ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «ПОДСНЕЖНИК»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «ПОДСНЕЖНИК»
Именно музыка, считал Толстой, оказывается сильнейшим средством пробуждения эмоционально-чувственной сферы человека и «передачи людьми чувств друг другу» Музыка, как и другие искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение духовного совершенствования человека. Воздействуя интонационно на чувства, сознание и неосознанные пласты человеческой психики, на личность в целом, она активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «ПОДСНЕЖНИК»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ
«ПОДСНЕЖНИК»
Ташматова Элиана Энверовна,педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
« Нам песня строить и жить помогаетОна как друг, нас зовет и ведет,И тот, кто с песней по жизни шагает,Тот никогда и нигде не пропадет!»В. Лебедев-Кумач
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Древнегреческий философ Платон утверждал, что воспитание может идти только двумя путями: путем воспитания тела и путем воспитания души.
Именно музыка, считал Толстой, оказывается сильнейшим средством пробуждения эмоционально-чувственной сферы человека и "передачи людьми чувств друг другу".
О ПОЛЬЗЕ ВОКАЛА
Он помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение.
Во время пения в головном мозге вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым человек ощущает покой и радость.
Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия: воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков.
Благотворно влияет на развитие голоса:
–способствует увеличению звучности голоса и слуха;
–расширяет его диапазон;
–формирует красивый тембр;
–развивает музыкальный слух;
–улучшает дикцию;
–повышает громкость;
–уменьшает утомляемость голоса обучающегося.
В процессе пения задействованы многие группы мышц, совершаемая ими физическая работа способствует укреплению здоровья. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы.
ВОКАЛ И КРАСОТА
Занятия вокалом влияют и на внешность обучающегося. Правильное вокальное дыхание способствует хорошей вентиляции легких, уменьшению застоя крови в сосудах, лучшему насыщению ее кислородом. Это нормализует работу всех внутренних органов, что благотворно влияет на цвет лица и тонус кожи.
Постоянная работа брюшного пресса при правильном пении способствует укреплению и тренировке мышц живота, не давая им ослабеть. «Вокальная постановка» корпуса предполагает ровную линию спины, горделивый разворот плеч, красивую посадку головы. Каждый урок – это эмоциональный подъем от ощущения себя на сцене, в центре внимания, что вызывает прилив энергии, который способствует повышению иммунитета и обновлению всего организма.
Умение красиво держать руки и жестикулировать тоже вырабатывается во время занятий вокалом. Необходимость постоянного участия лицевых мышц в формировании высокой певческой позиции, не дает лицу принять угрюмое, уставшее выражение.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО
В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др
Речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому вокал часто применяется в логопедии, как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ СТУДИЯ «ПОДСНЕЖНИК»
Занятия в вокальной студии «Подснежник» для всех возрастных групп - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах.
Образовательная программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности, совершенствование специальных вокальных навыков, развивает художественный вкус, расширяет кругозор, знакомит с основами актерского мастерства.
Обязательным условием для успешных занятий вокалом является здоровый голосовой аппарат.
Занятия вокалом я начинаю с того, что объясняю работу дыхания и опоры звука в процессе пения. Для этого предлагаю выполнить следующее дыхательно-мышечное упражнение.
Упражнение 1
Нужно встать прямо, набрать воздух носом и ртом, и постепенно, медленно выдыхать его, работая мышцами живота.
Упражнение 2
Лягте на спину, на гладкую твердую поверхность, подложите под позвоночник мячик для большого тенниса.
Передвигая мячик или передвигаясь по мячику, постепенно разогните весь позвоночный столб.
Упражнение 3
«Уголок» – лежа на спине, многократно поднимайте вверх прямые ноги. Количество повторений для каждого индивидуально, главное не переусердствовать – чрезмерное перенапряжение мышц может привести к потере их послушности и подвижности.
Большое внимание необходимо уделять состоянию мышц шеи. В ней сосредоточены основные звукообразующие органы (гортань, голосовые связки). Поэтому важно, чтобы шейная мускулатура была хорошо развита, способствовала устойчивому, но в то же время свободному положению головы при пении. Для этого применяются простые, но эффективные упражнения – наклоны и повороты головы, которые нужно выполнять ежедневно. Это также помогает сохранить подвижность шейных позвонков и красивый внешний вид шеи на долгое время.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ СТУДИИ «ПОДСНЕЖНИК»
1. «Механизмы действия дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и ее лечебная эффективность»;2. «Ребенок и окружающий его мир» – физические упражнения, точечный массаж лица.3. Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.4. «Фонопедический метод развития голоса» профессора Емельянова В.В. На занятиях вокалом в творческом объединении «Вокально-хоровая студия «Подснежник» я использую следующие здоровьесберегающие технологии:1. «Механизмы действия дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и ее лечебная эффективность»;2. «Ребенок и окружающий его мир» – физические упражнения, точечный массаж лица.3. Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.4. «Фонопедический метод развития голоса» профессора Емельянова В.В.
ТЕХНОЛОГИЯ №1 Дыхательная гимнастика
Содержание технологии: Использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы – диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за две секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот.
Результат применения :
- перестраивает стереотип дыхательных движений,
- восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании и фонации, но и укрепляет весь опорно-двигательный аппарат в целом;
- активно включает в работу все части тела – руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., повышая общий мышечный тонус.
ТЕХНОЛОГИЯ №2 Точечный массаж лица
Содержание технологии:Метод воздействия на точку надавливанием указательного пальца руки. Это японский метод, который носит название "шиатсу". Легкое надавливание в течение 30 секунд. После чего производится массаж: девять вращений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность точечного массажа в каждой точке не должно превышать 3–4 минуты
Результат применения :
- организует энергетический баланс;
- стимулирует или успокаивает (что зависит от способа, техники воздействия) вегетативную систему;
- усиливает кровоснабжение;
- регулирует трофику тканей, деятельность желез внутренней секреции;
- уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение
ТЕХНОЛОГИЯ №3 Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата
Содержание технологии: Скороговорки, сказки, речевые упражнения
Результат применения :
- укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- развитие речевой активности.
ТЕХНОЛОГИЯ №4 Фонопедический метод развития голоса
Содержание технологии:
Цикл интонационно-фонопедических упражнений
Результат применения :
- развитие силы звука;
- расширение диапазона звучания голоса;
- постановка основных вокальных навыков.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Скороговорки:1. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.2. Бобры храбры, для бобрят добры.3. На дворе росла трава, на траве лежат дрова, на дровах лежит роса, на росе лежит коса, на косе лежит блоха раз блоха два блоха вот и скороговорка вся.4. Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.5. Мышка мыла мишке шишки.Мало мыла дали мышке.Слишком много шишек было,Мышка шишки не домыла.6. Через реку бобр добряк переводит вброд бобрят.
Вывод:
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях в вокально-хоровой студии «Подснежник» резко снизился процент детей, болеющих острыми распираторными заболеваниями, дети стали более общительными, у многих обучающихся речь стала лучше.
Все это положительно сказалось на результатах образовательной деятельности, что подтверждают наши достижения. В прошлом учебном году мы стали неоднократными победителями на фестивалях-конкурсах разного уровня.