kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиции домашнего музицирования в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темой родительского собрания в ДМШ является непростой вопрос о круге музыкального чтения учащихся, о мотивации к выработке навыков чтения и записи нот. Тема раскрывается на примере российских семейных традиций XIX века

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиции домашнего музицирования в России»

ТРАДИЦИИ ДОМАШНЕГО МУЗИЦИРОВАНИЯ  В РОССИИ   Вечер в музыкальной школе Методическая работа подготовлена преподавателями по классу гитары Липатовой М. Е. , Бабушкиным В.В. 2016 г.

ТРАДИЦИИ ДОМАШНЕГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В РОССИИ Вечер в музыкальной школе

Методическая работа подготовлена преподавателями

по классу гитары Липатовой М. Е. , Бабушкиным В.В.

2016 г.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие гости музыкальной школы! Сегодняшняя наша встреча посвящена музыке XIX века. Мы поговорим сегодня о русских семейных традициях, о том, как музыка помогала в воспитании детей в те далёкие времена. Что ценного в музыкальном воспитании было тогда? Почему нам необходимо беречь и развивать национальные традиции? Попробуем найти ответы на эти вопросы… Всё время нас будет сопровождать русская музыка, которую исполнят музыканты нашей школы.

ВЕДУЩИЙ:

Здравствуйте, дорогие гости музыкальной школы!

Сегодняшняя наша встреча посвящена музыке XIX века. Мы поговорим сегодня о русских семейных традициях, о том, как музыка помогала в воспитании детей в те далёкие времена.

Что ценного в музыкальном воспитании было тогда? Почему нам необходимо беречь и развивать национальные традиции?

Попробуем найти ответы на эти вопросы…

Всё время нас будет сопровождать русская музыка, которую исполнят музыканты нашей школы.

ВЕДУЩИЙ: Ратуя за музыкальное обучение всех детей, мы вовсе не призываем, чтобы все они стали музыкантами. Цель не в профессионализации, а в музыкальной грамотности, умении читать музыкальные произведения, как читают книги (произведения литературные).  Целеполагание (правильное или ошибочное) обусловливает успех или безуспешность любого дела. В музыкальной педагогике вопрос о целях обучения весьма болезненный, поскольку и родители, и дети, и даже учителя часто ставят перед собой ложные цели. Причина ошибок в том, что, обучая музицированию, зачастую не учитывают (или не знают) различий между его видами.

ВЕДУЩИЙ:

Ратуя за музыкальное обучение всех детей, мы вовсе не призываем, чтобы все они стали музыкантами. Цель не в профессионализации, а в музыкальной грамотности, умении читать музыкальные произведения, как читают книги (произведения литературные).

Целеполагание (правильное или ошибочное) обусловливает успех или безуспешность любого дела. В музыкальной педагогике вопрос о целях обучения весьма болезненный, поскольку и родители, и дети, и даже учителя часто ставят перед собой ложные цели. Причина ошибок в том, что, обучая музицированию, зачастую не учитывают (или не знают) различий между его видами.

Существуют три основные разновидности:  1. уединенное музицирование, когда человек поет или играет на музыкальном инструменте сам для себя, в отсутствии слушателей; 2. совместное музицирование, являющееся средством дружеского, эмоционального общения с партнерами (сюда относится, например, игра на фортепиано в четыре руки, участие в струнном квартете, домашнее ансамблевое и хоровое пение и т.п.), 3. публичное музицирование, цель которого - оказать влияние на внутреннее эмоционально-психологическое состояние других людей - слушателей (добровольных или невольных).

Существуют три основные разновидности:

1. уединенное музицирование, когда человек поет или играет на музыкальном инструменте сам для себя, в отсутствии слушателей;

2. совместное музицирование, являющееся средством дружеского, эмоционального общения с партнерами (сюда относится, например, игра на фортепиано в четыре руки, участие в струнном квартете, домашнее ансамблевое и хоровое пение и т.п.),

3. публичное музицирование, цель которого - оказать влияние на внутреннее эмоционально-психологическое состояние других людей - слушателей (добровольных или невольных).

Первые две разновидности имеют несравненно большее значение для духовного развития, интеллектуального совершенствования и психоэмоционального здоровья личности. По существующей закономерности, совместное музицирование действует сильнее, чем публичное, а уединенное музицирование - сильнее, чем совместное.  Целью общего музыкального образования (домашнего и школьного) должно быть умение музицировать для себя .

Первые две разновидности имеют несравненно большее значение для духовного развития, интеллектуального совершенствования и психоэмоционального здоровья личности. По существующей закономерности, совместное музицирование действует сильнее, чем публичное, а уединенное музицирование - сильнее, чем совместное.

Целью общего музыкального образования (домашнего и школьного) должно быть умение музицировать для себя .

Что бы вы сказали, если бы ваш ребенок после обучения в общеобразовательной школе не мог бегло читать книжный текст, но зато выразительно, ярко эмоционально декламировал бы с эстрады заученные наизусть стихотворения, поэмы, повести? Наверно, сказали бы, что он остался неграмотным .

Что бы вы сказали, если бы ваш ребенок после обучения в общеобразовательной школе не мог бегло читать книжный текст, но зато выразительно, ярко эмоционально декламировал бы с эстрады заученные наизусть стихотворения, поэмы, повести? Наверно, сказали бы, что он остался неграмотным .

Зачастую такое случается при обучении музыке в кружках художественной самодеятельности, музыкальных студиях и даже школах, когда хотят научить ребенка публичным, концертным формам музицирования, не научив его музицировать уединенно, участвовать в совместном музицировании и не выработав у него элементарных, основополагающих навыков чтения и записи нот.

Зачастую такое случается при обучении музыке в кружках художественной самодеятельности, музыкальных студиях и даже школах, когда хотят научить ребенка публичным, концертным формам музицирования, не научив его музицировать уединенно, участвовать в совместном музицировании и не выработав у него элементарных, основополагающих навыков чтения и записи нот.

Наша встреча сегодня посвящена освещению непростого вопроса о содержательной стороне образования, то есть о круге музыкального чтения. И для того, чтобы это понять глубину проблемы, нам необходимо заглянуть в прошлое, совершить исторический экскурс в те времена, когда в России зарождалось и укреплялось музыкальное образование. Мы познакомимся с новыми фактами, в новыми именами, совершим неожиданные открытия .  Итак, начинаем путешествие во времени…

Наша встреча сегодня посвящена освещению непростого вопроса о содержательной стороне образования, то есть о круге музыкального чтения. И для того, чтобы это понять глубину проблемы, нам необходимо заглянуть в прошлое, совершить исторический экскурс в те времена, когда в России зарождалось и укреплялось музыкальное образование. Мы познакомимся с новыми фактами, в новыми именами, совершим неожиданные открытия .

Итак,

начинаем

путешествие

во времени…

ВЕДУЩИЙ: - Мы с вами находимся в Санкт-Петербурге.  Петербург - самый интересный и богатый на музыкальные события город России первой половины XIX века. В нём царила, по словам М.И. Глинки, «атмосфера неистового музицирования»… Мы идём по улицам. Ярко освещены окна квартир. Из окон слышны чарующие звуки. Что же происходит там?

ВЕДУЩИЙ:

- Мы с вами находимся в Санкт-Петербурге. Петербург - самый интересный и богатый на музыкальные события город России первой половины XIX века. В нём царила, по словам М.И. Глинки, «атмосфера неистового музицирования»… Мы идём по улицам. Ярко освещены окна квартир. Из окон слышны чарующие звуки. Что же происходит там?

За небольшим нарядным фортепиано стоит хозяйка. Около инструмента – её подруга (певица или скрипачка). Исполнительницы - не профессиональные музыкантши. Они просто любят музыку и посвящают ей много времени. С удовольствием слушают их увлечённое пение гости...

За небольшим нарядным фортепиано стоит хозяйка. Около инструмента – её подруга (певица или скрипачка). Исполнительницы - не профессиональные музыкантши. Они просто любят музыку и посвящают ей много времени. С удовольствием слушают их увлечённое пение гости...

Но вот другая улица, другой дом. Скромная комната. В ней всего несколько человек, в руках каждого - музыкальный инструмент. Это мелкий чиновник пригласил своих друзей вместе провести вечер за игрой...   

Но вот другая улица, другой дом. Скромная комната. В ней всего несколько человек, в руках каждого - музыкальный инструмент. Это мелкий чиновник пригласил своих друзей вместе провести вечер за игрой... 

 

Подобные картины часто можно было наблюдать в Петербурге начала XIX века. Без музыки не обходится ни пышный приём, ни бал, ни дружеская компания. Любители часто собираются специально помузицировать, т.е. позаниматься музыкой.

Подобные картины часто можно было наблюдать в Петербурге начала XIX века.

Без музыки не обходится ни пышный приём, ни бал, ни дружеская компания. Любители часто собираются специально помузицировать, т.е. позаниматься музыкой.

Но что же могла исполнять певица в богатом доме, подобный тому, в который мы заглянули в начале нашего рассказа? Она тоже пела романсы. Но высшая аристократия предпочитала иностранную музыку (романсы на французские тексты), особенной популярностью пользовались ноктюрны ирландского пианиста Д. Фильда, итальянского гитариста М. Джулиани, любим был В. А. Моцарт.

Но что же могла исполнять певица в богатом доме, подобный тому, в который мы заглянули в начале нашего рассказа? Она тоже пела романсы. Но высшая аристократия предпочитала иностранную музыку (романсы на французские тексты), особенной популярностью пользовались ноктюрны ирландского пианиста Д. Фильда, итальянского гитариста М. Джулиани, любим был В. А. Моцарт.

М.Ю.Виельгорский, крупный чиновник при дворе императора  сам прекрасно играющий на виолончели, приглашал на свои музыкальные вечера около 300 человек.

М.Ю.Виельгорский, крупный чиновник при дворе императора

сам прекрасно играющий на виолончели, приглашал на свои музыкальные вечера около 300 человек.

На подобных вечерах-концертах оттачивалось мастерство исполнителей-инструменталистов. Обычно это были смешанные концерты- вокалисты , инструменталисты, симфонический оркестр. Концерты, посвященные целиком гитаристу, не были в России редкостью. А.О. Сихра. М. Джулиани

На подобных вечерах-концертах оттачивалось мастерство исполнителей-инструменталистов. Обычно это были смешанные концерты- вокалисты , инструменталисты, симфонический оркестр. Концерты, посвященные целиком гитаристу, не были в России редкостью.

А.О. Сихра.

М. Джулиани

Прекрасным музыкантом был дипломат А.С. Грибоедов, он учился музыке у известного пианиста Д. Фильда. Играл Грибоедов задушевно и технически свободно, сочинил ставшие знаменитыми вальсы.

Прекрасным музыкантом был дипломат А.С. Грибоедов,

он учился музыке у известного пианиста Д. Фильда.

Играл Грибоедов задушевно и технически свободно, сочинил ставшие знаменитыми вальсы.

Cреди музыкантов - любителей есть и известные нам люди. Играет на скрипке М.Ю. Лермонтов. Поёт В.А. Жуковский, а его друг А.А. Плещеев не только сочиняет музыку -романсы и даже оперы, но и хорошо играет на виолончели.

Cреди музыкантов - любителей есть и известные нам люди. Играет на скрипке М.Ю. Лермонтов. Поёт В.А. Жуковский, а его друг А.А. Плещеев не только сочиняет музыку -романсы и даже оперы, но и хорошо играет на виолончели.

Такой расцвет музыки был бы невозможен без бурного развития литературы и поэзии. Часто ещё неопубликованные стихи А.С. Пушкина, М.Лермонтова, А.Дельвига передавались устно или переписывались от руки. На замечательные стихи было созданы многочисленные песни и романсы. Музицирование и беседы о музыке привлекают лучших людей музыкального и литературного мира. Среди них известный русский поэт А.С. Пушкин,  его друг и композитор М. Яковлев,  поэт, литературный критик, издатель сочинений А.С. Пушкина П.А. Плетнёв.  М.Яковлев А.С. Пушкин П.А. Плетнёвв

Такой расцвет музыки был бы невозможен без бурного развития литературы и поэзии.

Часто ещё неопубликованные стихи А.С. Пушкина, М.Лермонтова, А.Дельвига передавались устно или переписывались от руки. На замечательные стихи было созданы многочисленные песни и романсы.

Музицирование и беседы о музыке привлекают лучших людей музыкального и литературного мира.

Среди них известный русский поэт А.С. Пушкин,

его друг и композитор М. Яковлев,

поэт, литературный критик, издатель сочинений А.С. Пушкина П.А. Плетнёв.

М.Яковлев

А.С. Пушкин

П.А. Плетнёвв

Музыка была частым гостем в быту многих жителей. Чуть ли не в каждой семье кто-нибудь пел или играл на фортепиано, гитаре, арфе... « Не только у каждого семейного чиновника, но даже у каждого ремесленника дочки учатся играть на фортепиано», -пишет известный журналист Ф. Булгарин.

Музыка была частым гостем в быту многих жителей. Чуть ли не в каждой семье кто-нибудь пел или играл на фортепиано, гитаре, арфе... « Не только у каждого семейного чиновника, но даже у каждого ремесленника дочки учатся играть на фортепиано», -пишет известный журналист Ф. Булгарин.

В семьях дворян все дети по распространённому в дворянских кругах обычаю воспитывались дома, обучаясь у приходящих учителей. В семье играли и пели все - от мала до велика. Девочки с 4-5 лет обучались игре на фортепиано и арфе, мальчики на фортепиано, альте и скрипке, ноты они читали, как буквы.  

В семьях дворян все дети по распространённому в дворянских кругах обычаю воспитывались дома, обучаясь у приходящих учителей. В семье играли и пели все - от мала до велика. Девочки с 4-5 лет обучались игре на фортепиано и арфе, мальчики на фортепиано, альте и скрипке, ноты они читали, как буквы.

 

М.И. Глинка - сын помещика смоленской губернии, у его дяди был оркестр из крепостных музыкантов. Маленький Глинка, взяв маленькую флейту, забирался вглубь оркестра. П.И.Чайковский , будучи ребёнком , не проявил особого муз. дарования, однако в Петербургском Училище правоведения (привилегированном учебном заведении для дворянских детей, так как его отец был директором Технологического института в Петербурге) был прекрасный хор, давали уроки фортепиано.

М.И. Глинка - сын помещика смоленской губернии, у его дяди был оркестр из крепостных музыкантов. Маленький Глинка, взяв маленькую флейту, забирался вглубь оркестра.

П.И.Чайковский , будучи ребёнком , не проявил особого муз. дарования, однако в Петербургском Училище правоведения (привилегированном учебном заведении для дворянских детей, так как его отец был директором Технологического института в Петербурге) был прекрасный хор, давали уроки фортепиано.

Бородин в музыке был самоучкой, А.П. Бородин с детства играет на фортепиано, флейте и виолончели, а студентом играл в квартете ещё в годы студенчества в Медико - хирургической Академии, исполняя партию на виолончели в различных ансамблях любителей музыки.

Бородин в музыке был самоучкой, А.П. Бородин с детства играет на фортепиано, флейте и виолончели, а студентом играл в квартете ещё в годы студенчества в Медико - хирургической Академии, исполняя партию на виолончели в различных ансамблях любителей музыки.

Первой «русской песней» в исполнении цыган был алябьевский «Соловей» на стихи А. Дельвига. Успех романса был настолько велик, что без «Соловья» не обходился ни один концерт.

Первой «русской песней» в исполнении цыган был алябьевский «Соловей» на стихи А. Дельвига. Успех романса был настолько велик, что без «Соловья» не обходился ни один концерт.

... В стихах и прозе, устно и письменно цыган воспевали лучшие русские поэты и писатели. Но особенный восторг вызывало цыганское пение... Цыгане выступали повсюду - в концертных залах и ресторанах. Когда первая в России железная дорога стала терпеть убытки из-за малого числа пассажиров, дирекция павловского вокзала пригласила цыганский хор. Надежды оправдались. «Публика валили валом, и назначались особые поезда, или как тогда называли, «экипажи»,места в которых брались с боя», - П.Н. Столпянский. Репертуар цыган составляли арии из опер, романсы, «русские песни», сочинённые композиторами.

... В стихах и прозе, устно и письменно цыган воспевали лучшие русские поэты и писатели. Но особенный восторг вызывало цыганское пение... Цыгане выступали повсюду - в концертных залах и ресторанах. Когда первая в России железная дорога стала терпеть убытки из-за малого числа пассажиров, дирекция павловского вокзала пригласила цыганский хор. Надежды оправдались. «Публика валили валом, и назначались особые поезда, или как тогда называли, «экипажи»,места в которых брались с боя», - П.Н. Столпянский. Репертуар цыган составляли арии из опер, романсы, «русские песни», сочинённые композиторами.

Жена декабриста, осуждённого каторгу и поселение, Мария Николаевна Волконская, везла в Сибирь клавикорды, которые ей пригодились в самом остроге. Музыка стала женщинам, жёнам декабристов, утешением. По понедельникам у них бывали музыкальные вечера, игрались квартеты. Позже был организован церковный хор, в котором маленьких ребятишек обучали нотной грамоте, был создан даже оркестр!

Жена декабриста, осуждённого каторгу и поселение, Мария Николаевна Волконская, везла в Сибирь клавикорды, которые ей пригодились в самом остроге. Музыка стала женщинам, жёнам декабристов, утешением. По понедельникам у них бывали музыкальные вечера, игрались квартеты. Позже был организован церковный хор, в котором маленьких ребятишек обучали нотной грамоте, был создан даже оркестр!

Для Л.Н. Толстого считали за счастье играть выдающиеся музыканты мира. Однажды по просьбе Толстого Ванда Ландовская зимой привезла свой клавесин, потом в течение нескольких дней играла ему французскую музыку XVII века, Моцарта, Баха. Сам Толстой хорошо играл на рояле, будучи отцом семейства и всемироно известным автором «Войны и мира», он усердно занимался по 3-4 часа в день, чтобы усовершенствовать свою игру. В эти долгие часы за инструментом у него рождались замыслы его произведений.

Для Л.Н. Толстого считали за счастье играть выдающиеся музыканты мира. Однажды по просьбе Толстого Ванда Ландовская зимой привезла свой клавесин, потом в течение нескольких дней играла ему французскую музыку XVII века, Моцарта, Баха. Сам Толстой хорошо играл на рояле, будучи отцом семейства и всемироно известным автором «Войны и мира», он усердно занимался по 3-4 часа в день, чтобы усовершенствовать свою игру. В эти долгие часы за инструментом у него рождались замыслы его произведений.

Музыке учатся не только в богатых и бедных частных домах, но и в некоторых учебных заведениях. Во времена Пушкина в царскосельском лицее был хороший хор, Петербургский благородный пансион славился своим хором воспитанников под руководством Ломакина, а в 40-х годах возникло Симфоническое Общество, оно состояло из 50-60 любителей, которые своими силами разыгрывали классические симфонии.

Музыке учатся не только в богатых и бедных частных домах, но и в некоторых учебных заведениях. Во времена Пушкина в царскосельском лицее был хороший хор, Петербургский благородный пансион славился своим хором воспитанников под руководством Ломакина, а в 40-х годах возникло Симфоническое Общество, оно состояло из 50-60 любителей, которые своими силами разыгрывали классические симфонии.

В Петербурге того времени открывается несколько музыкальных магазинов, нотная библиотека. Какую музыку больше всего поют и играют на своих музыкальных вечерах любители? Это народные песни. «Песня господствует повсюду - пригород, застава, постоялые дворы, трактиры, мещанская и купеческая среда, дворянские семьи, дома и чертоги вельмож..» Б.В. Асафьев. В музыкальных сборниках того времени пьесы для фортепиано, гитары, арфы.

В Петербурге того времени открывается несколько музыкальных магазинов, нотная библиотека. Какую музыку больше всего поют и играют на своих музыкальных вечерах любители? Это народные песни. «Песня господствует повсюду - пригород, застава, постоялые дворы, трактиры, мещанская и купеческая среда, дворянские семьи, дома и чертоги вельмож..» Б.В. Асафьев. В музыкальных сборниках того времени пьесы для фортепиано, гитары, арфы.

В провинциальных городах негде было слушать хоровую музыку: не было ни театров, ни концертов. Только музыканты –самоучки, церковный да домашний семейный хор, который мог собираться разве что в праздник. И тем не менее, музыка занимала большую часть жизни.
  • В провинциальных городах негде было слушать хоровую музыку: не было ни театров, ни концертов. Только музыканты –самоучки, церковный да домашний семейный хор, который мог собираться разве что в праздник. И тем не менее, музыка занимала большую часть жизни.
Ну что ж, вот и закончилось наше путешествие…  Надеюсь, что вам было интересно.  Музыка, являясь неотъемлемой частью культурной жизни общества , и поныне служит благородным целям. Главное – любить музыку, понимать, насколько она сегодня необходима нам. Нашим сердцам, нашим умам, нашему национальному объединению.

Ну что ж, вот и закончилось наше путешествие…

Надеюсь, что вам было интересно.

Музыка, являясь неотъемлемой частью культурной жизни общества , и поныне служит благородным целям. Главное – любить музыку, понимать, насколько она сегодня необходима нам. Нашим сердцам, нашим умам, нашему национальному объединению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Традиции домашнего музицирования в России

Автор: Липатова Марина Евгеньевна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358472


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства