kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему :"Возрождение Кобыза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жаппас Каламбаев родился в 1909 г. в Сузакском районе Чимкентской области. На домбре начал учиться играть у своего отца Касымбека, когда ему было 7—8 лет. На кобызе учился играть сам. Жаппас многие кюи, в том числе и кобызовые, перенял у кюйши Сугура. Но Сугур все исполнял на домбре, и Жаппас как бы вновь вернул кобызу кюи Коркыта и Ыхласа.

Жаппас был участником I Всеказахстанского слета - народных исполнителей, состоявшегося в 1934 г. в Алма-Ате. После слета его пригласили во вновь созданный оркестр казахских народных инструментов, где он проработал более 30 лет и был концертмейстером кобызистов. В его архиве сохранились нотные записи кюев КазангапаСейтека,Сугура и других. Жаппас активно участвовал в работе по реконструкции домбры и кобыза.

За большой вклад в дело развития традиционного музыкального искусства Жаппасу было присвоено звание засуженного деятеля культуры КазССР. Скончался в 1970 г.

В исполнении Жаппаса в сборник включен народный кюй «Мунлык — Зарлык».

А. Райымбергенов, С. Аманова «Голоса народных муз», Алма-ата «?нер» 1990

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему :"Возрождение Кобыза"»

Возрождение кобызовой музыки

Возрождение кобызовой музыки

В традиционной казахской музыкальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных музыкальных инструментов (после домбры) можно считать КОБЫЗ, смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых музыкальных инструментов. О древности говорит само строение инструмента.
  • В традиционной казахской музыкальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных музыкальных инструментов (после домбры) можно считать КОБЫЗ, смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых музыкальных инструментов. О древности говорит само строение инструмента.
Кобыз выдалбливается из цельного куска дерева – можжевельника , клёна, сосны, берёзы. Инструмент состоит как бы из трёх частей: головной («бас»-голова), средней (основание-кеуде) и нижней («аяк»-ноги). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента затягивается кожей(дека). На ней устанавливается подставка (тиек). Струны для кобыза до сих пор изготавливаются из конского хвоста. Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук.
  • Кобыз выдалбливается из цельного куска дерева – можжевельника , клёна, сосны, берёзы. Инструмент состоит как бы из трёх частей: головной («бас»-голова), средней (основание-кеуде) и нижней («аяк»-ноги). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента затягивается кожей(дека). На ней устанавливается подставка (тиек). Струны для кобыза до сих пор изготавливаются из конского хвоста. Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук.
Играют на кобызе, сжимая его в коленях, коротким смычком. При игре на инструменте используется особый прием - касание струны не подушками пальцев, а ногтём. Конские струны кобыза дают очень густой, насыщенный звук, богатый тембр. На кобызе исполняют кюи, варианты пьес, предназначенных для других инструментов, аккомпанируют пению. В прошлом на кобызе играли только мужчины. Кобыз имеет родство со скрипкой. В своём развитии они влияли друг на друга.
  • Играют на кобызе, сжимая его в коленях, коротким смычком. При игре на инструменте используется особый прием - касание струны не подушками пальцев, а ногтём. Конские струны кобыза дают очень густой, насыщенный звук, богатый тембр.
  • На кобызе исполняют кюи, варианты пьес, предназначенных для других инструментов, аккомпанируют пению. В прошлом на кобызе играли только мужчины.
  • Кобыз имеет родство со скрипкой. В своём развитии они влияли друг на друга.
Коркыт-Ата – легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века

Коркыт-Ата – легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века

По легенде кобыз создал Коркыт ата, великий шаман и сказитель степей. О Коркыте рассказывают различные варианты легенд. По казахской же версии Коркыт - легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает, что Коркыт смолоду не хотел примериться со скоротечностью жизни, решил бороться против неизбежной смерти. С мечтой о бессмертии Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: свалившееся дерево, засохший ковыль…. Такой же конец ждёт и Коркыта. В это время Коркыт и создаёт первый кобыз и заиграл изливая свои мучительные чувства и мысли. С тех пор имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.
  • По легенде кобыз создал Коркыт ата, великий шаман и сказитель степей. О Коркыте рассказывают различные варианты легенд. По казахской же версии Коркыт - легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает, что Коркыт смолоду не хотел примериться со скоротечностью жизни, решил бороться против неизбежной смерти. С мечтой о бессмертии Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: свалившееся дерево, засохший ковыль…. Такой же конец ждёт и Коркыта. В это время Коркыт и создаёт первый кобыз и заиграл изливая свои мучительные чувства и мысли. С тех пор имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.
Каламбаев Жаппас 01.01.1909 — 02.12.1970

Каламбаев Жаппас

01.01.1909 — 02.12.1970

Казахи считали кобыз священным инструментом. Простые люди боялись даже прикасаться к нему, потому что верили, что кобыз, как и хозяева инструмента - баксы и его музыка могут повлиять на судьбу человека, изгнать злых духов и болезни. На кобызе играли только баксы - шаманы. Кобыз служил средством общения баксы с духами предков. В начале 20-го века власти преследовали баксы и запрещали людям обращаться к ним. Вместе с исчезновением баксы кобызовая традиция стала угасать и пропала бы совсем, если бы не Жаппас Каламбаев.
  • Казахи считали кобыз священным инструментом. Простые люди боялись даже прикасаться к нему, потому что верили, что кобыз, как и хозяева инструмента - баксы и его музыка могут повлиять на судьбу человека, изгнать злых духов и болезни. На кобызе играли только баксы - шаманы. Кобыз служил средством общения баксы с духами предков. В начале 20-го века власти преследовали баксы и запрещали людям обращаться к ним. Вместе с исчезновением баксы кобызовая традиция стала угасать и пропала бы совсем, если бы не Жаппас Каламбаев.

Жаппас Каламбаев с 7 лет начал играть на домбре. В его семье хранился старый кобыз, и Жаппас начал самостоятельно учиться игре на нём. Он сначала научился играть кюи на домбре, а затем переложил их на кобыз. Так Жаппас начал ворождать кобызовую музыку. Когда решили организовать оркестр казахских инструментов, пригласили Жаппаса Каламбаева. Именно он научил играть на кобызе всех кобызистов оркестра. Благодаря Жаппасу Каламбаеву удивительная кобызовая музыка сохранилась и продолжает развиваться.
  • Жаппас Каламбаев с 7 лет начал играть на домбре. В его семье хранился старый кобыз, и Жаппас начал самостоятельно учиться игре на нём. Он сначала научился играть кюи на домбре, а затем переложил их на кобыз. Так Жаппас начал ворождать кобызовую музыку. Когда решили организовать оркестр казахских инструментов, пригласили Жаппаса Каламбаева. Именно он научил играть на кобызе всех кобызистов оркестра. Благодаря Жаппасу Каламбаеву удивительная кобызовая музыка сохранилась и продолжает развиваться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Презентация на тему :"Возрождение Кобыза"

Автор: Добрынина Людмила Григорьевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258543


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства