Современно ли это произведение?
Слышали его
вне урока?
«Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. В нём столько мудрости и веры в жизнь, столько человеческой и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений».
Рохлин.
Toccare - итал. – трогать, дотрагиваться. В XIV – XV вв. – аккордовые фанфары духовых инструментов, открывающие торжественные выходы.
Характерные особенности: аккордность; моторика; введение полифонических эпизодов; импровизационная смена эпизодов; стремительный темп характера движения.
В дальнейшем полифонические эпизоды отделились и стали фугой. Токката стала прелюдией.
1. Музыка его не столь очевидна драматична. Драму создаёт контраст: чёрное против белого, добро против зла, день и ночь, горе и радость. У Баха противоположный принцип: любая отдельная часть его произведений всегда имеет дело с одной идеей, драматического контраста там нет. Этот принцип известен как аргументативная техника, состоящая в том, что берётся один предмет и обсуждается со всех сторон.
2. Полифоничность его музыки, миниатюрность. В этом связь его с джазовой музыкой.
Л.Берстайн
Знакомо ли вам это произведение?
Кто автор – современный композитор или нет?
Чем отличается от Токкаты?
Какое из прозвучавших произведений «лёгкое», а какое «серьёзное»? Почему?
Сын И.С.Баха, Филипп Эммануил, вспоминает: «Иоганн Себастьян Бах оформил свой вкус благодаря работе над собой».
Согласны ли вы с тем, что музыка, написанная в XVIII веке, основанная на другой народной музыкальной культуре, написанная в другой эпохе, по своей внутренней направленности, по заложенным в ней мыслям и чувствам, по своим идеалам может быть очень близка нам – людям, живущим в XXI веке? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
Музыку каких композиторов слушали на уроке?
К какой музыке можно её отнести: к музыке «лёгкой» или «серьёзной»? Почему?
Современна ли эта музыка?
«Термин «современное» искусство имеет два значения: более узкое – то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и более широкое – искусство, не зависимое от эпохи, в которую было создано, но отвечающее нашим современным идеалам».
Д.Б.Кабалевский
1904 – 1987 гг
1956 г.
1.Изгиб гитары желтой
ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой
и звездно-снежный
Как здорово что все мы
здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой
и звездно-снежный
Как здорово что все мы
здесь сегодня собрались.
Как отблеск от заката костер
меж сосен пляшет
Ты что грустишь бродяга,а ну-ка улыбнись
И кто-то очень близкий
тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы
здесь сегодня собрались
И кто-то очень близкий
тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь
сегодня собрались
И все же с болью в горле
мы тех сегодня вспомним
Чьи имена как раны на сердце запеклись
Мечтами их и песнями
мы каждый вздох наполним
Как здорово что все мы здесь
сегодня собрались
Мечтами их и песнями
мы каждый вздох наполним
Как здорово что все мы здесь
сегодня собрались
1.Изгиб гитары желтой
ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой
и звездно-снежный
Как здорово что все мы
здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой
и звездно-снежный
Как здорово что все мы
здесь сегодня собрались.
Д/З: Проанализировать современную песню с художественной
точки зрения.
- Будет ли она современна лет через 10? Почему?