исследовательская работа по музыке
«Ожившие музыканты»
(Бетховен и Рахманинов в зеркале аккордов и цветов)
Выполнила: Хрипунова Екатерина
Ученица 7г класса
Научный руководитель: Вакуленко Г.А.
1. Знаете вы что-нибудь о цветном слухе?
Да – 20 человек
2. Цветной слух – это реальность или миф
Реальность - 29
3. Цветной слух у человека – явление довольно редкое или распространённое?
Редкое - 39
Нет - 56 человек
4. Существует ли связь между музыкальным звуком и цветом?
Распространённое - 9
Миф - 10
Да - 36
5. Обладаете ли вы цветным слухом?
Не знаю - 37
Нет - 5
Думаю да - 23
Не знаю - 28
Не знаю - 34
Думаю нет - 53
Гипотеза:
превращение тональностей в цвета позволяет увидеть живые лица музыкантов.
Цель:
составить псилогический портрет Бетховена и Рахманинова с помощью превращения их любимых тональностей в цвета.
Задачи:
1.Определить суть цветного слуха на материале различных источников информации.
2. Провести тестирование учащихся 7х классов и выяснить, что они знают о цветном слухе.
3. Провести эксперимент «Имеют ли цветной слух учащиеся 7х классов нашей школы?»
4.Познакомиться с композиторами, обладавшими цветным слухом.
5.Познакомиться с методикой Макса Люшера.
6.Выяснить как связаны цвета и музыкальные тональности.
7. Составить психологический портрет Бетховена и Рахманинова.
Картина «Человек-синестетик»
Цветной слух – это явление,
при котором зрение и слух связываются воедино.
Сергей Васильевич Рахманинов
«Прелюдия соль- мажор»
Антонио Лючио Вивальди
«Гроза» соль- минор
Великие композиторы, обладавшие цветным слухом
Римский-Корсаков
К.М Чюрлёнис
А.Н. Скрябин
Тональность
– конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона.
Макс Люшер
(1923-2017)
– швейцарский психолог, разработал цветовой тест, позволяющий выявить особенности характера человека.
Цвет
Предпочитает
Синий
Отрицает
Хочет покоя, удовольствия
Зелёный
Недоволен, беспокоен
Хочет преодолеть препятствия силой воли
Жёлтый
Давление невыносимо, воля подавлена
Хочет изменить жизнь, осуществить надежды
Красный
Фиолетовый
Энергичен, хочет успеха, победы
Разочарован, напряжён
Бессилен, измучен
Сентиментален, обаятелен, требует искренности
Коричневый
Серый
Контролирует эмоции
Хочет отдыха, устал, нет удовлетворения
Чёрный
Требует уважения
Утомлён, замкнут
Нетерпелив
Страдает, разочарован
Хочет независимости
Каждому цвету соответствует три тональности, расположенные но квинтовому кругу.
Связь произведений Бетховена
с выбором цветов по Люшеру
Бетховен
Люшер
«Героическая симфония»
ми-бемоль мажор
Красный (энергичен, хочет успеха, победы)
«Ода к радости»
ре мажор
Жёлтый (хо чет изменить жизнь, осуществить надежды)
«Пасторальная симфония»
фа-мажор
Зелёный (хочет преодолеть препятствия силой воли)
«Аппассионата»
фа минор
Чёрный (страдает, разочарован)
Цветовая гамма Бетховена
Психологический портрет
Людвига ван Бетховена
Бетховен и Гёте
Связь произведений Рахманинова
с выбором цветов по Люшеру
Рахманинов
Люшер
«Концерт №3»
ре минор
Коричневый (хочет отдыха, устал, нет удовлетворения)
«Мелодия»
ми мажор
Жёлтый (надежда, стремление к свободе)
«Этюд-картина»
ми-бемоль минор
Серый (утомлён, замкнут)
«Прелюдия»
до минор
Чёрный (страдает, разочарован)
Цветовая гамма Рахманинова
Психологический портрет
С.В. Рахманинова
Гипотеза:
превращение тональностей в цвет позволяет увидеть живые лица музыкантов.