Презентация урока музыки по теме: "Рок-опера "Юнона" и "Авось" 7 класс
Презентация урока музыки по теме: "Рок-опера "Юнона" и "Авось" 7 класс
Презентация урока музыки в 7 классе "Рок-опера "Юнона" и "Авось" по теме "Классика и современность". Презентация с конспектом урока и аннотацией к уроку с элементами самоанализа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Вашему вниманию представляется разработка урока музыки «ЮНОНА И АВОСЬ».
В соответствии с Базисным учебным планом в 7 классе на учебный предмет « Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю),в том числе 2 обобщающих урока.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность».
Цель: знакомство с современным жанром сценической музыки рок-оперой «Юнона и Авось»
Задачи:
расширение знаний о жанрах современной музыки;
развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления;
воспитание музыкальности, художественного, вкуса;
выявление особенностей языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкальных образов.
Методы:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
ЭОР:
Мультимедийная презентация к уроку;
«Юнона» и «Авось»
Ход урока
Многие привыкли считать, что к серьезной музыке относятся все классические произведения, написанные много лет назад великими композиторами. А современные произведения – это произведения легкого жанра.
-Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы обучающихся)
Серьезная музыка – это та музыка, над которой человек задумывается, которая оставляет в его душе след и не оставляет равнодушным. Именно к таким произведениям можно отнести произведение современного композитора Алексей Рыбникова, написанное на слова Андрея Вознесенского.
Тема нашего урока: «Рок-опера «Юнона и Авось».
Цель урока : познакомиться с новым для вас современным сценическим жанром в музыке – рок-оперой.
На экране проецируется слайд №1 с изображение двух кораблей и названием рок-оперы «Юнона» и «Авось».
На данном этапе урока учащимся объявляется тема, четко формулируются цели и задачи урока
Ход урока
«Юнона» и «Авось», так назывались два корабля, на которых в 1806 году в Калифорнию к берегам Америки отправился русский граф, камергенер Николай Петрович Резанов.
Резанов Николай Петрович (1764-1807) – выдающийся русский путешественник и государственный деятель, один из учредителей Российско-американской торговой кампании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб-гвардии Измайловского полка, позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляющего главного правления Российско-Американской компании. В 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-американской компанией и испанскими колонистами.
На экране проецируется слайд №2 с изображением
Н.П.Резанова
Объяснение нового материала начинается с исторической справки о выдающемся русском путешественнике Н.П.Резанове, и о его романтичекой любви к дочери мэра Сан-Франциско Кончиты ди Аргуэльо, положенной в основу написания рок-оперы.
Ход урока
В основу оперы положена романтическая история любви русского путешественника и дочери мэра Сан-Франциско Кончиты ди Аргуэльо.
Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Он, однако понимает утопичность своих замыслов, понимает, что трудности на его пути непреодолимы.
Но даже наличие самого минимального шанса на удачу, вера в «авось» заставляет Резанова подавать одно прошение за другим в просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию. Но отказ за отказом сломили его волю.
-Как вы думаете, в минуты отчаяния и тоски к кому обращается человек? На чью помощь надеется? (ответы детей).
На экране проецируется слайд №3 с изображением
Церкви Покрова на Филях.
Перед слушанием музыки обучающимся задаются вопросы, нацеливающие их на осознанное восприятие музыкального материала.
Ход урока
Конечно. Он идет в Храм, обращается к Богу. И не случайно в опере духовная музыка очень тесно переплетается с современными ритмами рока, и «представляет собой огромную палитру, включающую все многообразие – от мелодий тяжелого металлического рока до завораживающих напевов пленительных романсов, а часто и русской православной музыки», писали зарубежные газеты в 1983 году.
И не случайно Алексей Рыбников выбрал для первого исполнения рок-оперы церковь Покрова на Филях, где люди полтора часа слушали новую для них музыку.
На экране проецируется слайд №4 с названием фамилиями авторов рок-оперы.
И вот придя в Храм с последней надеждой на Божью помощь Резанов молится перед иконой Казанской Божьей Матери о благословении его на путешествие. Обращаясь к Богоматери он влюбляется в ее образ, ее неземную красоту. И вот он будто слышит ее благословение… мистический голос Божьей Матери.
Перед слушанием музыки обучающимся задаются вопросы, нацеливающие их на осознанное восприятие музыкального материала.
Ход урока
Сейчас мы прослушаем арию Пресвятой Девы.
-Вслушайтесь в звучание этой арии. Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания этого неземного образа?
-Почему звучание арии начинается с такого высокого звучания и как мелодия движется дальше?
На экране проецируется слайд №5 с изображением иконы Казанской Божьей Матери.
После этого благословения, неожиданно Резанов получает разрешение на отплытие с поручением государственной миссии – наладить дружественные отношения с Америкой. Прибыв в Америку, Резанов встречается на балу, данному в честь их прибытия, с дочерью мэра Сан-Франциско – Кончитой ди Аргуэльо. Она своим обликом напоминает ему образ Пресвятой Девы и он влюбляется в нее. Тайно обвенчавшись он отправляется обратно в Россию.
-Прослушайте внимательно романс и скажите, что ожидает влюбленных, суждено ли им встретиться? Как это отражено в музыке?
(Ответы детей)
Икона
Казанской
Божьей Матери
Слушание:
«Ария Пресвятой Девы»
После прослушивания арии, дети отвечают на поставленные ранее вопросы.
Слушание:
Роман «Я тебя никогда не забуду»
После прослушивания романса ребят отвечают на вопросы, поставленные учителем.
Ход урока
Мы с вами сейчас разучим это замечательной произведение.
На экране проецируется слайд №6 нотная запись и текс романса «Я тебя никогда не забуду»
Отплыв на судах в Россию Николай Петрович Резанов умирает в Красноярске от горячки. Кончита ждала его долгих 32 года, а затем дала обет молчания приняла монашеский постриг.
Венчает рок-оперу знаменитый гимн прославления любви и верности «Аллилуйя».
На экране проецируется слайд №7 с видеофрагментом из рок-оперы «Юнона и «Авось»
-Сегодня мы обратились у новому для вас музыкальному сценическому жанру рок-оперы? Рок и опера, современность и прошлое.
-К какому жанру мы можем ее отнести? К легкому или серьезному?
-Как вы считаете, а можно это произведение назвать классическим произведением?
(ответы детей)
Разучивание:
Романс «Я тебя никогда не забуду»
Исполнение романса в характере.
Слушание и просмотр видеофрагмента спектакля «Юнона» и «Авось»:
Эпилог «Аллилуйя»
Ход урока.
Чтобы понять любое музыкальное произведение, будь то произведение написанное 200 лет назад, или музыка написанная нашим композитором- современником, нужно уметь в нее вслушиваться, проникнуться ее настроением, пропустить через себя. Только тогда она найдет отклик, запомнится и станет родной, близкой и понятной.
На экране проецируется слайд №8 с обложки первой и единственной пластинки рок-оперы «Юнона» и «Авось».
Запишите домашнее задание на следующий урок.
Спасибо за урок!
В завершении урока обучающиеся отвечают на поставленные вопросы и делают самостоятельный вывод по теме.
Задается домашнее задание:
Выучить текст романса и нарисовать рисунок на любую из прослушанных на уроке музыкальных фрагментов рок-оперы.