kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока по математике «Работа над мелизмами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над мелизмами.

 

  Мелизматика в музыке XVII века бала искусством-импровизационным. При исполнении присутствовал личный вкус артиста.

Мелизм – с греческого «пение, мелодия».

Существует 2 вида обозначение мелизмов:

1.Оьозначение несколькими нотами, значками.

2.Свободные формы мелизмов – различные вокальные фиоритуры: виртуозные пассажи, которые состоят из масс нот (Лист, Шопен).

  Устойчивых форм мелизмов было очень много – во времена Баха насчитывали около тридцати пяти. До нас дошли лишь несколько форм – форшлаги, группетто мордент

.

Два способа расшифровки

 

 

До И.С.Баха старо – французская манера исполнения мелизмов. По этой системе все украшения анциципировались. Это манера была присуща и композиторам-клавесинистам – яркий представитель Рамо.

Во времена И.С.Баха – итальянская или ломбардская. Все украшения субстрагировались.

 

  Однако на протяжении XIX-XX веков традиции расшифровки украшения во многом были утрачены. В чисто пианистическом плане искусство исполнения украшений заключается в их предвосхищении, психологическом настрое исполнителя на легкое, свободное гибкое исполнение. Вагнер говорил своим ученикам: «Обращайте внимание на мелкие ноты – большие позаботятся о себе сами».

 

Форшлаг.

 

  Слово немецкое в переводе означает – «предшествующий удар».

  Форшлаги могут быть долгими и короткими, все короткие форшлаги перечеркиваются, длинные - не перечёркиваются.  Перечеркнуты за счет длительности предыдущей ноты. Не перечеркнуты за счет последующей. У И.С.Баха форшлаги на сильное время исполняются сильней чем главный звук. ( Пример №1).

 

Мордент.

 

  Итальянского происхождения – «кусающий».

  Существуют 4 устойчивых вида мордента: перечеркнутый, неперечеркнутый, двойной перечеркнутый, двойной неперечёркнутый. (Пример № 2,3,4,5) 

 

 

Группето.

 

  Итальянское слово «группа». Может быть 4-ёх и 5-ти звучными. Цель группето придать мелодии связность звучания. Ф.Э.Бах по системе по которой учились Гайдн, Моцарт, Бетховен в своём трактате различает:

  1. Группето над нотой (Пример №6)
  2. Группето начинается с главной ноты, оно пишется тоже над нотой,но при  наличии секундового хода вниз перед группето.( Пример №7).
  3. Если в мелодии имеется интервал примы и он залигован, группето пишется над нотой исполняется оно тридцать вторыми нотами – называется ускоренное  группето.(Пример №8).
  4. Группето над нотой, то это перевернутый шлейфер. ( Пример №9).

 

Трель.

  В переводе с итальянского « дребезжать». Смысл трели в чередовании двух повторяющихся звуков. Трель может начинаться с главной ноты. Может быть равномерной и ускоренной. Трель может иметь нахшлаг, может не иметь (Пример №10).

Шлейфер.

  От немецкого «шлейф» к главной ноте, обозначение родственно знаку мордент.

а) трель в виде

б) трель               1)                                        2)

                                                    с верхней                                                 с нижней вспомогательной ноты

                                                    вспомогательной                                                   (Пример №12).

                                                    ноты. ( Пример №11).

 

  В заключении необходимо отметить, что все исследователи, рассматривающие этот вопрос призывают не считать предлагаемые варианты трактовки мелизматики единственно правильными. Надо научиться анализировать, развить свой художественный вкус чтобы в итоге интуитивно находить стилистически верное и выразительное исполнение мелких нот, может быть даже допуская импровизационные добавления, как это делают многие современные исполнители     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по математике «Работа над мелизмами» »

Основные виды мелизмов. Применение и расшифровка.

Основные виды мелизмов.

Применение и расшифровка.

Мелизмы (от греч., «Melos» - песня, мелодия)  – это мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII века в клавесинной музыке.  Временные доли мелизмов не входят в основные доли данного такта, поэтому они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука. Форшлаг Виды мелизмов Мордент Трель Группетто

Мелизмы (от греч., «Melos» - песня, мелодия) – это мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII века в клавесинной музыке. Временные доли мелизмов не входят в основные доли данного такта, поэтому они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука.

