Презентация по музыке 8 класс "В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее"
Презентация по музыке 8 класс "В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее"
Огромный путь прошла симфония от своего рождения до наших дней. Даже само слово «симфония» меняло свое значение, приобретало разные характеристики в разные эпохи. Посудите сами, в античные времена симфонией называли гармоничное, приятное сочетание слуху музыкальных звуков. В Древней Греции симфонией считалось совместное пение в унисон, а в Древнем Риме симфонией называли оркестр. В Средние века вся светская музыка носила имя «симфония».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по музыке 8 класс "В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее"»
Симфония:прошлое и настоящее
Звучит симфония № 40 В.-А. Моцарта-1ч.
- Что это за музыка, какого жанра? (Симфония).
Симфонией называется большое многочастное музыкальное произведение для оркестра.
Это один из самых сложных жанров музыкального искусства. И, конечно, он складывался постепенно. Огромный путь прошла симфония от своего рождения до наших дней. Даже само слово «симфония» меняло свое значение, приобретало разные характеристики в разные эпохи. Посудите сами, в античные времена симфонией называли гармоничное, приятное сочетание слуху музыкальных звуков. В Древней Греции симфонией считалось совместное пение в унисон, а в Древнем Риме симфонией называли оркестр. В Средние века вся светская музыка носила имя «симфония».
В. А. Моцарт
(1756 – 1791)
50 симфонии
Й. Гайдн
(1732 – 1809)
104 симфонии
Л. Бетховен
(1770 – 1827)
9 симфоний
П.И. Чайковский Д.Д. Шостакович С.С. Прокофьев
(1840 – 1893) (1906 – 1975) (1891 – 1953)
С развитием симфонии изменение оркестрового мышления композиторов отразилось и на составе оркестра. «Классический» состав симфонического оркестра окончательно сложился в партитурах Бетховена и в музыковедении именуется «бетховенским»; помимо струнных смычковых инструментов, он предполагал парный состав деревянных духовых: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета и 2 фагота, — а также 2, 3 или 4 валторны, 2 трубы и литавры.
Симфония современности
Начиная со второй половины 19 века и особенно в 20 веке произошла дальнейшая трансформация симфонии.
Стало необязательным четырёхчастное строение: симфонии могут содержать от одной (7-я Симфония Яна Сибелиуса) до одиннадцати (14-я симфония Д. Шостаковича) частей и более.
Многие композиторы экспериментировали с размером симфоний, так Густав Малер создал свою 8-ю симфонию названную "Симфония тысячи участников" (из-за сил оркестра и хоров, необходимых для её исполнения).
Необязательной становится использование сонатной формы.
После 9-й симфонии Л. Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии. Однако постоянной остается масштабность и содержательность музыкального материала.
Композиторы ведут поиск нового содержания, форм, особенностей языка.
Симфония-концерт
Симфония-сюита
Симфония-действо
Симфония-речитатив
Джаз-симфония
Вокальная симфония и др.
Современная симфоническая музыка, как вся музыка 20 века, находится в активном творческом поиске. Симфоническая музыка в современной обработке, как и в традиционном, классическом звучании, по-прежнему востребована на мировых сценических площадках. Появляются новые жанры - симфоник-рок, симфоник-метал. А значит, жизнь симфонической музыки продолжается.
Величайшим новатором в симфоническом жанре стал австрийский композитор Франц Шуберт, которого можно назвать одним из основоположников музыкального романтизма. Чем отличаются шубертовские симфонии от симфоний венских классиков?
В-первую очередь, удивительной мелодичностью музыкального языка. Шуберт – автор множества песен и такой же напевностью пронизаны его симфонические темы. Их можно назвать песенными симфониями.
В звучании его симфоний угадываются и лирические, и героические, и трагические образы. Оркестр становится у Шуберта чутким искренним рассказчиком. Это уже другой тип симфонизма. Его симфонии можно назвать лирико-драматическими.
В творчестве каждого композитора есть произведения, которые не оправдали их ожидания. Так и Шуберт считал свою симфонию № 8 неудачной. Слушатели назвали ее «Неоконченной» . В самом деле, в симфонии № 8 – 2 части и это название за ней так и закрепилось.
На самом деле существует три версии относительно цельности симфонии. Одни исследователи считают, что восьмая симфония не понравилась автору, поэтому он сочинил 2 части и не стал к ней возвращаться. По другой версии последние части были просто потеряны. Композитор сразу после написания подарил ее одному музыкальному обществу, но Шуберт так и не услышал ее исполнения. Партитуру обнаружили только через несколько десятилетий после его смерти и, возможно, она сохранилась не полностью. А третье мнение гласит, что подаренная симфония была задумана двухчастной. Музыкальному слуху меломанов того времени не привычны были двухчастные симфонии. Что ж эта мысль тоже не лишена оснований. Ведь симфония № 8 слушается как абсолютно завершенное, стройное произведение. Как напоминает эта симфония удивительно красивые интонационно-богатые, полные чувств шубертовские песни.
Симфония № 8 «Неоконченная»
Слушание фрагментов симфонии
Многие композиторы в разное время стремились дописать “недостающие” части симфонии Шуберта.
В 1928 году даже состоялся Всемирный конкурс, на котором было представлено более 40 “окончаний”. Но, как сказано в официальном документе, жюри всё тщательно просмотрело, прослушало и “пришло к выводу, что “Неоконченная симфония” не нуждается в том, чтобы её закончили”…
Вопросы для любознательных
Что, в переводе с греческого языка обозначает слово «симфония»?
В какой форме пишется первая часть классической симфонии?
Сколько частей в классической симфонии?
Кто из композиторов написал 104 симфоний?
Какую симфонию играли на палубе тонущего «Титаника»?
Назовите 2-х русских композиторов и 2-х зарубежных.
Приведи примеры современных неклассических симфоний и их создателей.