Петр Ильич Чайковский
«Детский альбом»
Тема: «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского
Цели:
- формирование и преобразование духовного мира личности путем приобщения учащихся к «золотому фонду» классической музыки;
- формирование чувства эстетического сопереживания произведениям искусства;
-развитие фантазии и воображения;
- воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
Методы:
- беседа;
- музыкальные иллюстрации;
- метод творческого поиска.
Оборудование: иллюстрации к Детскому альбому, портрет П.И.Чайковского,
презентация.
Перед началом звучит «Вальс цветов» из балета» П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Преподаватель: Какая прекрасная музыка звучала перед началом нашего урока!!! Кто может назвать произведение и его автора?
П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета "Щелкунчик".
Преподаватель: Друзья, сегодня наш урок посвящен творчеству великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
(Слайд1- 4)
Мы познакомимся с «Детским альбомом». В нём собраны музыкальные пьесы для детей. Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили давно, когда ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колесиках, но девочкам, так же, как и сейчас, дарили красивых кукол в длинных бальных платьях. Пётр Ильич Чайковский жил в те далёкие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и для детей его возраста интересным. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня её услышите вы.
(Слайд 5)
Вместе с музыкой хорошей,
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
Бом, бом, открывается альбом,
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят,
Много лет тому назад.
Страничка первая открывается,
Что за музыка у нас начинается.
1. Утреннее размышление. (Слайд 6)
Представьте. День только начинается. Впереди множество разнообразных событий – веселых, грустных, серьезных и приятных. Хорошо остаться наедине с собой, привести в порядок свои мысли, вслушаться в себя. Неторопливо и светло звучит музыка, как напутствие автора перед дальней дорогой:
И в этой тишине, в миг самый первый,
Когда, застыв, вокруг всё чуда ждет,
Пусть сбудется твое заветное желанье,
Которое в душе твоей живёт.
«Утреннее размышление»
Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич?
2. Мама. (Слайд 7)
Ласковая и внимательная, настойчивая и все понимающая. «С большим чувством и нежностью» - помечает в нотах Петр Ильич. А как впрочем, иначе можно сыграть, рассказать, поведать о человеке, роднее которого нет на свете?
Мама на земле добрее всех,
Мама дарит сказки, дарит смех,
Мама из-за нас порой грустит.
Мама пожалеет и простит.
«Мама»
3. Марш деревянных солдатиков.
Игрушечный марш. Деревянные солдатики шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках.
(Слайд 8)
Деревянные солдатики,
Маршируют до зари,
И из всей из математики,
Знают только раз, два, три…
«Марш деревянных солдатиков»,
4. Болезнь куклы. (Слайд 9)
Тихо, тише, тишина.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Дайте, что ей нравится,
И она поправится.
«Болезнь куклы»
Какое настроение в этой пьесе, ребята, какие интонации у мелодии? (Ответы детей) Да, в этой пьесе грустное настроение: девочка переживает, что кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.
5. Новая кукла. (Слайд 10).
Но вот девочке купили новую куклу: «Это кому?» - «Мне?» - секундная растерянность, смятение и буря восторгов, целые потоки едва поспевающих друг за другом слов.
«Новая кукла»
Однако время браться за уроки. Начинаются они часом танца.
6. Мазурка. (Слайд 11).
Блестящий, помпезный танец, пришедший в Россию из Польши. Женщины танцевали мазурку с особой плавностью и грациозностью Мужчины - со звоном шпор, гусарской удалью.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет дрожал под каблуком.
«Мазурка»
7. Камаринская. (Слайд 12).
Композитор в этой пьесе показал старинный русский народный танец, который ловко и весело отплясывали деревенские ребята. И хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Задорно бренчит балалайка, ее сменяет гармоника.
Круг веселый собирайте,
Даром время не теряйте,
Ноги сами заходили,
Плясовую запросили.
«Камаринская»
8. Полька. (Слайд 13)
Очаровательная полька. Это народный, веселый танец, он пришел к нам из Чехословакии. Танец подвижный, с подскоками. Отсюда и музыка – легкая, отрывистая, задорная. Полька из "Детского альбома» воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".
Мы танцуем польку,
Не устав нисколько,
Мы танцуем вместе,
Не стоим на месте.
Ах, этот танец такой заводной,
Дружно его мы станцуем с тобой.
«Полька», исполняет -__________________
Подошел к концу урок танцев, а теперь отправимся в путешествие.
9. Итальянская песенка. (Слайд 14).
Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды встретил мальчика, который пел песенку и аккомпанировал себе на гитаре. Мальчик пел не от радости. Он был из очень бедной семьи и пением зарабатывал деньги, чтобы родные не умерли с голода. Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.
Прекрасны здесь небеса!
Прекрасны птиц голоса!
Льёт солнце с высоты,
На эту землю мягкий свет.
Лучше нашей Италии нет!
«Итальянская песенка»
10. Старинная французская песенка. (Слайд 15).
Изысканная, лирическая. Чайковский услышал ее во время путешествия по Франции, но от музыки почему-то веет таким знакомым и близким -
«осенней» русской печалью.
Под вечер над рекой
Прохлада и покой,
Белея, облака уходят
Вдаль грядой.
Стремятся, но куда?
Струятся, как вода,
Летят, как стая птиц,
И тают без следа.
« Старинная французская песенка» ________________________
11.(Слайд16). А сейчас, обратите внимание на эту иллюстрацию.
Среди лесистых гор,
У голубых озёр,
Где в чаще слышен птичий нестройный хор.
Под яркой синевой,
Под елью вековой,
Плясать сегодня будем с тобой.
.
Послушайте музыку к этой иллюстрации.
11. «Немецкая песенка»
Что можете сказать о мелодии?
( Озорная, подпрыгивающая, слышны звучания деревянных каблучков, тяжёлых башмаков).
Мелодия похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер. Куда мы попали с вами?
( В Германию).
12.Неаполитанская песенка" (Слайд 17).
Одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.
«Неаполитанская песенка», исполняет вокальная группа.
Закончились занятия. Пора отдыхать.
13. Баба Яга. (Слайд 18).
Няня рассказывает сказку о Бабе Яге: « Поутру пробудилась Баба Яга – костяная нога в своей избушке на курьих ножках. Глядь, нет Ивана Царевича. Бросилась в погоню во весь дух. На ступе скачет, помелом следы заметает, мчится за Иваном Царевичем, только ветер свистит, тучи разгоняет».
Музыка здесь колючая, звуки отрывистые, фразы заканчиваются громким аккордом, как будто Баба Яга выкрикивает грозные слова. Композитор показал в своей музыке характер и повадки Бабы Яги.
«Баба Яга»
14. Сладкая грёза. (Слайд 19)
Пьеса-фантазия. Мечты и мысли о чем-то приятном скользят, никуда не торопясь. Музыка выразительная, плавная, певучая.
«Сладкая греза»
15. В церкви. Хор. (Слайд 20).
Это хорал – торжественный и значительный «Господи помилуй».
Словно прощаясь, Пётр Ильич обращается к своему маленькому слушателю. Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби! «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - писал Чайковский. Мир тебе!
Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло,
Чтобы весеннее солнце взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, обогрей.
« В церкви», исполняет преподаватель.
Жаль закрывать последнюю страничку "Детского альбома" и расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. Слушайте и исполняйте замечательные произведения П.И. Чайковского.