«влияние интонационной выразительности музыкального произведения на повышение эффективности в работе с воспитанниками»
«влияние интонационной выразительности музыкального произведения на повышение эффективности в работе с воспитанниками»
Теоретические основы формирования эмоций у детей, обозначить актуальные направления работы педагога дополнительного образования, ориентированные на повышение эффективности в работе с воспитанниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««влияние интонационной выразительности музыкального произведения на повышение эффективности в работе с воспитанниками»»
«ВЛИЯНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ»
Выполнила
Янишена Янина Владимировна,
педагог дополнительного образования ГБУДО «Донецкий Республиканский Дворец детского и юношеского творчества»
Донецк, 2024 г.
Особенностью музыки как вида искусства является ее звуковыразительная, интонационная природа. Она позволяет с особенной глубиной и тонкостью передавать мысли и душевные движения людей и с особенной силой влиять на слушателя теми идеями и чувствами, которые она выражает.
Система работы педагога дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки с использованием программных и современных произведений способствует повышению эффективности в работе с воспитанниками. В певческой деятельности происходит творческое самовыражение детей, которое формируется как в ансамблевом пении, так и в сольном. Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными, обогащают свой вокальный опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.
Цель работы – рассмотрев теоретические основы формирования эмоций у детей, обозначить актуальные направления работы педагога дополнительного образования, ориентированные на повышение эффективности в работе с воспитанниками. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие интонационной выразительности музыкального произведения.
Ознакомиться с работами и научными исследованиями по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов.
Рассмотреть пути развития эмоциональной отзывчивости у воспитанников средствами музыки.
Разработать комплекс занятий, направленных на повышение эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Теоретические основы формирования эмоций у детей …………
1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов ………………………………………
1.2. Пути развития эмоциональной отзывчивости у воспитанников средствами музыки ………………………………………………………….
Раздел 2. Актуальные направления эффективной работы педагога дополнительного образования ………………………………………………
2.1. Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости детей на музыкальные произведения ……………………………………………...
2.2. Система занятий шоу-группы «Аква», направленная на повышение эффективности работы по развитию у воспитанников эмоциональной сферы посредством интонационной выразительности музыкального произведения .
Выводы ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития эмоциональной сферы у детей школьного возраста не нова, но она по-прежнему злободневна. Актуальность данной темы состоит в том, что кардинальные экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного школьника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира ребенка, или искажает этот процесс. Актуальность также связана и с популяризацией в последнее время детского вокального творчества, ростом числа детских вокальных конкурсов и фестивалей. В певческой деятельности происходит творческое самовыражение детей, которое формируется как в ансамблевом пении, так и в сольном. Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными, обогащают свой вокальный опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.
В учреждении дополнительного образования детей, основная цель которого – создание условий для самореализациии развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности [1, с. 7], развитие мотивации личности к познанию и творчеству, в процессе занятий повышается интерес к вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять вокальные произведения сам и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям.
Наблюдения за детьми и подростками в учебе, игре и повседневной деятельности показывают, что они часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы. Цель работы – рассмотрев теоретические основы формирования эмоций у детей, обозначить актуальные направления работы педагога дополнительного образования, ориентированные на повышение эффективности в работе с воспитанниками. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие интонационной выразительности музыкального произведения.
Ознакомиться с работами и научными исследованиями по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов.
Рассмотреть пути развития эмоциональной отзывчивости у воспитанников средствами музыки.
Разработать комплекс занятий, направленных на повышение эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки.
Объектом исследования является педагогический процесс развития эмоциональной сферы у воспитанников учреждение дополнительного образования при восприятии музыки. Предметом данного исследования является развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки.
Гипотеза исследования: повышение эффективности в работе с воспитанниками будет более успешным при следующих условиях: если педагог будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки; если будет обогащать имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах; если будет обучать детей способам выражения эмоций.
Исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов, списка использованной литературы.
Результаты данной работы могут быть полезны для педагогов дополнительного образования. Разработанный комплекс занятий может использоваться ими в части повышение эффективности в работе с воспитанниками.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ
1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
Проблеме эмоций уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи. За последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования.
Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Теория Вундта критиковалась американским психологом Титченером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие. Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. Джемс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к «высшим» – эмоции, связанные с эстетическими потребностями.
Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов:
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский в своих трудах подчеркивал значимость музыкального искусства и считал его главнейшим средством воспитания культуры личности. Он писал о том, что «…если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» [14].
Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни). Следовательно, если музыка оказывает такое влияние на ребенка уже в первый год его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Музыкальное искусство, одно из первых, наиболее глубоко захватывает и организует эмоциональную природу ребенка, в общении с музыкой дети легко находят выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыка способна ранее всех других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном. Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.).
1.2. Пути развития эмоциональной отзывчивости у воспитанников средствами музыки
Традиционно эмоциональная отзывчивость на музыку в музыкальной педагогике и психологии рассматривается как особая музыкальная способность, природа которой соотносится с эмоциональной природой музыкального искусства. В предложенной Б. М. Тепловым структуре музыкальных способностей эмоциональная отзывчивость на музыку, по образному выражению автора, составляет как бы центр музыкальности, главный её признак. Музыкальность – это комплекс специальных способностей, находящих свое выражение в своеобразной ориентировке в музыке. Чем более музыкален человек, как подчеркивает Б. М. Теплов, тем больше он слышит в музыке. Связывая музыкальность с переживанием содержательной стороны музыкального произведения, автор указывает на единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности [15].
В контексте гуманистической педагогики музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы. Это обусловлено тем, что музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей и подростков формируется и развивается в процессе слушания и исполнения различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания и исполнения, является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту воспитанников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, полезно сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.
Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребёнок, слушающий музыку, воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыке эмоции; природные эмоции музыки.
Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.
Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие школьника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога дополнительного образования. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.
В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желания заниматься музыкальной деятельностью.
В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.
В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.
В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.
Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства. Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств.
Для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
РАЗДЕЛ 2. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости детей на музыкальные произведения
При зачислении детей в Шоу-группу «Аква» проводится ряд мероприятий для определения готовности ребенка к обучению по Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности шоу-группы «Аква». Среди них диагностика уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку. Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагает, во-первых, адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение, во-вторых, способность целостного восприятия музыкального произведения. Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей адекватно проявлять свои эмоции, необходимо развивать у них способность осознанно воспринимать музыкальное произведение.
Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости нами использовались методики А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской и И.В. Груздовой. Диагностика по методике А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской включила в себя три задания [7]. Диагностика по методике И.В. Груздовой включала одно задание. Выполнение заданий оценивалось по трехбалльной системе.
В процессе проведения диагностики были получены следующие данные (см. табл. 1).
Таблица 1
Диагностика проявления эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения на этапе зачисления детей в коллектив
№ п/п
ФИ ребенка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Общее количество баллов
1
А. Ю.
1
1
2
1
5
2
Б. Д.
2
2
2
2
8
3
К. Е.
2
1
2
1
6
4
М. Н.
1
1
2
3
7
5
С. Е.
1
1
2
1
5
6
…
К моменту зачисления в шоу-группу «Аква» – это старший дошкольный / младший школьный возраст – дети уже в той или иной степени обладают музыкально-эстетическими предпочтениями. Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют Интернет, радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала. Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Наша задача – всесторонне развивать личность ребенка.
Одна из задач педагога дополнительного образования – создать условия для успешной социализации воспитанников, атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого воспитанника, используя различные приемы вокального исполнения. Результаты диагностики позволяют определить уровень ребенка, направить работу на формирование комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. Песенный репертуар подбирается в соответствии с возрастными и личностными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут, а педагогу – развивать индивидуальные музыкальные творческие способности воспитанников, музыкально-эстетический вкус, музыкальную память. В конце 1-го года обучения снова проводится диагностика проявления эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения (см. табл. 1). Сравнивая итоги диагностики, можно проследить динамику развития уровня проявления эмоциональной отзывчивости воспитанников, сделать вывод о результатах работы в предыдущем учебном году и спрогнозировать деятельность в следующем.
Таблица 2
Диагностика проявления эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения после 1-го года обучения в коллективе
№ п/п
ФИ ребенка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Общее количество баллов
1
А. Ю.
2
1
2
2
7
2
Б. Д.
3
3
3
2
11
3
К. Е.
3
3
2
2
10
4
М. Н.
1
2
2
3
8
5
С. Е.
2
2
2
2
8
6
…
По завершении исследования по результатам четырёх заданий определялся уровень проявления эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка.
Уровни проявления эмоциональной отзывчивости:
Низкий уровень (меньше 6 баллов). Ребёнок не умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Музыкальные произведения не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. Он не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке у него неглубок и неустойчив.
Средний уровень (9-7 баллов). Ребёнок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Музыкальные произведения вызывают у него живой отклик, но только если они просты по содержанию и форме. Ребёнок не всегда может самостоятельно ответить на вопросы о музыке, ожидает помощи взрослого, затрудняется в подборе нужных терминов.
Высокий уровень (12-10 баллов). Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых, в процессе разбора музыкального произведения; правильно пользуется элементарной музыкальной терминологией. Умеет оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способен воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Умеет анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки.
Полученные нами данные представлены наглядно в виде диаграммы (см. рис. 1).
Рисунок 1. Уровни проявления эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения
Анализируя данные диаграммы, можно констатировать тот факт, что в группе произошли значительные изменения. Увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.
Кроме выше указанной диагностики мы используем и другие, такие как диагностики по выявлению уровня заинтересованности школьников музыкой как учебным предметом: «Диагностика уровня интересов школьников к музыкальным занятиям», разработанной Ю.Б. Алиевым и Л.В. Школяром, и тест В.П. Анисимова, направленный на выявление мотивации обучения музыке. Таким образом мы получаем ответ на вопросы: что ребенок ждет от музыки, что ищет в ней, и живет ли музыка в ребенке? Понимание на старте педагогом дополнительного образования «материала», который попал ему в руки, способствует грамотной организации продуктивной работы с ребенком с учётом его уровневой подготовки.
2.2. Система занятий шоу-группы «Аква», направленная на повышение эффективности работы по развитию у воспитанников эмоциональной сферы посредством интонационной выразительности музыкального произведения
Основной формой работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности шоу-группы «Аква» является вокальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Исходя из целей музыкального воспитания, педагог дополнительного образования ставит перед собой следующие задачи:
развивать музыкальность воспитанников;
обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;
воспитать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
развивать художественно-творческие способности.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать занятия более эмоционально и информационно насыщенными.
Формы организации вокальной деятельности шоу-группы «Аква»:
частично-поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
методические игры.
Созданная система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников. Реализация подхода к развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки требовала поддержки со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях с различной наглядной информацией, с теоретическими и методическими вопросами развития эмоциональной сферы посредством восприятия музыки способствовало зарождению у родителей интереса к данной проблеме.
В условиях специально организованного процесса восприятия музыки эмоциональная отзывчивость детей развивается наиболее эффективно, если:
процесс восприятия музыки дифференцирован;
учтены индивидуальные особенности детей при организации процесса восприятия музыки как активного творческого процесса;
специально подобран репертуар музыкальных произведений;
учтено влияние социального окружения ребенка (школа, семья) на его эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия музыки.
Интонационно-образное мышление – это оперирование музыкальными образами, средствами художественной выразительности, это знание в действии. В музыкальном искусстве все средства музыкальной выразительности интонационны.
Этапы развития личности через интонационно-образное мышление.
Интонационно-речевой этап. Человеческие чувства и речь – прототипы музыки. От жизни идем к музыке. Ребенок приобретает первые представления о музыкальной речи, которую можно научиться понимать и без слов. На этом этапе дети учатся осмысленно оперировать элементами музыкальной речи, осваивать их на понятийном уровне.
Наглядно-действенный этап. Ребенок умеет осмысленно пользоваться элементами музыкальной речи в различных видах деятельности на занятиях музыкой (аналитической, исполнительской, сочинение). Ребенок способен проследить за музыкальным развитием, понять строение музыкального произведения.
Абстрактно-логический этап. Ученик способен художественно грамотно ориентироваться в разных явлениях музыкальной культуры, осознавать особенности стиля композитора. Развитие мышления происходит во всех видах музыкальной учебной деятельности.
Условия формирования интонационно-образного мышления:
жизненный опыт;
развитие всех компонентов музыкального слуха;
количество и качество музыкального репертуара;
опора на общие дидактические принципы;
использование разнообразных методов и приемов (проблемные, игровые);
опора художественного мышления на научное (понятийное).
В своей работе по развитию у детей эмоциональной сферы мы используем художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогают ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения. Мелодии, пьесы, которые слушают дети, дают им спектр положительных эмоций, ощущений, влияющих на их настроение.
В процессе развития певческой культуры учащихся, возрождения традиций отечественного сольного, ансамблевого и хорового пения нами активно использовались современные методики развития слуха и голоса, включая многообразные частные авторские методики (Е. Критская, Ю. Алиев, В. Емельянов, Г. Струве, Г. Стулова и др.), учитывающие возрастные особенности школьников, возможности применения игровых приемов обучения (артикуляционная гимнастика: «улыбаемся–грустим», «лошадка», «покусывание кончика языка», «тик-так», «поза льва» и проч., дыхательная гимнастика: «упражнение насос», «маятник», «кошка» и проч.), тщательного отбора вокально-хорового репертуара, использования коллективных, ансамблевых и сольных форм хорового исполнительства.
Работу над интонированием (точным воспроизведением мелодии) начинаем с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – неумение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае нами используется транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала детям предлагается выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. При работе над чистым интонированием не используем фонограммы, только под фортепиано, на разной динамической нюансировке можно добиваться умения чисто интонировать. Пение по фразам, предложениям даёт хороший результат, учит детей слышать пение других детей, быть внимательным, ответственным за сольное исполнение. Также для налаживания чистоты интонации в пении используется систематическое повторение выученных песен с сопровождением и А капелла, упражнение «рисуем голосом».
Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, используем моделирование (показ движения рукой, дидактические игры и т. д.).
Повышению эффективности работы с воспитанниками способствуют такие технологии, как:
технология арт-терапевтического воздействия музыки. Данная технология способствует созданию комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализации основных функций организма – дыхания, артериального давления, сердечных ритмов; стимулированию слуховой активности при восприятии музыки, оздоровлению голосового аппарата в процессе пения, восстановлению координации между слухом и голосом (вокалотерапия), развитию координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.
технология развития ассоциативно-образного мышления воспитанников на занятиях вокалом базируется на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром. Интеграция искусств дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств: приемы «музыкальная живопись», «живописная музыка». При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий. Следует подчеркнуть, что в процессе интеграции искусств доминирующая роль должна принадлежать музыке.
метод проектов как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации. Каждый творческий номер мы рассматриваем как проект. Выступление на концертной или конкурсной сцене – защита проекта. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах используются различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников.
технология диагностики уровня развития музыкальной культуры: выявление личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка; представлений воспитанников о духовных ценностях музыкального искусства; становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества; «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков, приобретенных нравственных установок в процессе учебной работы, внеурочной деятельности, повседневной жизни, организации досуга, адаптации к социокультурным условиям, в творческой деятельности.
Важным средством развития эмоциональной отзывчивости детей считаем использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Особенно это актуально для воспитанников первых лет обучения (срок реализации Общеразвивающей программы художественной направленности шоу-группы «Аква» – 10 лет).
Музыкально-игровые уподобления звучанию музыки могут протекать в форме игры, основу которой составляют следующие игровые действия:
тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений;
двигательные, моделирующие характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов;
интонационные, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки;
вокальные, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз;
инструментальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;
цветомузыкальные, моделирующие эмоционально-образное содержание музыкального произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.
Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности школьников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми. Игры выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Поэтому мы считаем целесообразным применение игровых технологий. Отметим, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии педагога дополнительного образования и родителей, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность, включаются в развлечения и досуг.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить целостную картину мира, научить принимать самостоятельные решения в широком спектре жизненных ситуаций. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя быто, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. В шоу-группе «Аква» традиционным стал самостоятельный выбор детьми вокального материала для индивидуального исполнения. Это мотивирует детей, дает возможность воспитанникам спеть любимые песни любимых исполнителей, но интерпретируя по-своему, используя свой потенциал, свои способности, свои приемы интонационной выразительности. Такой подход повышает эффективность работы с детьми, а также дает высокую результативность по итогам участия в конкурсах.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Руководителем шоу-группы «Аква» активно используются любые возможности для участия своих воспитанников – юных вокалистов – в концертных и конкурсных мероприятиях как в городе Донецке, так и далеко за его пределами. Такой опыт воспитывает волю, дает детям возможность самореализации, помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены.
Параллельно с учебной деятельностью в шоу-группе «Аква» проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
создание дружного коллектива;
тесное плодотворное взаимодействие между детьми, педагогами и родителями.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение; слушание различных интерпретаций исполнения; пластическое интонирование; добавление элементов импровизации; движения под музыку; элементы театрализации. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Предметными результатами занятий по Общеразвивающей программе художественной направленности шоу-группы «Аква» являются:
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметные результаты:
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
приобретение опыта в вокально- творческой деятельности.
Личностные результаты занятий:
формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края.
Таким образом, анализируя всё выше сказанное, можно сделать вывод о том, что построенная система работы по развитию эмоциональной сферы детей и подростков посредством восприятия музыки, с использованием программных и современных произведений, привела к тому, что их эмоциональная отзывчивость на музыку приобрела новое качество – она стала результатом.
Дети научились делиться своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями, которые относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями. Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.
Также дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей. Они соотносят проявления эмоций с собственными переживаниями, что говорит о личностной значимости произведений для ребенка. Помимо ориентированности на собственные чувства, воспитанники выделяют социальную значимость произведений.
ВЫВОДЫ
В воспитании гармонично развитой личности учащегося пение, вокальная музыка занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Это наиболее доступный метод музицирования. Правильное обучение пению сохраняет и развивает голос, тренирует голосовой и дыхательный аппарат. Пение совершенствует художественный вкус воспитанников, расширяет и обогащает их музыкальный и культурный диапазон. В певческой деятельности происходит творческое самовыражение детей, которое формируется как в ансамблевом пении, так и в сольном. Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными, обогащают свой вокальный опыт, получая яркие эмоциональные впечатления. Обучение вокалу, выразительному интонированию музыкального произведения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях, фестивалях и конкурсах Донецкого Республиканского Дворца детского и юношеского творчества, города, региона и страны.
В результате работы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Планы, намеченные на будущее, остаются неизменными – продолжать свою педагогическую деятельность для достижения положительных результатов, увлекая ребят музыкой, пением, развивая их художественное мышление, эмоционально-волевую сферу, прививая эстетический вкус, воспитывая уважение и самоуважение.
Хорошо известно, что убеждает убежденный, увлекает увлеченный. Интерес учащегося может воспламениться только от интереса обучающего. Нелегко в наше неспокойное и смутное время не только сберечь интерес, но и разжечь огонь ребячьих дарований. Стараюсь придать их увлечениям серьезный и долговременный смысл, чтобы искорки превратились в пламя вдохновения и преданности творчеству.
Символичным стало название шоу-группы «Аква». Многолетний опыт работы с коллективом показывает, что участие во многочасовых рутинных репетициях, ярких волнительных выступлениях, а также эмоции от ошеломляющих побед стали для воспитанников и их родителей необходимыми, как вода. А это и есть показатель эффективной работы педагога дополнительного образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Российская Федерация. Правительство Российской Федерации. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р – URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной методологии : учебное пособие / В. А. Багадуров. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2018. – 352 с.
Вербов, А. М. Техника постановки голоса : учебное пособие / А. М. Вербов. –Санкт-Петербург : Планета музыки, 2018. – 64 с.
Вишнякова, Т. П. Практика работы с хором : учебное пособие / Т. П. Вишнякова, Т. В. Соколова.– Санкт-Петербург : Планета музыки, 2017. – 112 с.
Волков, И. П. Воспитание творчеством / И. П. Волков. – Москва : Знание, 2019. – 84 с.
Гарсиа, М. Полный трактат об искусстве пения : учебное пособие / М. Гарсиа. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2015. – 416 с.
Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
Груздова, И. В. Творческое развитие младшего школьника : учебно-методическое пособие / И. В. Груздова. – Тольятти : ТГУ, 2019. – 128 с.
Гутман, О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания : учебное пособие / О. Гутман. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2017. – 80 с.
Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников : учебное пособие / В. А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
Кон, И.С. Культура и общество / И. С. Кон. – Москва: Педагогика, 2018. – С. 133–166.
Котлярова, Т. А. Ансамблевое пение: исполнительская практика ансамбля народной музыки «Любава» : хрестоматия / Т. А. Котлярова, М. Г. Котляров. – Кемерово : КемГИК, 2018. – 71 с.
Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания / Б. Т. Лихачев. – Москва: Педагогика, 2017. – 28 с.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 1990. – С. 52.
Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М., Наука, 2003. – 379 с.
Тетраццини, Л. Как правильно петь / Л. Тетраццини. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2014. – 208 с.
Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304 с.
Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя / О. Шульпяков. – С-Петербург : Композитор, 2016. – 36 с.