Форшлаг

Виды мелизмов

Мордент

Трель

Группетто

Форшлаг (нем., « vor» — пред, «schlag» — удар) -означает звук, предшествующий основному, «предудар». Короткий (перечеркнутый)  Долгий (неперечеркнутый)  Исполняется за счет предыдущей длительности или той, перед которой он обозначен. Если форшлаг состоит из нескольких звуков – обозначение шестнадцатыми, связанными ребром: Представляет собой задержание— нисходящее или восходящее. Исполняется за счет длительности звука, перед которым он помещен. При ноте с точкой долгий форшлаг равен ее двум третям:

Форшлаг

(нем., « vor» — пред, «schlag» — удар) -означает звук, предшествующий основному, «предудар».

Короткий

(перечеркнутый)

Долгий (неперечеркнутый)

Исполняется за счет предыдущей длительности или той, перед которой он обозначен.

Если форшлаг состоит из нескольких звуков – обозначение шестнадцатыми, связанными ребром:

Представляет собой задержание— нисходящее или восходящее. Исполняется за счет длительности звука, перед которым он помещен.

При ноте с точкой долгий форшлаг равен ее двум третям:

Мордент (итал., « mordente» - кусающий, острый) - представляет собой оборот из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Исполняется только за счет длительности основного звука, (меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности)  - на третий звук): Перечеркнутый - вспомогательный звук берется снизу от основного звука Простой  Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку: (неперечеркнутый) - вспомогательный звук берется сверху от основного звука Двойной мордент

Мордент

(итал., « mordente» - кусающий, острый) - представляет собой оборот из трех звуков:

основного, вспомогательного и основного. Исполняется только за счет длительности основного звука, (меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности)  - на третий звук):

Перечеркнутый -

вспомогательный звук

берется снизу

от основного звука

Простой

Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:

(неперечеркнутый) -

вспомогательный звук

берется сверху

от основного звука

Двойной мордент

Группетто - мелодическая фигура,  состоящая из четырех или пяти звуков:  основного и вспомогательных (верхнего и нижнего). 5-ти звучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее - как в 4-х звучном группетто: 4-х звучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и основной:

Группетто -

мелодическая фигура,

состоящая из четырех или пяти звуков:

основного и вспомогательных (верхнего и нижнего).

5-ти звучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее - как в 4-х звучном группетто:

4-х звучное группетто

начинается с верхнего вспомогательного,

за которым следуют основной звук,

затем нижний вспомогательный и основной:

Над нотой. Между двух нот. Тогда он может означать как 5-ти звучное, так и 4-х звучное группетто, исполняемое Означает либо 5-ти звучное группетто, занимающее всю длительность основного звука, либо 4-х звучное группетто, занимающее конец длительности основного звука: за счет длительности основного звука. Такое группетто занимает либо всю длительность основного звука,  либо начальную часть этой длительности: Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука: Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам:

Над нотой.

Между двух нот.

Тогда он может означать как 5-ти звучное, так и 4-х звучное группетто, исполняемое

Означает либо 5-ти звучное группетто, занимающее всю длительность основного звука, либо 4-х звучное группетто, занимающее конец длительности основного звука:

за счет длительности основного звука.

Такое группетто занимает либо всю длительность основного звука,

либо начальную часть этой длительности:

Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука:

Знаки альтерации, которые могут стоять

над или под знаком группетто,

относятся, соответственно,

к верхнему или нижнему

вспомогательным звукам:

Трель  (от итал., « trillare» - дребезжать, колебать) - это быстрое чередование основного вспомогательного звуков, tr ставится всегда над нотой. Продолжительность трели равна длительности звука, за счет которого она исполняется. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага.

Трель

(от итал., « trillare» - дребезжать, колебать) - это быстрое чередование основного вспомогательного звуков,

tr ставится всегда над нотой.

Продолжительность трели равна длительности звука, за счет которого она исполняется.

Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага.

Способы исполнения трели: 1. Начиная с верхнего вспомогательного звука: 2. Начиная с нижнего вспомогательного звука: В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с группетто. Этот заключительный оборот - «Nachschlag» (нем., - последующий удар) - специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении.

Способы исполнения трели:

1. Начиная с верхнего вспомогательного звука:

2. Начиная с нижнего вспомогательного звука:

В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с группетто. Этот заключительный оборот - «Nachschlag» (нем., - последующий удар) - специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении.

С середины XIX века и до настоящего времени исполнение Nachschlag становится обязательным лишь в тех случаях, когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели: 3. Начиная с основного звука: Кроме перечисленных существуют и другие мелизматические фигуры, обозначаемые особыми знаками, имеющими большее или меньшее распространение лишь в определенных стилях. Так, например, различные виды мелизмов, отличных от вышеописанных, можно встретить в произведениях И. С. Баха. Он сам дал образцы расшифровки применяемых им мелизмов в «Клавирной книжечке Вильгельма Фридемана Баха», понимая, очевидно, их не столь универсальное значение.

С середины XIX века и до настоящего времени исполнение Nachschlag становится обязательным лишь в тех случаях,

когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели:

3. Начиная с основного звука:

Кроме перечисленных существуют и другие мелизматические фигуры, обозначаемые особыми знаками, имеющими большее или меньшее распространение лишь в определенных стилях.

Так, например, различные виды мелизмов, отличных от вышеописанных, можно встретить в произведениях И. С. Баха.

Он сам дал образцы расшифровки применяемых им мелизмов в «Клавирной книжечке Вильгельма Фридемана Баха», понимая, очевидно, их не столь универсальное значение.

Знаки некоторых приемов исполнения Легато – связное исполнение звуков мелодии. Обозначается дугообразной линией, над или под нотами, которые должны быть исполнены связно.

Знаки некоторых приемов исполнения

Легато – связное исполнение звуков мелодии. Обозначается дугообразной линией, над или под нотами, которые должны быть исполнены связно.

Стаккато – короткое и отрывистое исполнение звуков мелодии или аккордов. Обозначается точками, выставляемыми над или под головками нот.

Стаккато – короткое и отрывистое исполнение звуков мелодии или аккордов.

Обозначается точками, выставляемыми над или под головками нот.

Портаменто или глиссандо – это скольжение по хроматической (на ф-но по диатонической) гамме вверх или вниз, заполняя промежуток между двумя звуками, отстоящими друг от друга на широкий интервал. Термин портаменто характерен вокальному исполнительству. Термин глиссандо – инструментальной практике. Обозначается следующим знаком: В фортепианной практике термин портаменто означает прием глубокого «non legato», т.е. почти связное исполнение как отдельных звуков, так и аккордов (особенно повторяющихся). Обозначается следующим знаком:

Портаменто или глиссандо – это скольжение по хроматической (на ф-но по диатонической) гамме вверх или вниз, заполняя промежуток между двумя звуками, отстоящими друг от друга на широкий интервал.

Термин портаменто характерен вокальному исполнительству. Термин глиссандо – инструментальной практике.

Обозначается следующим знаком:

В фортепианной практике

термин портаменто означает прием глубокого «non legato»,

т.е. почти связное исполнение как отдельных звуков, так и аккордов

(особенно повторяющихся).

Обозначается следующим знаком:

Арпеджиато  – это исполнение звуков аккордов снизу вверх последовательно в быстром движении. По времени арпеджиато исполняется обычно за счет данного аккорда.

Арпеджиато – это исполнение звуков аккордов снизу вверх последовательно в быстром движении. По времени арпеджиато исполняется обычно за счет данного аккорда.

Иногда арпеджиато записывается мелкими нотами:

Иногда арпеджиато записывается мелкими нотами:

Упражнения для самостоятельной работы: 1. Запишите варианты исполнения следующих мелизмов:

Упражнения для самостоятельной работы:

1. Запишите варианты исполнения следующих мелизмов:

2. Следующие мелодические фрагменты запишите с помощью соответствующих мелизмов:

2. Следующие мелодические фрагменты запишите с помощью соответствующих мелизмов:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация урока по математике «Работа над мелизмами»

Автор: Жукова Дарья Олеговна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства