"Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании школьника"
"Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании школьника"
Школьный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что школьники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. . А от нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании школьника"»
Роль музыки в нравственно-патриотическомвоспитании школьников
Ю.В. Блинкова,
преподаватель аккордеона, концертмейстер
«Красота родного края, открывающаяся благодаря
сказке, фантазии, творчеству - это источник любвик Родине.
Понимание и чувство величия, могуществаРодины
приходит к человеку постепенно
и имеетсвоими истоками красоту».
В.А.Сухомлинский
Школьный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что школьники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании школьников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Обогащение духовного мира ребенка с помощью различной музыкальной деятельности, такой как пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, музыкальные игры и даже простое слушание музыки. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» - так говорил ещё Аристотель.
Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития, единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:
-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой;
-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;
-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, викторины. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с родителями и педагогами систематизировать и активизировать деятельность и способствовать рождению нравственного и духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Школьники слушают выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков. Эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. При знакомстве на занятиях, досугах и народных праздниках с прибаутками, календарным, игровым, потешным фольклором, народными музыкальными инструментами обогащается внутренний мир ребёнка, они осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народные мелодии, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.
Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р.н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка».
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание созвучно с желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Они слушают и с большой гордостью исполняют патриотические песни: «Гимн РФ» муз. А .Александрова, сл. С .Михалкова, «Звезда Россия» Ю. Таран, «Росиночка–Россия» муз. Е. Зарицкой, сл. И.Шевчука, «Морской капитан» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва , «Песня о пограничнике» муз. С.Богуславского, сл. О.Высотской, «Есть такая профессия – Родину защищать» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой, с увлечением исполняют танцы и играют в военные игры, перевоплощаясь в лётчиков, моряков.
В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Дети слушают: «Нам нужна одна Победа» муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А.Александрова. С особым удовольствием исполняются песни военных лет совместно с педагогами и приглашёнными гостями на праздничные мероприятия, такие как: «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова, «Огонек» муз. М.Блантера, сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского, « Землянка» и т.д.
Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.
Для школьника Родина – это мама, семья, окружающие, школа, друзья. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для слушания: классической, народной и современной. Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из «Детского альбома», «Музыкальными шедеврами» О.П. Радыновой.
Нравственное воспитание ребенка-школьника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам.
“Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”- русский писатель Ю.Я. Яковлев.
Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар:
«Маме в день 8Марта» муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Ивенсен, «Праздник» муз .и сл. Е.В .Машечковой, «Золотая мама» муз. и сл. Т.А. Соколовой, «Мамино сердечко» муз. и сл. Н.Б. Караваевой. «Мама» Ю.Верижникова
Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к маме, Родине, своему городу и детскому саду: «Если добрый ты» Б.Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Самая хорошая» А. Иванникова, «Здравствуй, Родина моя» Ю .Чичкова, «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Д. Тухманова и т.д.
Также немаловажную роль в воспитании патриотизма играет знакомство детей со столицей нашей Родины, с символикой и гимном России. Дети с интересом узнают о том месте, где они родились и живут, знакомятся с музыкальной культурой родного края, разными национальностями, населяющими его, их традициях, обычаях, музыкальной культуре, принимают активное участие в торжествах, посвящённых родному селу и Дню России.
Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание школьников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. А от нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности школьника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями на народных инструментах, песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания всеми педагогами учреждения, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей и занимает значительное место в их жизни.
Литература 1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.
3.Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. – 2000. - № 1.
4. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.