Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта "Ожившие фонтаны"»
«Ожившие фонтаны»
Выполнила ученица 7 «А» класса Гаврилова Анастасия
Учитель Зельская Татьяна Стефановна
Актуальность выбранной темы
Я учусь в гимназии №18 имени В.Г. Соколова
и осваиваю исполнительское мастерство на фортепиано.
Очень люблю играть
на фортепиано!
Цель:Доказать возможность передачи образа посредством музыки
Задачи:
На примере фортепианного произведения В.В. Купревича «Фонтаны Цвингера» выявить возможность образного восприятия предмета через язык музыки
Изучить средства музыкальной выразительности
Провести опрос педагогов и учащихся об изучении произведений В.В. Купревича
Провести опрос учащихся о средствах музыкальной выразительности?
Творчество В.В. Купревича
Композитор Виктор Викторович Купревич (1925-2005) родился в Каунасе, окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано и по классу композиции.
Купревич — автор симфонической и камерной музыки, а также музыки ко многим советским мультфильмам. В 1951—1954 гг. преподавал в Магнитогорском музыкальном училище, был заведующим музыкальным отделом журнала «Кругозор» (1963-1964), а с 1965 года руководил инструментальным ансамблем «Балалайка».
Автор балета «Семиклассница» (1962), музыкальной комедии «С первого взгляда» (1967), симфоний, фортепианного и скрипичного концертов, хоровой и инструментальной музыки. Написал ряд сочинений для эстрадного оркестра, значительное количество эстрадных песен, из которых наибольшей популярностью пользовались «Старая мельница» (репертуар Муслима Магомаева), «Пряники русские» в исполнении Жанны Горощени, «Пингвины», «Эхо» в исполнении вокального квартета «Аккорд». Среди других исполнителей песен Купревича были Лев Лещенко, Олег Анофриев, Татьяна Шмыга. Автор музыки к множеству мультипликационных фильмов («Межа», «Осторожно, щука!», «Дорожное происшествие», «Веселая карусель № 2. Два веселых гуся», «Генерал Топтыгин», «Лошарик», «Ослик Плюш», «Про Петрушку», «Часы с кукушкой», «Как козлик землю держал», «Наша няня», «Златовласка», «Огневушка-поскакушка», «Ну, погоди! (выпуск 1)», «Зимняя сказка», «Осенние корабли», «Удивительная бочка»).
Фортепианные произведения В.В. Купревича
Альбом пьес для фортепиано
Фонтаны Цвингера. Оп. 150 N5
Прелюдия
Осенний эскиз
В пещерах Гарца. Оп. 150 N10
Весенний эскиз
Почему В.В. Купревич написал произведение «Фонтаны Цвингера»?
Жемчужиной среди многочисленных достопримечательностей Дрездена является знаменитый дворцовый комплекс Цвингер . Цвингер (Zwinger) – памятник архитектуры мирового значения с уникальными музеями: Дрезденской картинной галереей, Физико-математический салоном, Музеем фарфора. А главным украшением дворцово-паркового комплекса являются великолепные фонтаны.
В центре двора Цвингера расположены четыре больших бассейна с фонтанами.
Дворцовый комплекс Цвингер
Кроме больших фонтанов, в Цвингере есть каскад из небольших фонтанов «Купальня нимф».
В центральной части стена расступается перед целым каскадом небольших фонтанов, вода из которых попадает в бассейн сложной геометрической формы. У центральных колонн и в нишах вокруг бассейна стоят скульптуры нимф. От бассейна идут две лестницы наверх к балюстраде, украшенной фигурками детей и вазами с цветами.
Значение фонтанов Цвингера
Вода имеет важную функцию в архитектуре. Архитекторы, стремившиеся к красочности и зрелищным эффектам, искали строительные и оптические методы передачи глубины, пластичности форм и сильных контрастов света и тени. Они оценили секрет красоты отражения зданий в неподвижной водной глади и стремились придать стенам динамичность посредством изогнутых фасадов и скульптурных украшений, оживлявших контуры, а каскады и фонтаны как раз усиливали динамику найденных форм. А удивительной красоты Купальню нимф называют «водяным театром».
Дрезденскому архитектурному сокровищу посвящают не только стихи, но и музыкальные произведения, как это сделал композитор В.В. Купревич.
Впечатления от работы над произведениями В.В. Купревича
В результате проведенного мною опроса педагогов и учащихся нашей гимназии можно сделать вывод, что произведения В.В. Купревича слушают, изучают, исполняют и любят, потому что они :
Хохлов Ю. Н. Программная музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 442.
Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры.. — Нижний Новгород, 1994.
Петров В.О. О программности эпиграфов в инструментальных партитурах // Проблемы художественного творчества: Сборник статей. — Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. — С. 121-Конен В. Д. Театр и симфония. — М.: Музыка, 1975. — С. 129. — 376 с.
Келдыш Ю. В. Диттерсдорф К. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2. — С. 261.