Просмотр содержимого документа
«Творчество М.И.Глинки»
Михаил Иванович Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты… Оба черпали свои великие силы из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке.
В.В.Стасов
Русский музыкальный и художественный критик
Екатерина
Ермолаевна
Керн
Камаринская — это одна из наиболее популярных русских народных плясовых песен.
В ней много юмора, выдумки, задора, удали и бесшабашности.
В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент имеет различные названия: выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс, затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу.
Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
«Камаринская» Глинки оказала огромное влияние на последующее развитие русской симфонической музыки. Национальная природа симфонической фантазии проявилась не только в цитировании русских народных мелодий, но и в принципе их развития.
Композитор не пытался «навязать» этим мелодиям мотивную разработку по западному образцу, а использовал принципы варьирования, которые естественны для русского музыкального фольклора.
Сохранился такой отзыв о концерте:
« Пиэса уморительна, оригинальна, мастерски обделана и так понравилась публике, что ее заставили повторить. Сами музыканты играют и смеются от умиления, слуги в коридорах оставили шубы господ и, разинув рты, вслушивались в знакомый мотив, подрыгивали ногами и посматривали друг на друга с рожами, сияющими полным удовольствием.
Это факт, свидетельствующий о гениальном таланте Глинки.
Подле меня сидел француз, который не мог оставаться спокойным, его так и передергивало, так и разбирало. Выслушав всю пиэсу, он обратился ко мне с вопросом: «Кто написал такую отлично веселую музыку, как она называется?» И когда я удовлетворил его любопытство, он твердил: Глинка, Глинка, Камарницки, стараясь запомнить и название пиэсы и ее автора».
Приемы Глинки использования народно-песенных тем помогли другим известным композиторам освоить технику сочинения на фольклорные русские мотивы. М.И.Глинка открыл для нового поколения неисчерпаемый источник вдохновения – народную культуру.
«Камаринская» может служить прекрасным подтверждением его слов: «Создает музыку народ, а мы, художники, только записываем и аранжируем».
Александр
Сергеевич
Пушкин
Евгений Баратынский
Славься, Славься, ты Русь моя!
Славься, ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна!
В родовой усадьбе Михаила Ивановича Глинки - в Новоспасском - в настоящее время находится музей.
В 1886 году в Смоленске был воздвигнут первый памятник Глинке.
Он был создан скульптором фон Боком на средства, собранные всенародной подпиской с надписью «Глинке - Россия».
Бронзовая скульптура изображает композитора у пюпитра с дирижёрской палочкой в руке.
Оригинальная ажурная ограда памятника выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки.
Деятельность Глинки полна беспредельного творчества, богатого развития. Он опередил современные ему музыкальные вкусы и понятия. Не смотря на то, что многие годы Глинка провел путешествуя по Европе, ему удалось создать произведения, ставшие шедеврами русской классической музыки.