Просмотр содержимого документа
«Презентация "Особенности интерпретации сонат Й.Гайдна"»
Особенности интерпретации сонат Й.Гайдна
Методическое сообщение преподавателя ДМШ г.Гвардейска Ереминой В.С.
Йозеф Гайдн(1732-1809) – один из величайших гениев музыки. Его считают «отцом» классической симфонии, квартета, сонаты, концерта – важнейших инструментальных жанров и форм, развитие которых продолжается и в наши дни
Гайдн начал писать музыку не зная музыкальной теории. Ещё мальчиком-хористом он начал самостоятельно овладевать сложным искусством композиции никогда не теряя бодрости духа и целеустремлённости
Полувековой путь в искусстве неуклонно вёл Гайдна к замечательным достижениям: более 100 симфоний, более 80 квартетов, десятки трио, скрипичных сонат, около 50 концертов для фортепиано, скрипки, виолончели и духовых инструментов, оратории «Сотворение мира» и «Времена года»… Творчество Гайдна плодотворно и в области фортепианной музыки
Среди 52-х фортепианных сонат Гайдна самые ранние близки развлекательной инструментальной музыке венского быта середины XVIII века. Такова соната ре мажор, более известная как дивертисмент № 3 (от французского divertissment – развлечение)
Музыка первой части сонаты №7 вновь воссоздаёт атмосферу оживлённого, стремительного, комедийного действия. Но общий динамический размах здесь заметно шире, образы – ярче, повороты «событий» - более остры напоминают подчас мгновенно найденный выход из трудного положения
Первая часть сонаты №12 соль мажор создаёт представление о какой-то шаловливой сценке с применением подчас замысловатых шутливых трюков
Один из гайдновских шедевров – соната №2 ми минор написан уже рукой зрелого мастера. В её ярко лиричной первой части проглядывают ранние зори грядущего романтического мироощущения. Своеобразие музыки сразу заложено в исходной теме. Можно представить себе, будто что-то неодолимо манит отправиться в дальнее странствование «по морям по волнам»…
Подходить к сонатам Гайдна следует инструментально: необходимо будить воображение ученика, чтобы во время исполнения сонаты он слышал в фактурном изложении звучание того или иного инструмента
В сонатах Гайдна много мелких длительностей. Всё это выписанные украшения, мелизмы.
Темпнадо определять по самым мелким длительностям: он должен быть таким, в котором можно всё выиграть
Мелизмы
Форшлаг: главное условие, чтобы его исполнение не мешало движению.
В ранних сонатах Гайдна встречаются только p, f и mf.
Чтобы избежать однообразия в звучании надо смотреть на фактуру и гармонию. Одна и та же тема не должна звучать одинаково. И хотя ещё не было
в нотной записи обозначений
и , но существовала в 60-е годы так называемая «мангеймская школа»
Артикуляцияв сонатах Гайдна должна быть очень ясной и точной.
Фразасуществовала но не было фразировочных лиг. Работая над фразировкой следует помнить, что музыкальная речь сродни человеческой. В зависимости от того, как строится мотивность: ямб или хорей – следует строить фразу
Педальв сонатах 60-х – 80-х годов – минимальная. Берётся на сильной доле, на длинных звуках, не затушёвывая штрих. Нельзя брать одну педаль если мелодия строится на звуках аккорда. В поздних сонатах педаль более широкая, ближе к бетховенской
Каковы основные ошибки учащихся при исполнении сонатного аллегро? Это: неустойчивость темпа, отсутствие ощущения цезур и кульминационных моментов, резкий грубый звук, а также неопределённость звучания, несоблюдение соотношения звучания правой и левой руки, несинхронность звучания. Отсюда и вытекают задачи, которые необходимо поставить перед учеником
Й.Гайдн – один из основоположников венской классической школы. Гайдну принадлежит огромная историческая заслуга по формированию и развитию сонатной формы