В мелодиях, напевах «Всенощной» оживают детские впечатление композитора о колокольных звонах новгородского Софийского собора.
«Четыре ноты, — вспоминал Рахманинов, — складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом.»
«Всенощную» Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения. Многие поколения безвестных творцов-распевщиков сберегали драгоценный камень знаменного распева, а Мастер вывел на нем узор бессмертной красоты. Суровые, строгие мелодии, звучавшие в древних храмах, ожили под руками композитора. Подобно хоралам и «Высокой мессе» Баха, музыка «Всенощной» отражает чувства, размышления о жизни и смерти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Всенощное бдение» Музыкальное зодчество России»
«Всенощное бдение»
Музыкальное зодчество России
«Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать»
Александр Мень
Всенощная - это богослужение православной церкви, которое совершается вечером накануне воскресенья и праздников и объединяет службы вечерню и утреню.
Нечто высшее, прекрасное совершенное предстает и во «Всеношной» или «Всенощном бдении», Сергея Васильевича Рахманинова
(1873-1943).
«Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (в начале 1915 г.). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучала как противостояние справедливости и бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания. В это время Рахманинов, который был прекрасным пианистом, дал немало благотворительных концертов в пользу пострадавших на фронте.
В мелодиях, напевах «Всенощной» оживают детские впечатление композитора о колокольных звонах новгородского Софийского собора.
«Четыре ноты, — вспоминал Рахманинов, — складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом...»
«Всенощную» Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения. Многие поколения безвестных творцов-распевщиков сберегали драгоценный камень знаменного распева, а Мастер вывел на нем узор бессмертной красоты. Суровые, строгие мелодии, звучавшие в древних храмах, ожили под руками композитора. Подобно хоралам и «Высокой мессе» Баха, музыка «Всенощной» отражает чувства, размышления о жизни и смерти.
Это произведение могло родиться только в России. Во всем русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочинение, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее.Озвученный облик Родины - так можно определить художественную идею «Всенощной».
«Всеношное бдение» Рахманинова традиционно по построению и состоит из двух циклов песнопений, образующих «Вечерню» и «Утреню». В нем 15 номеров (частей), большая часть которых основана на подлинных знаменных распевах, обогащенных композитором новыми голосами и мелодическими линиями.Удивительно сочетаясь, они то растекаются светлоструйными ручейками, то образуют единый мощный звуковой поток, то воспаряют в заоблачную высь, то погружаются в глубины мироздания.
В первых семи номерах «Вечерни» преобладает мягкая звучность, лиричность. Исключение составляет «Приидите, поклонимся» (№ 1) — своеобразный эпиграф-приглашение, звучащий торжественно и строго, как вступление к действию. Песнопение «Ныне отпущасши» (№ 5) подобно умиротворенной колыбельной. Знакомый вам хор «Богородице Дево, радуйся» (№ 6) завершает цикл «Вечерни».
Проникнутую лирическим настроением и тихой молитвенностыо «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъемами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковые композиции. Активно и утверждающе звучит хор «Хвалите имя Господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.
Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.
«Всеношная» создана для храма. А храм этот, по словам известного хорового дирижера В. Чернушенко, — вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых - лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом...
Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим.
Объединяет и нас - в любви и преданности земле своей.
-Послушайте хор «Приидите, поклонимся».
-Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
-Сравните ее с главной темой Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова.
-Что в них общего?
Какой смысл несет в себе полифоническое звучание хора «Ныне отпущаеши»?
-Что вносят в характер звучания глубокие мужские голоса (басы), а что - высокие светлые женские голоса (сопрано)?