Просмотр содержимого документа
«Презентация "Жалейка. Русские народные духовые инструменты"»
Дидактическое сопровождение к образовательной программе «Музыка в природе»
Ж А Л Е Й К А
Автор-составитель: педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЭБЦ г.Ростов-на-Дону
Романова Лариса Николаевна
Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Жалейка известна также под названием жаломейка.
Русские народные духовые инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры.
Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к XIII веку до нашей эры.
Раньше всех появились ударные инструменты. Затем появились духовые: дудки, свистки, свистульки.
Широкое распространение в среде скоморохов и пастухов получили рожки, жалейки, свирели.
Музыкальный инструмент жалейка представляет собой трубочку,
материалом для которой служит тростниковое или камышовое растение,
с раструбом на конце, сделанным из верхних слоев коры березы или рога животного.
Иногда для основной трубочки использовали иву или бузину.
Этимология инструмента
Изначально инструмент позиционировался как пастушьи жалейки, так как применялся для привлечения внимания и сбора скота и овец самим пастухом.
Широкое распространение жалейка получила в территориальных областях современной России, Украины, Белоруссии и Литвы.
На сегодняшний день ее можно заметить только на концертах, проводимых фольклорными народными ансамблям.
Пастухи - рожечники сами делали рожки различной величины, на которых играли в так называемых «хорах» рожечников.
Широкой известностью в начале прошлого века пользовался «хор» рожечников под управлением потомственного пастуха
Н.В. Кондратьева.
В эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах.
При правлении Ивана Грозного и патриарха Никона инструменты и исполнители подвергались гонениям.
Русская национальная музыкальная культура понесла значительный урон.
Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов.
Эта любовь и спасла от полного забвения и инструменты, и традиции исполнительства на них.
Народные духовые инструменты отличаются особенностями конструкции и способом звукоизвлечения.
По классификации народные духовые инструменты подразделяются на язычковые, флейтовые (свистящие)
и мундштучные (амбушюрные).
Происхождение, история жалейки
Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности.
Первое упоминание о жалейке есть в записях
А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века.
Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.
В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок,
называют «пастушеским рожком».
В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать, о каком инструменте идёт речь .
Происхождение слова «жалейка» не установлено.
Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.
Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.
Народный инструмент
В конце девятнадцатого столетия в русском обществе поднялся интерес к собственной истории и национальной культуре.
Произошло это благодаря некоторым исследователям в области различных народных инструментов.
В то же время русский музыкант, композитор и балалаечник-виртуоз В. В. Андреев, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов, проводил успешную работу по возрождению русских инструментов и их модернизации.
Одновременно с этими работами были предприняты попытки по усовершенствованию жалейки, свирели и брелки.
Кстати, брелка – это одно из названий жалейки, использовавшееся в Тверской области.
Там инструмент делали из ивы, или, как называли местные жители, бредины.
Отсюда и пошло название брелка. В отличие от жалейки, которой пользовались пастухи, брелка имеет более нежное и деликатное мелодическое движение.
Обусловлено это тем, что музыкальный предмет изготовлен полностью из дерева.
В разных регионах необъятной России жалейка и ее производные известны под различными названиями.
Так, в Курской области ее называют рожок, в Горьковской – ладуша, в Белгородской - пищик,
в Пензенской – сиповка.
Раздвоенная жалейка во Владимирской области называется двойчатки, а в Рязанской – жаланки,