kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АККОМПАНЕМЕНТ Рабочая учебная программа для детских школ искусств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на шестилетний срок обучения в ДШИ. Форма занятий – индивидуальный урок, продолжительность урока – 45 минут один раз в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АККОМПАНЕМЕНТ Рабочая учебная программа для детских школ искусств»

Государственное учреждение образования
«Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»












АККОМПАНЕМЕНТ


Рабочая учебная программа для детских школ искусств

(направление деятельности «Музыкальное»

фортепианное отделение)























Гродно, 2019

Составители:

Сугоняко Л.И., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

Коломиец Е.А., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

































Рассмотрена и рекомендована к утверждению:

педагогическим советом государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

(протокол №5 от 18.06.2019)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами как мировой музыкальной классики, так белорусской и современной музыки. Целесообразно включать в программу народные песни в обработках, эстрадные песни.

Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг т.д.) как музыканту-профессионалу, так и музыканту-любителю. Программа учебного предмета «Аккомпанемент» тесно связана с учебным предметом «Музыкальный инструмент (фортепиано)», а также предметами музыкально-теоретического цикла. Полученные на уроках знания и умение должны помочь ученикам в их занятиях как по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)», так и по сольфеджио.

Цель учебного предмета «Аккомпанемент»: формирование практических умений и навыков аккомпанирования (пение под собственный аккомпанемент, чтение с листа, объединение вокальной партии с сопровождением, подбор по слуху), расширение музыкального кругозора учащихся, развитие интереса к данному виду творчества.

Основные задачи:

обучающие:

– овладеть необходимыми общими понятиями (аккомпанемент, концертмейстер, ансамбль, фактура и т.д.);

– приобрести первичный навык анализа музыкального произведения (тональность, размер, знаки альтерации, темп, фактура, штрихи, группировка нот, скачки);

– освоить навык прочтения и точного воспроизведения штрихов, передачи характера, динамики музыкального произведения;

развивающие:

– развить память, внимание, сообразительность;

– активизировать умственную и познавательную деятельность;

– развить волевые качества ученика;

воспитательные:

– формировать музыкальную культуру, художественный вкус посредством всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой;

– воспитать качества эстетически развитой личности, способность к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

– воспитать личностные качества: инициативность, самостоятельности, коммуникабельности;

Программа рассчитана на шестилетний срок обучения в ДШИ. Форма занятий – индивидуальный урок, продолжительность урока – 45 минут один раз в неделю.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯ, НАВЫКАМ


В результате изучения учебного предмета «Аккомпанемента» учащийся должен знать:

– основные музыкально-теоретические понятия, термины, обозначения, используемые в нотном тексте;

– суть понятия «аккомпанемент» и его отличие от сольного исполнения;

– основные аппликатурные принципы;

– наиболее часто используемые виды фактуры в аккомпанементе;

уметь:

– уметь слушать музыку, исполняемую в целом, слышать звучание солиста;

– уметь исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора;

– уметь применять и совершенствовать исполнительские навыки и знания, полученные на уроках по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» и других предметах;

– петь под собственный аккомпанемент, осуществляя слуховой контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента.

владеть навыками:

– игры на музыкальном инструменте;

– самостоятельного разбора новых произведений, чтения с листа;

– педализации в аккомпанементе (прямая, запаздывающая, колористическая).


КОНТРОЛЬ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


По учебному предмету «Аккомпанемент» учащиеся проходят текущую и итоговую аттестацию.

Текущая аттестация:

– поурочный контроль с выставлением отметок в дневник и журнал индивидуальных учебных занятий;

– контроль, проводимый на техническом зачете в третьей четверти с исполнением одного произведения с фиксированием результата в протоколе, дневнике учащегося и индивидуальном плане.

Итоговая аттестация проходит с выставлением:

– годовых отметок;

– итоговых отметок по завершению срока обучения.

Оценивание на контрольных уроках осуществляется с выставлением качественной и количественной отметки (словесно-содержательная форма и баллы). Рекомендуется проводить контрольные уроки в форме концерта, что способствует более свободному исполнению программы и повышает заинтересованность учащихся в изучении данного предмета.



КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Аккомпанемент представляет собой один из важных моментов в развитии юного музыканта, который нельзя упускать, так же как игру в ансамбле.

Тщательное изучение партии солиста должно стать привычкой аккомпаниатора. Чем кропотливее и продуманнее будет эта работа, тем точнее и быстрее будут решены музыкальные задачи.

Необходимо осмыслить форму произведения как единое целое. Ученик должен четко представлять структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные места. Очень важно обратить внимание на темповые изменения (ускорения и замедления) и характер музыки.

Аккомпаниатор должен знать, где у солиста начинается фраза, где ее вершина, окончание, исходя из этого будет выстраивать динамический план в своей партии.

Применение педали в аккомпанементе обязательно, так как является дополнительным средством музыкальной выразительности. Педаль позволяет звуку продлить свою жизнь во времени, обогащает фактуру гармонических построений на кульминации.

Большое внимание следует уделять точному исполнению длительностей, особенно пауз. Несоблюдение этих авторских указаний может сильно исказить характер исполняемой музыки.

Фундаментом исполнения в аккомпанементе всегда является линия баса. Ее надо отдельно проучивать, выстраивая динамичный план всего произведения.

План работы над произведением:

  1. Анализ формы произведения: вступление, заключение, повторы, количество частей, кульминация.

  2. Ознакомление с партией солиста. В вокальных произведениях – тщательное изучение текста, обозначение цезур.

  3. Определение характера образного строя произведения и его частей, выбор тембральных красок, динамических оттенков и способов звукоизвлечения.

  4. Работа над нотным текстом:

– анализ фактуры.

– проигрывание гармонической основы.

– работа над линией баса, одновременное исполнение с партией солиста.

– работа над фразировкой и единством формы (целостность исполнения)










СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Второй класс


Изучение общих понятий: аккомпанемент, концертмейстер, ансамбль, фактура.

Освоение упражнений на аккордовую фактуру (аккордовая пульсация, бас-аккорд, трехдольная вальсовая и т.д.) с применением прямой педали и т.п. (на усмотрение учителя).

Организация самостоятельной домашней работы ученика и предъявления результата на уроке.

В течение года рекомендуется пройти 4-5 произведений в зависимости от способностей и возможностей учащегося.


Третий класс


Продолжение освоения упражнений на аккордовую фактуру, знакомство с арпеджированной фактурой.

Активизация музыкального слуха (активизировать внимание на кончике пятого пальца в правой руке, предлагая аккордовый аккомпанемент, следить за собранностью звуков в аккордах, уделить внимание поиску соотношения между левой и правой рукой.)

Работа над развитием музыкально-образного мышления через соприкосновение с миром поэзии. Применение художественно-ассоциативных форм воздействия, способствующих раскрытию содержания изучаемых произведений.

Развитие самостоятельности в работе над произведением при разборе.

Совершенствование навыка чтения нот с листа.

В течение года рекомендуется освоить 4-5 произведений.


Четвертый класс


Продолжать развитие музыкально-образного мышления, опережающего слуха – развитие навыка «смотреть вперед», умения анализировать простейшие формы исполняемых произведений (песни – период, куплетная, знать понятия вступление, проигрыши, заключение и т.д.).

Выполнение простейших творческих заданий: подобрать аккомпанемент к песне по слуху, знать и уметь использовать систему буквенно-цифровых обозначений аккордов.

В течение года рекомендуется пройти не менее 3-4 произведений.


Пятый класс


Дальнейшее развитие музыкального мышления и кругозора ученика.

Совершенствование работы над упражнениями: использование педали (прямой, запаздывающей), динамических оттенков, навыка транспонирования их в тональность с одним знаком.

Воспитание воли (уметь непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-нибудь поправок и остановок) и эстрадного самообладания ученика.

В течение учебного года рекомендуется пройти 3-4 произведения.


Шестой–седьмой класс


Закрепление приобретенных в предыдущие годы обучения знаний, умений и навыков.

Продолжение работы над анализом формы произведения.

Развитие концертмейстерского мастерства, культуры и целостного исполнения музыкальных произведений.

В течение учебного года ученик может освоить 2-3 произведения.

Повтор пройденного музыкального материала.




ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АККОМПАНЕМЕНТ»


Абаза А. Утро туманное

Алябьев А. Я Вас любил

Бетховен Л. Сурок

Бинкин 3. Буду я грустить или не буду

Брага Г. Санта-Лючия

Булахов П. Не пробуждай воспоминаний... Гори, гори, моя звезда

Варламов А. Горные вершины. Красный сарафан, На заре ты ее не буди

Глинка М. Ах ты, ночь ли, ноченька. Не искушай меня без нужды

Ты, соловушка, умолкни

Григ Э. Люблю тебя

Гурилев А. Колокольчик, После битвы. Домик-крошечка

Даргомыжский А. «Юноша и дева»

Дюбюк А. Не брани меня, родная

Жураковский Е. Чайка

Зубов Н. Не уходи!

Котляревская Т. О, позабудь былые увлеченья

Кюи Ц. Весенняя песенка

Листов Н. Я помню вальса звук прелестный

Монюшко С. Золотая рыбка

Моцарт В. Колыбельная песня

Обухов А. Калитка

Титов А. Для меня ты все

Харито Н. Отцвели хризантемы

Чернецкий Увядшие розы

Шереметев В. Я Вас любил

Шишкин М. Ночь светла. Живет моя отрада

Штольберг Ф. Баркарола

Шуберт Ф. Форель


Музыка неизвестных авторов

«Темно-вишневая шаль».

«Очи черные» обр. С. Гердаля.

«Но я Вас все-таки люблю» обр. Н. Артемьева

«Я встретил Вас»


Музыка из кинофильмов и мультфильмов

Гаврилин В. Мама

Гладков Г. Прощальная песня из кинофильма «Обыкновенное чудо»

Молчанов К. В этой роще березовой из кинофильма «Доживем до понедельника»

Петров А. Песня о друге из кинофильма «Путь к причалу»

Хренников Т. Московские окна. Серенада

Крылатов Е. Ваши глаза из кинофильма «Позавчера или послезавтра»

Шаинский В. Улыбка из мультфильма «Крошка-енот»

Шаинский В. Голубой вагон из мультфильма «Шапокляк»


Народные песни

Венгерская народная песня «В мире есть красавица одна»,

обр. Э. Шентирмай

Грузинская песня «Не пой, красавица, при мне»


Зарубежные песни

Борли А. Любила я

Гершвин Д. Любовь вошла

Дюран П. Танцуй со мной

Керн Д. Дым

Мендел Дж. Тень твоей улыбки

Мерсер Дж. Лунная река

Миллер Г. Лунная серенада


Песни

Даніловіч. А. А ў полі бяроза

апр. М. Дрынеўскага Закаці, яснае сонейка

Шлег Л. Каляда

Атрашкевич Е. Мая зямля, Ручнiкi

Дубравин Я. Спасибо вам, учителя

Захлевный Л. Ой, пад гаем рэчанька

Крылатов Е. Школьный романс. Ольховая сережка

Шаинский В. Песенка про папу. Песенка о бабушке

Лучанок I. Спадчына. Мой родны кут



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аладов, Н. Две легкие пьесы для скрипки и фортепиано / Н. Аладов. – Минск : Госиздат БССР, 1962. – 13 с.

2. Алябьев, А. Романсы и песни / А. Алябьев. – М. : Музгиз, 1977. – 67 с.

3. Балакирев, М. Избранные романсы и песни / М. Балакирев. – М. : Музгиз, 1982. – 47 с.

4. Варламов, А. Романсы и песни / А. Варламов. – М. : Советский композитор, 1968. – 31 с.

5. Глебов, Е. Репертуар скрипача / Е. Глебов. – Минск : Беларусь, 1985. – 48 с.

6. Глинка, М. Романсы и песни / М. Глинка. – М. : Музыка, 1970. – 65 с.

7. Музыка белорусских композиторов [ноты] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/topic-79550805_30836933. – Дата доступа: 13.03.2019.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
АККОМПАНЕМЕНТ Рабочая учебная программа для детских школ искусств

Автор: Сугоняко Лилия Ивановна, Коломиец Екатерина Александровна

Дата: 16.07.2019

Номер свидетельства: 516818


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства