"Распевание и принцип подбора вокальных упражнений"
"Распевание и принцип подбора вокальных упражнений"
Развитие вокально-хоровых навыков, с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения вокальных или хоровых произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Распевание и принцип подбора вокальных упражнений"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА»
Методическое занятие для преподавателей
сольного пения и вокальных ансамблей
Распевание и принципы подбора
вокальных упражнений
Доклад подготовила и провела
преподаватель вокально-хорового отделения
МАОУ ДО ДШИ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА
Курьянова Ирина Владимировна
п. Целина
Занятия с вокалистами и ансамблем начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1). разогревания и настройки голосового аппарата певца (певцов) с целью подготовки его (их) к работе;
2). развития вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения вокальных или хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, создание у них определённого эмоционального настроя, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звукового и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.
Даже опытным певцам не следует начинать распевание с предельно высоких и громких звуков своего голоса, так как это может привести к его срыву. Максимальные нагрузки на занятиях должны вводиться постепенно с учётом уровня развития певческих навыков вокалистов, их вокальной тренировки и выносливости.
Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, которая характеризует, прежде всего, отсутствием излишней напряжённости во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и в артикуляционных органах.
Чрезмерная напряжённость мышц в какой-либо части голосового аппарата сразу отражается на качестве звука. Управляя же качеством звука, можно добиться и правильной согласованности в работе всего голосообразующего комплекса. Регулировка качества звука может осуществляться преподавателем или дирижёром с хорошо развитым вокальным слухом.
Результатом правильной координации в работе голосового аппарата будет ненапряжное, но в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраниться при выполнении различных вокальных заданий при всём диапазоне с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе.
Исходя их физических свойств звука, можно сказать, что основными характеристиками звучания певческого голоса следует считать:
- звуковой диапазон (I);
- динамический диапазон (II);
- тембр (III);
- подвижность (IV).
Перед преподавателем стоит ряд задач, направленных на развитие этих качеств. Каждая из этих задач решается по-своему.
Развитие звукового диапазона
Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе. М.И. Глинка считал, что они располагаются на тонах спокойной речи. Большинство исследователей и практиков указывают на фа1 – ля1, как на диапазон примарной зоны для детей (т.е. дети школьного возраста в домутационный период, с хорошей координацией слуха и голоса), хотя это не всегда так.
В самом начале работы с ансамблем возникает задача приведения певцов к общему тону, т. е. выстраивания унисона на одном звуке в пределах примарной зоны голосов. Впоследствии звуковысотный диапазон следует постепенно расширять.
Используя цепное дыхание при негромком пении, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке ансамбля появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряжённость мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Цель следующего этапа распевания – отработка мягкой, но точной, т. е. без «подъезда», атаки звука за счёт лёгкого, но в меру активного краевого смыкания голосовых складок и мягкого приведения их дуг к другу в момент возникновения звука. Этому будет способствовать исполнение упражнений на пиано или меццо-пиано при звукообразовании по типу лёгкого стаккато или нон легато.
Построение следующих упражнений основано на поступенных нисходящем или восходящем звукорядах в зависимости от задачи настроить голоса певцов на звучание соответственно ближе к фальцетному
Далее поступенные звукоряды сменяются упражнениями, основанными на звуках трезвучия. Дальнейшее расширение звукового диапазона происходит с целью выравнивания регистрового звучания голосов на основе слухового контроля со стороны педагога, а так же самих певцов. В качестве примера можно привести следующие упражнения:
При повторном исполнении этих упражнений, целесообразно менять характер звуковедения со стаккато на легато. Это будет способствовать перенесению плотного краевого смыкания голосовых складок, непроизвольно полученного при пении стаккато, на последующее легато.
При пении чистых гласных стаккато, следует обратить внимание вокалистов на недопустимость в момент атаки призвука согласного х, а при пении легато – на необходимость определённых переходов с одного звука на другой, но в то же время без толчков.
Следующее упражнение построено на звуках трезвучия, однако является более сложным в отношении диапазона, интонационного построения, продолжительности фонационного выдоха и т. д.
Следует заметить, что при пении поступенных восходящих звукорядов, во избежание напряжённости звучания верхних звуков, не следует перегружать нижние.
Развитие динамического диапазона
Работа над развитием динамического диапазона ведётся с первых же упражнений. Она начинается с использования средней силы звучности меццо-пиано и меццо-форте, которую надо стараться сохранять постоянной при пении в любом участке диапазона.
Затем ставиться задача овладения нюансами пиано и, наконец, форте.
При их контрастном сопоставлении, сила голоса сохраняется постоянной в пределах каждого нюанса, а затем вводятся подвижные нюансы, т. е. постепенное изменение силы голоса: крещендо и диминуэндо.
Для сопоставления нюансов могут быть использованы следующие (1,2,3) упражнения, которые первый раз исполняются на форте, а при повторении – пиано. Внимание певцов должно быть направленно на то, чтобы тонус мышц голосового аппарата при пении пиано оставался таким же активным, как и при пении форте.
Подвижные нюансы крещендо и диминуэндо в исполнительской практике считаются самыми трудными. Часто неопытные певцы подменяют постепенное нарастание силы звука или его убывание просто сменой одного нюанса на другой. Например, вместо крешендо – резкий переход от пиано к форте и т.п.. В подобных случаях преподавателю необходимо обращать внимание вокалистов именно на постепенность изменения силы звука в ту или иную сторону. При этом необходимо иметь в виду такое правило: чтобы крещендо получалось ярким, нужно позаботиться о хорошем, активном пиано в начале, а при диминуэндо – наоборот, в конце.
Подвижные нюансы отрабатываются сначала на долго тянущемся одном звуке (упражнения – 4,5), а затем на нескольких (упражнение – 6).
Тембр голоса каждого певца (певцов) определяется преимущественно типом его голосового регистра, близкой певческой позицией (контролируемой способом резонирования) и качеством певческого вибрато.
На тембровое звучание голоса оказывает влияние ряд факторов, главные из которых – сила и высота звука, наряду с другими: видом атаки, типом гласного, способом артикуляции и эмоциональным настроем поющего в связи с художественным образом исполняемого произведения.
С целью расширения художественно-исполнительских возможностей певца (певцов) необходимо владение всеми регистрами голоса в соответствующей им тесситуре. При обучении этому надо соблюдать определенную последовательность использование голосовых регистров по принципу постепенного обогащения тембрового звучания голоса. Тот же самый принцип лежит в основе распевания певца (певцов) на каждом уроке даже в том случае, если певец (певцы) уже свободно владеют всеми регистрами своего голоса.
Работа над тембром начинается с настройки голосов на облегченное звучание в диапазоне их примарных тонов. По мере распевания и разогревания голосов тембровое звучание певца (певцов) постепенно обогащается.
Одна из задач в работе над тембром – выравнивание звучания голосов на всём диапазоне за счёт сглаживания регистровых переходов. Для этого используются разные упражнения, однако при соблюдении определённой последовательности в структуре их мелодики: сначала поступенные нисходящие и восходящие звукоряды, а затем нисходящие и восходящие скачки с заполнением и, наконец, арпеджио. Скачки расширяются постепенно.
Работа над тембром проводится на тех упражнениях, которые используются для развития звукового и динамического диапазонов. Постепенное их расширение будет естественно сопровождаться постепенным обогащением тембрового звучания голосов.
Работа над подвижностью голоса
Подвижность голосов певца (певцов) отражается в темпе исполнения упражнений и песен. В начале вокальной работы используются умеренные темпы. Затем те же упражнения исполняются более медленно, потом – более подвижно.
В процессе нарастания темпа упражнений или исполняемых произведений нередко возникает тенденция к «смазыванию» переходов со звука на звук, так называемый портаменто. Нужно иметь в виду, что более сложными являются упражнения на вокализацию, т.е. распевание, одного какого-либо гласного на несколько звуков или музыкальную фразу.
Добиваясь плавности в пении, в то же время необходимо следить за скоростью и одномоментностью переходов с одной ступени на другую. Это является необходимым условием для кантилены в пении.
Лё – ли – лё – ли – лель… Лё – ли – лё – ли – лель…
Сначала исполняются фразы, где при переходе на другой тон, слог повторяется или заменяется другим (упражнение № 7), затем – сочетающие смену голосов с последующим распеванием (упражнение № 8), и на конец, используется чистая вокализация (упражнение № 9).
Дальнейшие подобные упражнения должны быть составлены по принципу постепенного удлинения музыкальных фраз, что будет способствовать продолжительности фонационного выхода (например упражнение № 10). Постепенное ускорение темпов при эирм активизирует работу всех голосообразующих органов – основы успешного развития подвижности голосов.
Ускоряя темп исполнения, необходимо помнить следующее правило: чем он быстрее, тем должно быть легче регистровое звучание голоса за счёт меньшей работающей массы голосовых складок. Как нельзя бегать на пятках, а лишь на цыпочках, так и подвижность голоса обеспечивается за счёт облегчения работающей массы голосовых складок, т.е. использования звучания, близкого к фальцетному.
В заключении: решение всех перечисленных задач вокальной работы осуществляется относительно одновременно и представляет собой комплексный процесс. Поскольку певческие навыки, которые при этом формируются, то не следует стремиться к большему разнообразию комплекса упражнений, используемых для ежедневной тренировки. Они могут отличаться от предложенных, но должны обязательно быть выстроены в определённой последовательности. Кроме того, любое, даже самое простое, упражнение может решать одновременно целый комплекс задач.
Сформировать навык выдерживания тона на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание;
Формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука;
В ансамбле, вырабатывать навык пения по руке преподавателя;
Сформировать представление о пении активным звуком с нюансом пиано и т.д.
Одно и то же упражнение можно варьировать, меняя динамику, темп, звуковысотное расположение, характер звуковедения, используя различные слогосочетания.
Таким образом, важно не количество используемых упражнений, а их определённая последовательность при постепенном усложнении в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, насыщенности и разнообразия тембра, подвижности голоса, а также формирования специфически вокальных навыков.