Просмотр содержимого документа
«Циклические формы инструментальной музыки. Альфред Шнитке»
Тема:Циклические формы инструментальной музыки. Альфред Шнитке
Цикли́ческие фо́рмы в му́зыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла.
Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся
к циклическим формам музыки .
Соната – это жанр инструментальной музыки.
«Соната» - от итальянского глагола «sonare», переводится как «звучать».
Соната состоит из трех частей .
Первая часть всегда быстрая, стремительная.
Вторая - медленная и размеренная.
Третья заключительная часть пишется в духе первой (то есть, быстрая).
От сюиты соната отличается тем, что все части связаны между собой. Между ними нет сильного контраста, кроме темпа, музыкальный материал дополняет предыдущий.
Термин «соната» появился в
XVI веке , тогда сонатами назвали любую инструментальную музыку.
В XVII веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида:
церковные и камерные сонаты .
Церковные сонаты – это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.
«Камерные сонаты» - это сонаты, которые исполняли на концертах один или два инструмента.
Соната пишется для камерного состава инструментов. Много сонат написано для одного инструмента (как правило, это сонаты для фортепиано ). Многие композиторы обращались к жанру сонаты. Мировую известность получили произведения, написанные для фортепиано В. Моцартом, Л. Бетховеном, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном, Скрябиным, С. Прокофьевым.
Много сонат написано и для двух инструментов: например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано .
Такие сонаты создавали В. Моцарт, Л. Бетховен, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Д.И. Шостакович.
Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий. Иногда композиторы давали названия своим сонатам.
Например, у Бетховена мы можем услышать «Лунную сонату» (сонату №14), «Патетическую сонату» и т.д.
К циклическим формам инструментальной музыки обращались
не только композиторы прошлого, но и наши современники.
Один из отечественных композиторов - Альфред Шнитке.
Альфред Шнитке (1934-1998)
А. Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе.
Отец – Гарри Шнитке был журналистом, русско – немецким переводчиком.
Мать – Мария Фогель преподавала немецкий язык в школе.
Альфред был старшим из трёх детей в семье Шнитке.
Музыкальное образование
А. Шнитке началось в 12 лет
в Вене.
Его первой учительницей по классу фортепианно была Шарлотта Рубер.
В возрасте 14 лет юный музыкант поступил на дирижёрско-хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции
в Москве.
В 1953 году Шнитке поступает
в Московскую государственную консерваторию им.П.И.Чайковского.
В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке .
Ему принадлежит разработка концепции и сам термин «полистилистика» (намеренное соединение в одном произведении различных стилей).
В. Ленивкин «Музыка Шнитке».
Среди произведений композитора
Опера «Одиннадцатая заповедь»,
балет «Лабиринты»
9 симфоний, концерты, кантаты, оратории и др.
А.Шнитке написал музыку более, чем к 60
кинофильмам.
А.Шнитке. «Кончерто гроссо»
Кончерто гроссо — инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов
При этом способе сочинения музыки композитор "монтирует" своё сочинение как музыкальный коллаж из тем или фрагментов в разных стилях. Атональная музыка может смениться темой в стиле барокко или романтизма, а дальше может следовать, к примеру, банальная песенка.
Каждый из стилей несёт в себе определённую авторскую мысль или эмоцию , и эти стилевые шифры довольно легко считываются.
Например, у Шнитке стиль барокко (Вивальди, Бах) - это синоним идеального, но утраченного мира.
Современный стиль атональной, диссонансной музыки выражает как правило хаос сегодняшнего мира, в который погружена человеческая душа, танго - это воплощение гибели духовности вообще.
Полистилистика - это всегда ярко, понятно, очень эффектно, несколько шокирующе, но никогда не скучно (типичный пример - Concerto grosso №1 ).
Все главные сочинения Шнитке посвящены проклятым вопросам современного мира: гибели высокой культуры и человеческой духовности, одиночеству и тотальной разобщённости людей.