Творческий отчёт педагога дополнительного образования СП "Поиск" ГБОУ СОШ №2 пгт Суходол м.р. Сергиевский Самарской обл.
Творческий отчёт педагога дополнительного образования СП "Поиск" ГБОУ СОШ №2 пгт Суходол м.р. Сергиевский Самарской обл.
Творческий отчёт - квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить целостную систему деятельности педагога, максимально полно отражающее индивидуальное педагогическое творчество аттестуемого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчёт педагога дополнительного образования СП "Поиск" ГБОУ СОШ №2 пгт Суходол м.р. Сергиевский Самарской обл.»
Творческий отчёт
педагога дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 пгт Суходол,руководителя объединения «Шестиструнная гитара»
Верещагиной М.Е.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»
В. А. Сухомлинский
Визитная карточка
ФИО : Верещагина Марина Евгеньевна
Образование: высшее, в 1993 году окончила Самарский государственный институт искусств и культуры по специальности культурология. Присвоена квалификация культуролог, организатор кино-видеопропаганды.
Категория (дата прохождения аттестации) : I категория, 11.11.2015г.
Стаж педагогический деятельности: 20 лет.
Основное место работы, должность: СП «Поиск» ГБОУ СОШ № 2, педагог дополнительного образования.
Цель программы
Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, активизация эмоционально-слуховой сферы и эстетического вкуса воспитанников через приобщение их к современной музыкальной культуре
Образовательные задачи
развивать интерес к музыке;
обучить основам теории музыки, основам аккомпанемента на шестиструнной гитаре;
Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач
Общее музыкальное развитие
Концертно- исполнительская деятельность
Работа над исполнительским репертуаром
Способствует накоплению музыкально-слуховых представлений воспитанников
Реализует принципы дифференцированного подхода (выбор песен и инструментальных музыкальных композиций в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями и исполнительскими возможностями обучающихся)
Способствует развитию познавательной активности
Формирует навыки самостоятельной работы с различными информационными источниками, включая ресурсы сети-Интернет
Формы организации учебной деятельности
Коллективная
при изучении тематического учебного материала теоретического характера
в работе над программным исполнительским репертуаром
при отработке практических навыков исполнительской техники для различных видов аккомпанемента
при проведении воспитательных мероприятий различной направленности
Формы организации учебной деятельности
Групповая
в практико-ориентированной деятельности при игре в дуэте, трио, ансамбле;
в цикле вокальной подготовки
Формы организации учебной деятельности
Индивидуальная
при проведении репетиционных занятий;
в работе с музыкально-одарёнными детьми при подготовке к творческим конкурсам;
в качестве дополнительных занятий при работе с отстающими воспитанниками
Учебное занятие
- это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков
Фрагмент технологической карты учебного занятия в объединении «Шестиструнная гитара» по теме «Игра в ансамбле. Малые формы»
Этапы учебного занятия
Деятельность педагога
1.Организационный
момент- 2 мин.
Деятельность ученика
Настраивает учащихся на работу, создаёт позитивный эмоциональный настрой на предстоящую работу.
2.Актуализация комплекса знаний и способов деятельности – 5 мин.
Задаёт вопросы, корректирует ответы обучающихся, по пройденному материалу (актуализация ключевых понятий, терминов и способов организации музыкальной деятельности с использованием форм ансамблевого музицирования)
Методы, приёмы,
формы организации деятельности
Приветствуют друг друга, мобилизуются и настраиваются на работу в классе.
3.Мотивация. Целеполагание – 2 мин.
Подводит обучающихся к самостоятельной формулировке темы и цели занятия. Проводит инструктаж по предстоящей деятельности учащихся на уроке.
Коллективная
Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения, корректируя и дополняя друг друга.
Средства обучения: информационные источники и ЭОР
Опрос, беседа
Презентация, слайд №1 (песняЮ. Шевчука «Родина»)
Формулируют свои предположения, аргументируя свою точку зрения, дополняя и корректируя друг друга.
Презентация, слайд №2-№6
Беседа.
Инструктаж.
Презентация, слайд №7-№8
Вводное занятие Цели:
определение исходного уровня развития музыкальных способностей учащихся
формирование чувства коллективизма, принадлежности к одной социальной группе с помощью социально-ориентированных игр
Вводное занятие
Социально-ориентированные игры
на знакомство и сплочение детского коллектива
«Откроем сердце другу»
«Молекула»
«Снежный ком»
«Полслова»
«Оркестр»
«Забавное построение»
Определение уровня развития элементарных музыкальных способностей
Предложить: простучать или прохлопать определённый ритмический рисунок несколько раз, усложняя его
Предложить: повторить голосом различные ноты (звуки), прослушанный музыкальный аудиофрагмент
Исполнить фрагмент известной песни под аккомпанемент педагога, в различных тональностях
Объяснить преобладающее настроение после прослушивание музыкального фрагмента. Привести аналогичные примеры.
Чувство ритма
Музыкальный слух
Вокальные способности
Музыкальная эмоционость (отзывчивость)
.
Основные этапы учебного занятия
Организационный
Проверочный
Подготовительный
Основной
Контрольный
Итогово-рефлективный
Информационный
Типы учебных занятий, проводимых в объединении «Шестиструнная гитара»
Учебное занятие по усвоению новых знаний и умений
Учебное занятие актуализации знаний и умений (повторение)
Учебное занятие комплексного применения знаний и умений (закрепление)
Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и умений
Учебное занятие контроля знаний и умений
Учебное занятие коррекции знаний, умений и навыков
Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков в практической деятельности)
Комбинированное учебное занятие
Виды деятельности воспитанников на учебных занятиях
Музыкально-познавательная деятельность
Слушание (восприятие) музыки
Исполнительская деятельность (пение, игра на музыкальном инструменте – шестиструнной гитаре)
Выполнение творческих заданий (воплощение художественного замысла через сочинение авторских текстов и музыки, творческая импровизация)
Вокальная подготовка
Упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата
(на10-15 мин. в начале занятия)
Со звуком "А" (ла, ма, на, ра, па, ба, да, мра, нра) до,ре\МИ\ми-фа-ми-ре\ДО
Мы по ступенькам вверх бежим, потом обратно поспешим ( гамма вверх и вниз)
Зи-ма,зи-ма,зи ( по тризвуку легато и стаккато)
Вокальная подготовка Скороговорки для развития дикции
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора
Шит колпак не по колпаковски, Сделан колокол не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, Надо колокол переколоковать
Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Пробежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все
Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа
Вокальная подготовка Упражнения на развитие артикуляционного аппарата
1. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта
2. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д
3. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают")
Вокальная подготовка Упражнения для развития и укрепления дыхательного аппарата
1.Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра
2. Задувание воображаемой свечи. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках
Игра на гитаре как вид исполнительской деятельности на учебном занятии
- основной вид деятельности обучающихся при проведении тренировочных учебных занятий, включающих в себя отработку умений и практических исполнительских навыков:
при постановке и разучивании аккордов,
при выполнении упражнений на развитие гибкости пальцев левой руки,
при освоении основных видов гитарного аккомпанемента – различных типов «боя» и арпеджио в рамках программного материала,
в работе над исполнительским репертуаром ,
при разучивании партий (бас, соло,
аккомпанемент) в ансамблевом музицировании
Игра на гитаре как вид исполнительской деятельности на учебном занятии
Всегда включена в проверочный и основной структурный этапы урока (при проведении занятий разных типов) в рамках изучения следующих разделов программы:
1 год обучения:
Отработка навыков игры на гитаре
Работа над репертуаром
Приобретение навыков ансамблевой игры
2 год обучения:
Музыкальные жанры и направления, в которых используется гитара (романс, авторская песня, рок-н-ролл, русский рок)
Гитарный аккомпанемент
Работа над репертуаром и решение различных исполнительских задач
Игра на гитаре как вид исполнительской деятельности на учебном занятии
способствует развитию у обучающихся:
музыкально-слуховых представлений ,
музыкальной памяти,
внимания,
творческой инициативы,
коммуникативных и социальных навыков,
позитивного самовосприятия (мажорной я-концепции)
Современные образовательные технологии, применяемые на занятиях в объединении «Шестиструнная гитара»
Технология дифференцированного
обучения
Методика коллективных творческих
дел
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технология обучения в сотрудничестве
Технология обучения в сотрудничестве
самостоятельное направление в рамках личностно – ориентированных технологий
альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе
при проведении динамических пауз и физкультминуток;
в коллективно-групповой музыкально-исполнительской деятельности;
при проведении различных тематических воспитательных мероприятий;
при подготовке учащихся к творческим конкурсам;
в работе с одарёнными детьми
Использование ЭОР в образовательной деятельности
Песни под гитару Гитар Тьютер НМ песенник Армейские песни
ЭОР, применяемые на учебных занятиях в объединении «Шестиструнная гитара»
ЭОР, применяемые на учебных занятиях в объединении «Шестиструнная гитара»
ЭОР, применяемые на учебных занятиях в объединении «Шестиструнная гитара»
ЭОР, применяемые на учебных занятиях в объединении «Шестиструнная гитара»
Стратегия развития и совершенствования Российского образования
обеспечение соответствиякачества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и
экономики
Приоритетная цель педагога
Развить способности ученика:
самостоятельно ставить учебные цели
проектировать пути их реализации
контролировать и оценивать свои достижения
Универсальные учебные действия
- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организации учебного процесса
Виды УУД
Личностные УУД
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
учащихся и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях и включают в свой состав
три вида действий:
Личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение
Действие смыслообразования , то есть установление
учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Познавательные УУД
Обеспечивают поиск и выделение необходимой информации, ее сравнение, установку причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование
Познавательные УУД включают:
Общеучебные УУД
Логические УУД
Действия постановки и решения проблем
Регулятивные УУД
Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относят:
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
Коммуникативные УУД
Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Разрешение возникающих конфликтов
Управление поведением партнера
Умение выражать свои мысли
Образовательные результаты программы
Предметные
первый год обучения:
знают первоначальные сведения об инструменте;
знают основы гитарного аккомпанемента;
знают элементарную теорию музыки в объеме программного материала 1-го года обучения;
знают основы образования голоса;
знают основы сценического поведения;
умеют аккомпанировать на гитаре изученные песни в изученных тональностях;
умеют выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике изученные музыкально-теоретические сведения (средства музыкальной выразительности);
умеют работать в творческом коллективе и имеют навыки музицирования в ансамбле
Образовательные результаты программы
Предметные
второй год обучения:
знают элементарную теорию музыки в объеме программного материала 2-го года обучения;
знают виды гитарного аккомпанемента, изучаемого в рамках курса;
знают основы вокального исполнительства;
знают основы современной музыкальной культуры;
умеют выразительно и грамотно исполнять песни, рационально применяя средства музыкальной выразительности, какой-либо вид гитарного аккомпанемента и приёмы вокальной техники;
умеют работать в ансамбле, чисто интонировать свои вокально-музыкальные партии;
умеют выступать на сцене, демонстрировать результаты обучения, принимая участие в благотворительных, конкурсных и т.п мероприятиях
Образовательные результаты программы
Метапредметные (Познавательные)
знают где и как можно найти нужную информацию о музыкальном произведении, исполнителе и т.д.;
умеют ориентироваться в информационном пространстве, готовы и способны к самостоятельной информационно-познавательной деятельности с использованием ресурсов сети Интернет и средств ЭОР.
умеют ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию;
применяют знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
умеют осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей
Образовательные результаты программы
Метапредметные (Регулятивные)
умеют принимать и сохранять учебно-творческие цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческо-музыкальной деятельности, осуществлять взаимный контроль;
умеют выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки;
умеют прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру;
имеют опыт мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта индивидуального и коллективного публичного выступления и при подготовке к нему;
имеют навыки адекватной оценки своих музыкально-творческих способностей
Образовательные результаты программы
Метапредметные (Коммуникативные)
знают сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
знают приемы общения с людьми разного возраста;
умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной музыкально-творческой деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
имеют навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
умеют использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
умеют общаться с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
Образовательные результаты программы
Личностные
любят свой край и свою Родину, уважают свой народ, его культуру и духовные традиции;
знают о значении музыкальных занятий в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров;
имеют сформированную мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация);
имеют потребность в общении с музыкой для дальнейшего личностного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга;
имеют навыки бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью
Мониторинг образовательной деятельности
МОНИТОРИНГ
БАЗОВЫЙ
ОДНОГО УРОКА
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
Тема 1
Тема 2
Тема 3 и т.д.
ВВОДНЫЙ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ
ИТОГОВЫЙ
Мониторинг образовательной деятельности
Диагностика личностных результатов воспитанников
По количеству освоенных репертуарных композиций за определённый период времени (при завершении тематического раздела, за учебный год, за курс обучения)
По техническому качеству исполнения музыкальных композиций (звукоизвлечение, темп, ритм)
По результатам вокальной подготовки (чистота интонирования, сила голоса, певческое дыхание)
По активности участия в концертно-исполнительской деятельности
По результатам участия в творческих конкурсах
По наличию позитивной мотивации к учебно-творческой деятельности
Результативность образовательного процесса
Районный конкурс вокалистов «Серебряный микрофон »
Результативность образовательного процесса
Районный конкурс солдатской песни «Голоса Победы»
Результативность образовательного процесса
Районный конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»
Результативность образовательного процесса
Районный конкурс детской гитарной песни «Жаворонок»
Результативность образовательного процесса Межмуниципальный фестиваль солдатской песни «Необъявленная война»
Результативность образовательного процесса Окружной этап областного конкурса творческих работ учащихся «Скажи терроризму нет»
Результативность образовательного процесса Всероссийские дистанционные конкурсы
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
участие в семинарах, практика публичных выступлений
участие в вебинарах
размещение и публикация авторских материалов на различных ресурсах
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
через
создание персонального педагогического сайта на образовательном портале «Мультиурок» и его методическое наполнение
Свыше 30 публикаций размещены на персональном сайте за период с марта 2015г.-по апрель 2017г.