kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заговоренная скрипка Страдивари

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скрипка Страдивари!? Почему о ней захотелось открыть тему? Наверное это ещё из тех времён детства, когда к нам  приезжала моя кузина, которая  по нескольку часов играла на скрипке, в то время как мы беззаботно резвились на улице.Её занятия строго контролировал мой дядя. Сам он великолепно  играл на аккордеоне. Тогда я и услышала впервые о скрипке Страдивари.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В детстве Антонио Страдивари просто сходил с ума при звуках музыки»

В детстве Антонио Страдивари просто сходил с ума при звуках музыки. Но, когда он пытался выразить пением то, что звучало у него в сердце, получалось настолько плохо, что все вокруг смеялись. У мальчика была еще одна страсть: он постоянно таскал с собой маленький карманный ножик, которым оттачивал многочисленные деревяшки, попадавшиеся под руку. Родители прочили Антонио карьеру краснодеревщика, которыми славился его родной город Кремона в Северной Италии.

Но однажды 11-летний мальчик услышал, что Николо Амати, лучший скрипичных дел мастер всей Италии, тоже живет в их городе! Новость не могла не вдохновить мальчугана: ведь не меньше, чем звуки человеческого голоса, Антонио обожал слушать скрипку… И он стал учеником великого мастера. Спустя годы этот итальянский мальчишка прославится как производитель самых дорогих в мире скрипок. Его изделия, которые продавались в XVII веке за 166 кремонских лир (примерно 700 современных долларов), через 300 лет будут уходить с молотка за 4-5 миллионов долларов каждая!

Однако тогда, в 1655 году, Антонио был всего лишь одним из многочисленных учеников синьора Амати, которые бесплатно работали на мастера в обмен на знания. Свою карьеру Страдивари начал с должности… мальчика на побегушках. Он как ветер носился по солнечной Кремоне, доставляя многочисленные записки Амати поставщикам дерева, мяснику или молочнику. По дороге в мастерскую Антонио недоумевал: зачем его мастеру нужны такие старые, на вид никуда не годные деревяшки? И почему мясник в ответ на записку синьора часто вместо аппетитно пахнущих чесноком колбас заворачивает мерзкие кроваво-красные кишки? Безусловно, большинством знаний учитель делился с учениками, которые всегда слушали его, раскрыв от изумления рты. Большинством – но не всеми… Некоторым хитростям, благодаря которым скрипка обретала вдруг свой неповторимый, ни на кого не похожий голос, Амати обучал только старшего сына. Такова была традиция старых мастеров: самые важные секреты должны были оставаться в семье.

Первое серьезное дело, которое стали поручать Страдивари, — изготовление струн. В доме мастера Амати их делали из… внутренностей ягнят. Антонио старательно вымачивал кишки в какой-то странно пахнущей воде (потом мальчик узнал, что этот раствор – щелочной, созданный на основе мыла), сушил их и затем скручивал. Так Страдивари стал потихоньку узнавать первые секреты мастерства. Например, оказалось, что не все кишки подходят для перерождения в благородные струны. Самый лучший материал, усвоил Антонио, это кишки 7—8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии. Оказалось, что качество струн зависит и от района пастбища, и от времени убоя, от свойств воды и еще от массы факторов… У мальчика голова шла кругом, а ведь это было только начало! Потом наступил черед дерева. Тут Страдивари понял, почему синьор Амати иногда отдавал предпочтение невзрачным на вид деревяшкам: неважно, как выглядит дерево, главное – как оно звучит! Николо Амати уже несколько раз показывал мальчику, как способно петь дерево. Он слегка притрагивался ногтем к кусочку дерева, и оно вдруг отдавалось едва слышным звоном! Все сорта дерева, рассказывал Амати уже подросшему Страдивари, и даже части одного ствола отличаются по звуку друг от друга. Поэтому верхнюю часть деки (поверхность скрипки) надо изготавливать из ели, а нижнюю – из клена. Причем самые «нежно поющие» ели – те, что выросли в Швейцарских Альпах. Именно эти деревья и предпочитали использовать все кремонские мастера.

Мальчик превратился в подростка, а затем стал взрослым мужчиной… Однако за все это время не было и дня, чтобы он не оттачивал свое мастерство. Друзья только изумлялись такому терпению и смеялись: мол, Страдивари так и умрет в чужой мастерской, навсегда оставшись еще одним безвестным подмастерьем великого Николо Амати…

Однако сам Страдивари оставался спокоен: счет его скрипкам, первую из которых он создал в 22 года, уже пошел на десятки. И пусть на всех стояло клеймо «Сделано Николо Амати в Кремоне», Антонио чувствовал, что мастерство его растет и он наконец сможет сам получить почетное звание мастера.

Так и случилось. Правда, к тому времени, когда он открыл собственную мастерскую, Страдивари исполнилось 40. Тогда же Антонио и женился на Франческе Феррабочи, дочери богатого лавочника. Он стал уважаемым скрипичных дел мастером. Хотя Антонио так и не превзошел своего учителя, но заказы на его маленькие, покрытые желтым лаком скрипки (точь-в-точь такие же, как и у Николо Амати) приходили со всей Италии. А в мастерской Страдивари уже появились первые ученики, готовые, как и он сам когда-то, ловить каждое слово учителя. Богиня любви Венера тоже благословила союз Антонио и Франчески: один за другим на свет появились пятеро черноволосых ребятишек, здоровых и бойких.

Страдивари уже начал мечтать о спокойной старости, как в Кремону пришел кошмар – чума. В тот год эпидемия унесла тысячи жизней, не пощадив ни бедных, ни богатых, ни женщин, ни детей. Старуха с косой не прошла и мимо семьи Страдивари: от ужасной болезни скончались его любимая супруга Франческа и все 5 пятеро детей.

Страдивари погрузился в бездну отчаяния. У него опустились руки, он не мог смотреть даже на скрипки, к которым относился как к собственным детям. Иногда он брал одну из них в руки, проводил смычком, долго вслушивался в пронзительно-печальный звук и клал, обессиленный, обратно. От отчаяния Антонио Страдивари спас один из его учеников. После эпидемии мальчика долго не было в мастерской, а когда появился, он горько заплакал и сказал, что больше не может быть учеником великого синьора Страдивари: его родители умерли и теперь он сам должен зарабатывать себе на пропитание… Страдивари пожалел мальчишку и взял его к себе в дом, а через несколько лет и вовсе усыновил. Снова став отцом, Антонио вдруг заново ощутил вкус к жизни. Он с удвоенным рвением принялся за изучение скрипки, ощутив острое желание создать что-то необыкновенное, а не копии, пусть даже и превосходные, скрипок своего учителя.

Этим мечтам суждено было сбыться не скоро: только в возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал новую модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу. С этого времени у Страдивари начался «золотой период»: он создал лучшие по концертным качествам инструменты и получил прозвище «супер-Страдивари». Летящий неземной звук его творений до сих пор никто не воспроизвел…

Созданные им скрипки звучали так необыкновенно, что это тут же породило множество слухов: поговаривали, что старик продал душу дьяволу! Ведь обычный человек, пусть даже обладающий золотыми руками, не может заставить кусок дерева издавать звуки, подобные пению ангелов. Некоторые люди всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, – это обломки Ноева ковчега.

Современные ученые просто констатируют факт: мастеру удалось придать своим скрипкам, альтам и виолончелям богатейший тембр, более высокий тон, чем у того же Амати, а также усилить звук.

Вместе со славой, разлетевшейся далеко за пределы Италии, Антонио обрел и новую любовь. Он женился — и снова счастливо – на вдове Марии Замбелли. Мария родила ему пятерых ребятишек, двое из которых – Франческо и Омобоне — тоже стали скрипичными мастерами, но отца не смогли не только превзойти, но и повторить.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам – Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 93 года.

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них – скрипки. Великий Паганини, виртуозно владея скрипкой, умножил славу Страдивари. В его руках инструмент не только пел, но и говорил. Рассказывают, однажды, выступая перед знатью, скрипач вывел смычком слово “ду-ра-ки”. Повторить такое никому не удалось.



Скрипка Страдивари

Бытует мнение, что каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипке Страдивари. Конечно, она — совершенна. Долгое время математики, физики, искусствоведы, мастера-настройщики подробно изучали звучание скрипки, но так и не смогли теоретически обосновать ее уникальную акустику и дать рекомендации по изготовлению такого инструмента. Гений Страдивари выдержал конкуренцию с современной наукой.

Антонио Страдивари начал учиться у знаменитого мастера Николо Амати в двенадцать лет, а уже в тринадцать изготовил свою первую скрипку. Последнюю скрипку мастер сделал незадолго до смерти — в девяносто три года. Всего Страдивари изготовил 1500 инструментов.

Тем не менее, великий Николо Паганини, например, последние тридцать лет своей жизни играл на скрипке Гварнери, хотя мог приобрести любой инструмент Страдивари.

И еще интересный штрих к истории того времени. Скрипка появилась в Европе (родина инструмента — Индия) в конце пятнадцатого века. В ту пору европейцы одевались зимой в опелянд — длинное широкое мешковидное одеяние с рукавами-клеш до земли. На рукавах и подоле опелянда принято было вышивать афоризмы или ноты популярных мелодий. Трудно сказать, чем диктовался выбор подобного орнамента — может быть, капризной модой, а возможно, любовью обычных людей к высокому искусству. «Золотая рыбка» Мартона

Венгерский скрипач и композитор Эдвин Мартон, не так давно гастролировавший по России с программой «Страдивариус-шоу», счастлив, что у него есть возможность играть на Страдивари «Золотая рыбка» 1698 года, которой владел еще Паганини.

«Когда первый раз взял скрипку в руки, – вспоминает музыкант, – это было удивительное чувство! У нее настолько уникальный, настолько мягкий, настолько любовный звук, настолько он отличается от других!.. Это как держать в руках Микеланджело или Моне». Скрипка застрахована на 4 миллиона долларов, ее футляр снабжен спутниковой системой обнаружения, возят инструмент отдельно от скрипача в бронированной машине с охраной. Но однажды пришлось-таки здорово переволноваться. Эдвина Мартона в 2006-м пригласили на Олимпиаду в Турин вживую аккомпанировать Евгению Плющенко на показательных выступлениях фигуристов. И вот уж время близится, а «Золотой рыбки» все нет. Возможное исчезновение раритета страшно напугало скрипача, да и выступление олимпийского чемпиона оказалось под угрозой. Выяснилось, что три бронированные машины, в одной из которых находилась «Золотая рыбка», по ошибке отправились на другой стадион. И только увидев хоккеистов, сопровождавшие скрипку поняли, что заехали не туда. «Я очень переживал, но за 15 минут до начала скрипку привезли. Это же было выступление моей жизни: 500 миллионов человек смотрели его во всем мире, и я думаю, что никогда больше у меня такого не будет».

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Заговорённая скрипка Страдивари Из сериала: Тайные знаки.

Заговорённая скрипка Страдивари

Из сериала: Тайные знаки.

Скрипка Страдивари !? Скрипка Страдивари!? Почему о ней захотелось открыть тему? Наверное это ещё из тех времён детства, когда к нам приезжала моя кузина , которая по нескольку часов играла на скрипке, в то время как мы беззаботно резвились на улице .Её занятия строго контролировал мой дядя. Сам он великолепно играл на аккордеоне. Тогда я и услышала впервые о скрипке Страдивари.  Сейчас хочется докопаться до сути.В чём ценность и уникальность этой скрипки? Почему до сих пор никто не может сделать подобную скрипку.И когда на Земле впервые появилась скрипка и кто учил и учился на ней играть?  С чего начинается проявление таланта, с какого времени человек чувствует тягу к чему-то одному, и как это происходит у людей? Как становятся Великими Мастерами? Способно ли моё ухо различать звучание скрипки Страдивари.? Ну и ещё..., когда расследуешь что-либо, или изучаешь, то находишь ответы и на другие вопросы, которые раньше себе задавал.

Скрипка Страдивари !?

Скрипка Страдивари!? Почему о ней захотелось открыть тему? Наверное это ещё из тех времён детства, когда к нам приезжала моя кузина , которая по нескольку часов играла на скрипке, в то время как мы беззаботно резвились на улице .Её занятия строго контролировал мой дядя. Сам он великолепно играл на аккордеоне. Тогда я и услышала впервые о скрипке Страдивари.

Сейчас хочется докопаться до сути.В чём ценность и уникальность этой скрипки? Почему до сих пор никто не может сделать подобную скрипку.И когда на Земле впервые появилась скрипка и кто учил и учился на ней играть?

С чего начинается проявление таланта, с какого времени человек чувствует тягу к чему-то одному, и как это происходит у людей? Как становятся Великими Мастерами? Способно ли моё ухо различать звучание скрипки Страдивари.?

Ну и ещё..., когда расследуешь что-либо, или изучаешь, то находишь ответы и на другие вопросы, которые раньше себе задавал.

Заговорённая скрипка Страдивари  Год выпуска : 2008, Россия  научно-популярный фильм   Голоса скрипок Страдивари сравнивали с пением ангелов, а про самого мастера говорили, что он продал душу дьяволу. Каждая из шестисот скрипок маэстро уникальна, но самая удивительная судьба ждала инструмент по заказу испанского герцога Боргеса. Три века спустя её хозяином станет скрипач Давид Ойстрах . Знаменитый музыкант и не предполагал, что инструмент, оказавшийся в его руках, обладает такой магической силой... Скрипка Страдивари, в своё время принадлежащая знаменитому музыканту Давиду Ойстраху, за 300 лет сменила много хозяев. Она побывала в руках грабителей и в пламени пожаров, на долгие годы и вовсе исчезала. Итог невероятных приключений всегда один: скрипка, чей голос называют «голосом неба», неизменно возвращается в руки хозяев...

Заговорённая скрипка Страдивари Год выпуска : 2008, Россия научно-популярный фильм

Голоса скрипок Страдивари сравнивали с пением ангелов, а про самого мастера говорили, что он продал душу дьяволу.

Каждая из шестисот скрипок маэстро уникальна, но самая удивительная судьба ждала инструмент по заказу испанского герцога Боргеса.

Три века спустя её хозяином станет скрипач Давид Ойстрах . Знаменитый музыкант и не предполагал, что инструмент, оказавшийся в его руках, обладает такой магической силой... Скрипка Страдивари, в своё время принадлежащая знаменитому музыканту Давиду Ойстраху, за 300 лет сменила много хозяев. Она побывала в руках грабителей и в пламени пожаров, на долгие годы и вовсе исчезала.

Итог невероятных приключений всегда один: скрипка, чей голос называют «голосом неба», неизменно возвращается в руки хозяев...

Страдивари Антонио   Из словаря: Страдивари, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио [возможно, 1643 (или 1648, 1649), Кремона, — 18.12.1737, там же], итальянский скрипичный мастер . Ученик Н. Амати . Открыл в Кремоне собственную мастерскую ( около 1667 ). Многие годы работал в манере своего учителя, около 1704 изготовил наиболее совершенную модель. В 1704—25 создал лучшие по концертным качествам скрипки ясного, сочного тембра . Инструменты С. отличают совершенство художественного оформления, изящество, гармоничность формы, тщательность в подборе древесины, красота лака. Делал также виолончели и альты. На инструментах С. играют крупнейшие современные музыканты. В государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов в Москве хранятся несколько скрипок, альт и виолончель работы С. (они выдаются для концертных выступлений выдающимся советским исполнителям). Учениками С. были его сыновья Франческо (1671—1743) и Омобоно (1679—1742), а также К. Бергонци.

Страдивари Антонио

Из словаря:

Страдивари, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио [возможно, 1643 (или 1648, 1649), Кремона, — 18.12.1737, там же], итальянский скрипичный мастер . Ученик Н. Амати . Открыл в Кремоне собственную мастерскую ( около 1667 ). Многие годы работал в манере своего учителя, около 1704 изготовил наиболее совершенную модель. В 1704—25 создал лучшие по концертным качествам скрипки ясного, сочного тембра . Инструменты С. отличают совершенство художественного оформления, изящество, гармоничность формы, тщательность в подборе древесины, красота лака. Делал также виолончели и альты. На инструментах С. играют крупнейшие современные музыканты. В государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов в Москве хранятся несколько скрипок, альт и виолончель работы С. (они выдаются для концертных выступлений выдающимся советским исполнителям). Учениками С. были его сыновья Франческо (1671—1743) и Омобоно (1679—1742), а также К. Бергонци.

Немного истории. Антонио Страдивари родился предположительно в 1644 году, точной даты, как и места, его рождения не установлено, известно только, что всю жизнь прожил он в Италии, в Кремоне .  В тринадцать лет Страдивари пошел учиться скрипичному делу у Николо Амати и в дальнейшем посвятил себя совершенствованию скрипки.

Немного истории.

Антонио Страдивари родился предположительно в 1644 году, точной даты, как и места, его рождения не установлено, известно только, что всю жизнь прожил он в Италии, в Кремоне .

В тринадцать лет Страдивари пошел учиться скрипичному делу у Николо Амати и в дальнейшем посвятил себя совершенствованию скрипки.

Немного истории. В начале 1700-х годов Антонио смастерил идеальную скрипку, с безупречной формой и звуком, которая до сих пор остается непревзойденной. Говорят, что услышавший звучание скрипки Страдивари, уже не спутает его ни с чем другим. За свою долгую жизнь Страдивари сделал более 2500 смычковых инструментов. Самыми ценными считаются инструменты, приходящиеся на 1698-1725 года. Обычно на творениях гениального мастера, с внутренней стороны, можно было увидеть скромную надпись: А.S. в двойном круге и мальтийский крест. Хотя, возможно, некоторые скрипки Страдивари не подписывал вообще.

Немного истории.

В начале 1700-х годов Антонио смастерил идеальную скрипку, с безупречной формой и звуком, которая до сих пор остается непревзойденной. Говорят, что услышавший звучание скрипки Страдивари, уже не спутает его ни с чем другим. За свою долгую жизнь Страдивари сделал более 2500 смычковых инструментов. Самыми ценными считаются инструменты, приходящиеся на 1698-1725 года. Обычно на творениях гениального мастера, с внутренней стороны, можно было увидеть скромную надпись: А.S. в двойном круге и мальтийский крест. Хотя, возможно, некоторые скрипки Страдивари не подписывал вообще.

Немного истории. В настоящее время насчитывается около 600 скрипок Страдивари, дошедших до наших лет, стоимость каждой варьируется от 500 тысяч до 3 миллионов евро, хотя шедевры бесценны. Все скрипки имеют имя и состоят на специальном учете.

Немного истории.

В настоящее время насчитывается около 600 скрипок Страдивари, дошедших до наших лет, стоимость каждой варьируется от 500 тысяч до 3 миллионов евро, хотя шедевры бесценны. Все скрипки имеют имя и состоят на специальном учете.

Надпись на скрипке Страдивари

Надпись на скрипке Страдивари

Дэвид Ойстрах

Дэвид Ойстрах

ссылки http:// free-filmy.ru/16075-taynye-znaki-zagovorennaya-skripka-stradivari-2008-satrip.html http://pedsovet.su

ссылки

http:// free-filmy.ru/16075-taynye-znaki-zagovorennaya-skripka-stradivari-2008-satrip.html

http://pedsovet.su


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Заговоренная скрипка Страдивари

Автор: Барков Семен

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194627


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства