного исполнительского ансамбля возможно при практическом освоении студентом фактурных формул, упрощении сложной фортепианной фактуры, способствующей повышению скорости охвата нотного текста и слуховом самоконтроле на каждом звуке.

Глубое понимание теории ансамблевого исполнительства, рассматренное в нашей работе и практическое осуществление ее в деятельности, являет собой решающую роль в привитии знаний, умений и навыков в будущей деятельности педагога- концертмейстера.

Список используемой литературы:

1.Готлиб «Первые уроки фортепианного ансамбля» М.;»Музыка»,1971г.

2.Кубанцева Е.И.»Концертмейстерский класс» М.; «Музыка»,1995г.

3.Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе.Размышления Педагога»-М.Музыка»,1996г.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Хамитова Роза Сахитовна

Дата: 19.02.2017

Номер свидетельства: 393496


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства