Работа над мелизмами.
Мелизматика в музыке XVII века бала искусством-импровизационным. При исполнении присутствовал личный вкус артиста.
Мелизм – с греческого «пение, мелодия».
Существует 2 вида обозначение мелизмов:
1.Оьозначение несколькими нотами, значками.
2.Свободные формы мелизмов – различные вокальные фиоритуры: виртуозные пассажи, которые состоят из масс нот (Лист, Шопен).
Устойчивых форм мелизмов было очень много – во времена Баха насчитывали около тридцати пяти. До нас дошли лишь несколько форм – форшлаги, группетто мордент
.
Два способа расшифровки
До И.С.Баха старо – французская манера исполнения мелизмов. По этой системе все украшения анциципировались. Это манера была присуща и композиторам-клавесинистам – яркий представитель Рамо.
Во времена И.С.Баха – итальянская или ломбардская. Все украшения субстрагировались.
Однако на протяжении XIX-XX веков традиции расшифровки украшения во многом были утрачены. В чисто пианистическом плане искусство исполнения украшений заключается в их предвосхищении, психологическом настрое исполнителя на легкое, свободное гибкое исполнение. Вагнер говорил своим ученикам: «Обращайте внимание на мелкие ноты – большие позаботятся о себе сами».
Форшлаг.
Слово немецкое в переводе означает – «предшествующий удар».
Форшлаги могут быть долгими и короткими, все короткие форшлаги перечеркиваются, длинные - не перечёркиваются. Перечеркнуты за счет длительности предыдущей ноты. Не перечеркнуты за счет последующей. У И.С.Баха форшлаги на сильное время исполняются сильней чем главный звук. ( Пример №1).
Мордент.
Итальянского происхождения – «кусающий».
Существуют 4 устойчивых вида мордента: перечеркнутый, неперечеркнутый, двойной перечеркнутый, двойной неперечёркнутый. (Пример № 2,3,4,5)
Группето.
Итальянское слово «группа». Может быть 4-ёх и 5-ти звучными. Цель группето придать мелодии связность звучания. Ф.Э.Бах по системе по которой учились Гайдн, Моцарт, Бетховен в своём трактате различает:
- Группето над нотой (Пример №6)
- Группето начинается с главной ноты, оно пишется тоже над нотой,но при наличии секундового хода вниз перед группето.( Пример №7).
- Если в мелодии имеется интервал примы и он залигован, группето пишется над нотой исполняется оно тридцать вторыми нотами – называется ускоренное группето.(Пример №8).
- Группето над нотой, то это перевернутый шлейфер. ( Пример №9).
Трель.
В переводе с итальянского « дребезжать». Смысл трели в чередовании двух повторяющихся звуков. Трель может начинаться с главной ноты. Может быть равномерной и ускоренной. Трель может иметь нахшлаг, может не иметь (Пример №10).
Шлейфер.
От немецкого «шлейф» к главной ноте, обозначение родственно знаку мордент.
а) трель в виде
б) трель 1) 2)
с верхней с нижней вспомогательной ноты
вспомогательной (Пример №12).
ноты. ( Пример №11).
В заключении необходимо отметить, что все исследователи, рассматривающие этот вопрос призывают не считать предлагаемые варианты трактовки мелизматики единственно правильными. Надо научиться анализировать, развить свой художественный вкус чтобы в итоге интуитивно находить стилистически верное и выразительное исполнение мелких нот, может быть даже допуская импровизационные добавления, как это делают многие современные исполнители