Просмотр содержимого документа
«Стендовая презентация "Гитара"»
Гитара
Гитара – один из самых любимых народом и самых распространенных музыкальных инструментов. Как бы ни парадоксально звучало, гитара – это древний музыкальный инструмент, т. к. ееистория возникла еще в глубокой древности. А рождение произошло в странах Ближнего и Среднего Востока, тысячи лет назад. Она словно живое существо на протяжении всего времени эволюционировала - развивалась. Точное происхождение гитары неизвестно. Но по мнению некоторых исследователей, «предками» гитары являются древние кифары.
Инструмент - кифара начала распространятся по всему побережью Средиземного моря, ближе к 3-му тысячелетию до нашей эры.
Как вы знаете, сейчас гитары бывают шестиструнные и семиструнные. А вот до XVI века гитары были трех – и четырехструнными. На которых играли не только пальцами, но и специальной костяной пластинкой («плектор» – что-то наподобие современного медиатора).
Позднее этого же столетия в Испании придумали пятиструнную гитару. С этого времени она стала носить название – испанская гитара.
И только к концу XVIII века появиласьшестиструнная гитара. Как утверждают историки, это вновь произошло в Испании. Именно с того времени началось стихийное распространение гитары по всему миру.
Не смотря на появление семиструнной гитары, шестиструнная остается самым популярным типом гитар и по сей день!
Из всех стран мира, наибольшее признание гитара получила именно в Испании, став подлинно народным музыкальным инструментом и затем постепенно распространилась по всей Европе.
Несмотря на древний возраст, этот инструмент не теряет своей популярности до сих пор. Гитара – поистине уникальный инструмент: он становится народным везде, где появляется. На гитаре играют испанцы и итальянцы, русские, французы, американцы, англичане… Ей доступна и классическая музыка, и народные песни. На ней прекрасно звучит и рок, и сюиты Баха, без неё невозможно представить старинный романс или цыганские песни и пляски.
Уникальные импровизации доступны гитаре и в джазе, где она является одним из основных инструментов.
лютня
Но в середине XIV века арабы привозят в Европу лютню, которая оказывается слишком сильной соперницей, и гитара не выдерживает конкуренции. Её развитие задерживается на целых четыре столетия. Европейские музыканты обожали лютню и сочиняли для неё музыку.
Интересные факты
В свое время лютня, являвшейся весьма популярной, считалась привилегированным инструментом светского круга, знати и особ королевской крови. На Востоке её называли султаном инструментов, а в европейских странах бытовало высказывание, что орган «Король всех инструментов», а лютня «инструмент всех королей».
На лютне научиться играть было не так сложно, а вот настраивать инструмент, у которого было много струн, изготавливаемых из натуральных материалов, но плохо державших строй из-за перепадов температур и влажности, было проблематично. Очень известной была шутка: музыкант, играющий на лютне, две трети времени занимается тем, что настраивает инструмент, а одну треть музицирует на не настроенном инструменте.
Но гитара не сдавалась. Она постепенно осваивала репертуар лютни и приёмы её игры и в XVIII веке начала возрождаться, вытесняя соперницу.
Благодаря узкому длинному грифу играть на гитаре было удобней, и возможности двух этих инструментов стали одинаковыми. Вот почему в наше время можно услышать старинную лютневую музыку на гитаре.
Гитару очень любили многие выдающиеся музыканты. Гениальный скрипач Никколо Паганини говорил: «Я король скрипки, а гитара моя королева».
Он написал много произведений для гитары и играл на ней с таким же мастерством, как и на скрипке. Современники не могли определить, «где его игра выше – на скрипке или на гитаре… он был велик в игре на обоих инструментах».
Берлиоз, Шуберт, Вебер – все они играли на гитаре и писали для неё музыку. Любил гитару и отец симфоний Й. Гайдн.
Появились даже музыканты, целиком посвятившие себя гитаре, и наиболее выдающийся из них – итальянский композитор
М.Джулиани.
Но в жизни гитары наступает ещё один печальный период: в середине XIX века отношение к ней вдруг резко меняется. Модным концертным инструментом становится рояль, процветает также скрипка, а гитару теперь считают «неблагородным инструментом». Играть на ней стало признаком дурного вкуса. Композиторы охладели к гитаре, и постепенно она исчезла с концертных подмостков всех стран, кроме Испании.
Именно в Испании через несколько десятилетий начнется её новое возрождение – во многом благодаря талантливому гитаристу Андресу Сеговии. Он изучил и довел почти до совершенства этот инструмент, открыл новые приемы игры, добился того, что гитаре были предоставлены великолепные концертные залы. А затем начались его триумфальные выступления во Франции, Германии, Англии, Японии, Америке.
А.Сеговия четыре раза гастролировал в Советском Союзе. Он говорил: «Музыка подобна океану, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане.
Мой остров – гитара».
Этот выдающийся гитарист не только концертировал
(в его репертуаре было около пятисот произведений!) он делал переложения для гитары произведений Баха, Моцарта, Генделя, Бетховена, Альбениса. Он убеждал композиторов писать гитарную музыку. Впрочем многих не нужно было убеждать: услышав игру Сеговии, они с воодушевлением начинали сочинять музыку для гитары. Сеговия был широко образованным человеком, он считал, что невозможно быть хорошим музыкантом, не обладая музыкальной культурой, не зная других видов искусства.
Как много может сделать один человек, искренне влюбленный в свой инструмент и в своё дело!
Гитара символ не только испанской, но и цыганской музыки. С давних времён сложилась традиционная цыганская музыка с её виртуозной импровизацией, особой манерой игры и пения.
В XVIII веке музыканты – цыгане стали объединяться в хоры с несколькими гитаристами. Цыганская музыка приобрела огромную популярность, вызвав множество подражаний.
А на юге Испании зарождается собственный стиль гитарной игры: фламенко. Огненный ритм, романтическая страстность этой музыки сочетается с непревзойденной виртуозностью. Полагают, что на стиль фламенко оказала влияние музыка испанских цыган. Фламенко – это высочайшее искусство импровизации: музыка рождается у гитаристов во время исполнения. Она неповторима. В Испании существует также танцевальный стиль фламенко.
Как и цыганские гитаристы, гитаристы фламенко исполняли музыку вместе с хором. Но постепенно они стали выступать самостоятельно, и их концерты имели грандиозный успех. Один из самых выдающихся гитаристов фламенко – испанец Пако де Лусиа.
Гитара постепенно завоёвывала одну страну за другой и во второй половине XVIII века появилась в России. В Россию стали приезжать западные гитаристы. У русских музыкантов возникает интерес к классической гитаре, и появляются такие крупные гитаристы, как Соколовский, Макаров.
Но шестиструнная гитара была не очень приспособлена к строю русской народной музыки. На шестиструнной гитаре хорошо было исполнять классические произведения, сложную полифоническую музыку, а на семиструнной удобнее брать аккорды, легче аккомпанировать.
И семиструнная гитара появляется в тот период, когда зарождается русский романс и требуется удобный аккомпанирующий инструмент. Её приятный тембр хорошо сочетается с человеческим голосом. С тех пор вся история русского романса неразрывно связана с семиструнной гитарой.
Расцвет русского романса пришелся на первую половину XIX века. Жившие в этот период композиторы Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Гурилев были авторами прекрасных романсов и песен, написанных под влиянием русской народной песни. «Соловей» Алябьева, «Красный сарафан» Варламова, «Колокольчик» Гурилева и многие другие романсы и песни исполняли под аккомпанемент гитары или фортепиано и в аристократических салонах, и в мещанских домах.
Расцвет гитарного искусства в России связан с именами Андрея Сихры (которого считают отцом русской семиструнной гитары) и Михаила Высоцкого. Оба они жили в первой половине XIX века.
А.Сихра
М. Высоцкий
Гениальным самородком называли Высоцкого современники. Это был необыкновенно одаренный музыкант, в игре на семиструнной гитаре он достиг высочайшего совершенства. Высоцкий был сыном крепостного и не получил никакого музыкального образования. Играл он все на слух, даже сложнейшие полифонические произведения Баха. Отсутствие музыкального образования, однако, не помешало музыканту сочинять собственные произведения и делать обработки для гитары русских народных песен, сочинений Моцарта и Бетховена.
В искусстве импровизации равных Высоцкому не было. Популярность его игры стала настолько широкой за пределами помещичьего имения, что хозяин вынужден был дать ему вольную.
Горячим поклонником Высоцкого был М.Лермонтов. Он посвятил ему стихотворение «Звуки»:
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя…
Значение гитары в жизни человека сложно переоценить. Звук гитары, перенесенный через многие столетия, продолжает чаровать, привлекать к себе внимание композиторов как классической, так и эстрадной музыки.
Кто-то заметил, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Может, быть, поэтому так велико число желающих освоить этот инструмент, удивляющий разнообразием приемов игры.