Просмотр содержимого документа
«Применение современных педогагических технологий в классе фортепиано»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дятьковская детская школа искусств»
Дятьковского района Брянской области
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Применение современных педагогических технологий
в классе фортепиано»
Подготовила:
Зубова Наталья Олеговна,
преподаватель по классу фортепиано
первой квалификационной категории
г. Дятьково – 2018г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3 I. Применение современных педагогических технологий в классе фортепиано…...4 1.1. Педагогическая технология………………………………………………………..4 1.2. Технология сотрудничества……………………………………………………….4 1.3. Технология индивидуализации обучения………………………………………...6 1.4. Здоровьесберегающая технология………………………………………………...7 1.5. Технология проблемного обучения……………………………………………….7 Заключение……………………………………………………………………………...9 Список используемой литературы…………………………………………………….10
Введение
Искусство преподавателя в работе с начинающими музыкантами включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и психологию. Используя педагогические технологии, педагог помогает развить юному музыканту художественное мышление, освоить навыки игры на инструменте.
Непрерывный, целенаправленный педагогический процесс связан с установкой на оптимальное взаимодействие педагога с юным музыкантом. Это позволяет углубить художественное содержание исполняемого произведения, направленного на духовное преобразование ученика, на восприятие и целостность исполнения музыкального произведения.
Условием эффективности усвоения любой учебной программы в дополнительном образовании детей является увлеченность ребенка избранной деятельностью. Нельзя навязать детям стремление к творчеству, заставить мыслить, но можно предложить им разные способы достижения цели и помочь ее достичь, научить необходимым для этого приемам.
Дополнительному образованию, как особому образовательному институту, необходимо располагать собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, саморазвитию и самореализации.
Применение современных педагогических технологий в классе фортепиано
Педагогическая технология
Педагогическая технология – это конкретный способ организации педагогической деятельности с целью получения определенного результата.
Педагогические технологии дополнительного образования детей необходимо ориентировать на решение сложных психолого-педагогических задач:
научить ребенка самостоятельно работать;
научить общаться с детьми и взрослыми;
научить прогнозировать и оценивать результаты своего труда;
научить искать причины затруднений и преодолевать их.
Использование современных педагогических технологий - необходимое условие работы педагога–профессионала. Педагог в современной образовательной системе занимается воспитанием полноценной творческой личности, способной к самостоятельному труду, эмоционально отзывчивой на музыку.
Технология сотрудничества
Обучение и воспитание гармоничной личности невозможно без тандема «педагог–ученик», все два субъекта одного учебного процесса должны действовать вместе, сообща. Отношения с обучающимися должны быть направлены на вовлечение в самостоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество «педагог–ученик» должно основываться на взаимопомощи, позволяющей достигать единой цели.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
Гуманно–личностный подход к обучающемуся, где главным является развитие высоконравственных качеств каждой личности, индивидуальных способностей без прямого принуждения. Приоритетным является формирование положительной Я–концепции личности, уважение собственной точки зрения ученика, обучение с учетом потенциальных возможностей конкретного обучающегося. Все участники образовательного процесса должны уважать мнение друг друга, предоставлять свободу выбора, иметь право на собственное мнение, помогать друг другу в успешной реализации творческой деятельности.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, где обучение рассматривается не как определяющая цель, но как средство развития личности, где используется положительная стимуляция учения.
Концепция воспитания, направленная на развитие творческих способностей обучающегося в контексте возрождение национальной культуры и традиций.
Педагогизация окружающей среды, где на первый план выдвигается сотрудничество с родителями, педагогами, институтами защиты детства, как основа общей заботы о подрастающем поколении.
Технология сотрудничества – ансамбль:
отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика;
постановка ясных целей и внушение уверенности в их достижении;
самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности обучающихся);
свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала);
Таким образом, педагогика сотрудничества основана на содружестве, доверии и взаимопомощи всех участников педагогического процесса.
Технология индивидуального обучения
Работа преподавателя по классу фортепиано заключается в индивидуальном процессе обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным возможностям каждого обучающегося. Центральное место в этой технологии отводится ученику, который рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, личным опытом. Индивидуализация обучения позволяет учитывать все особенности развития, воспитания обучающегося, усваивать программу с учетом индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, формировать адекватную самооценку ученика.
Использование технологии индивидуализации обучения педагогом обеспечивает психологический комфорт обучающегося, как в классе, так и на сцене, что является основой для успешной творческой деятельности.
Технология индивидуализации обучения:
полное адаптирование содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его возрастным, психологическим особенностям;
мониторинг действий обучающегося, его продвижения от незнания к знанию, коррекция деятельности в случае необходимости (наличие индивидуального плана для каждого обучающегося);
организация индивидуально-ориентированной помощи детям в реализации ряда первичных базовых потребностей;
активное педагогическое участие в автономном духовном самостроительстве и творческом самовоплощении человека;
постоянная мотивация процесса обучения, создание условий работы обучающегося на доступном уровне, с целью дальнейшего развития и углубления знаний;
создание на уроке ситуации выбора;
использование интегрированных форм работы на уроке (индивидуальных и групповых).
Здоровьесберегающая технология
Целью таких технологий является сохранение здоровья обучающихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам. Здоровьесберегающие занятия позволяют обеспечить оптимальный темп работы на уроках, полное усвоение материала, психологический комфорт. При грамотном подходе к организации учебного процесса с точки зрения учета здоровья обучающихся необходимо учитывать следующие моменты:
соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;
построение занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
соблюдение гигиенических требований к аудитории;
организация активно–двигательных занятий на уроках.
Необходимо еще до начала занятий обеспечить проверку состояния учебной аудитории, технического оснащения, проветрить помещение. Педагог должен пользоваться принципами музыкотерапии при подборе музыкального материала, не допускать появления стрессовых ситуаций в процессе занятий, помнить, что отдых – это смена видов деятельности.
Также немаловажным является сохранение собственного здоровья. Важно не допускать переутомления на уроках, грамотно организовать рабочее место, помнить, что доброжелательность и улыбка – одни из главных составляющих урока, обеспечивающие психическое и социальное здоровье обучающегося.
Технология проблемного обучения
Организация учебной деятельности, предполагающая создание учителем проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности ученика. Ни одна из образовательных технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться.
Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.
Участие родителей и их поддержка - фактор успеха в обучении и музыкальном развитии ребенка. Поэтому существует необходимость воспитательной, просветительской, консультативной, коммуникативной деятельности педагога по организации работы с родителями.
Заключение
Музыкальная культура – это одно из направлений, которое в общественной системе выполняет функцию нравственно-эстетического развития и является формой развлечения и досуга. Такой вид музыкальной деятельности, как игра на фортепиано является востребованным на современном этапе развития общества.
Процесс освоения навыков игры на фортепиано требует от обучающихся огромных эмоциональных и физических затрат. Для поддержания устойчивого интереса в учебном процессе необходимо использовать инновационные педагогические технологии.
Изложенные инновационные формы и методы работы на уроке, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Использование инновационных технологий способствует лучшему усвоению материала, развитию у обучающихся критического мышления, коммуникативных навыков и творческой активности. Поэтому инновационные формы и методы работы необходимо активно внедрять в практику преподавания в ДМШ/ДШИ.
Список используемой литературы
1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.
2. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
3. Энциклопедия образовательных технологий, Том 1, Селевко Г.К., 2006.
4. Ягненкова Н. В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012). 5. Русская онлайн энциклопедия – интернетисточник.