Презентация к уроку по музыке по теме "Вселенная представляется мне большой симфонией"
Презентация к уроку по музыке по теме "Вселенная представляется мне большой симфонией"
Презентация познакомит с биографией и творчеством выдающегося литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса. С его необычным талантом, представляющим собой синтез двух искусств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по музыке по теме "Вселенная представляется мне большой симфонией"»
Презентацияк уроку по музыке на тему“Вселенная представляется мне большой симфонией…”
(5 класс)
Выполнила: Пасошникова И. Г. Учитель музыки МБОУ «Средняя щкола №27», г. Мариуполя.
В каждой стране есть свой большой талант, свой гений. Таким гением был литовский музыкант, художник, мыслитель Микалоюс Константинас Чюрлёнис . Дар его был необычным. Наследие Чюрльониса – явление уникальное, представляющее собой синтез двух искусств. Идеи его творчества и сейчас остаются для многих непонятными и загадочными, а необычный стиль картин предсказал появление совершенно разных направлений живописи– от символизма, сюрреализма до абстракционизма.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911 гг.)
Биография М. К. Чюрлёниса
Чюрленис прожил короткую жизнь. Родился 10(22) сентября 1875г. в Варене. Детство провел в городе Друскининкай, где его отец был органистом. Профессиональная музыкальная карьера началась в музыкальной школе и оркестре князя М. Огинского в Плунгянах (1889 – 1893 гг.). Музыке учился в Варшавском музыкальном институте (1894–1899 гг.) и Лейпцигской консерватории (1901–1902 гг.). Учился живописи в художественной школе Я. Каузика (1902–1905 гг.) и художественном училище (1905 г.) в К. Стаброасского в Варшаве. Впервые экспонирует свои работы в Варшаве в 1905 г. В 1906 г. его работы выставляются на выставке учащихся Варшавского художественного училища в Петербурге. Один из инициаторов и участников первой литовской художественной выставки в Вильнюсе в 1907 г. В 1908 г. живет в Вильнюсе, где руководит хором, часть времени в Друскининкай и Паланге. Осенью 1908 г. в Петербурге при содействии М. В. Добужинского вошел в круг художников, позже образовавших объединение «Мир искусства». Он умер в 1911 году , когда ему не было и 36 лет. Его биография могла бы уложиться в несколько строк: постоянные бедствия, нищета, непонимание, болезнь, ранняя смерть, посмертная слава. Но за короткий срок, отпущенный ему судьбой, Чюрленис успел сделать очень многое. Он создал свой собственный мир в искусстве.
М. Чюрлёниса увлекало все, что было по-настоящему талантливым. Картины Чюрлёниса переносят нас в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», мистики –«Знаки Зодиака», «Сотворение мира», фантастических видений, народных преданий «Весна», « Зима», сохраняют связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звезд».
Картина М.К. Чюрлёниса – “Покой” (1903-1904гг. ). Это одна из самых популярных работ раннего Чюрлёниса. Картина передает спокойное, неподвижное величие острова, который так похож на сказочное существо. Два глаза – рыболовные костры в воде – смотрят куда-то в пространство, завораживают, притягивают взгляд… Это игра природы: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах; это простодушная детская сказка о драконе, морском змее, или о "чудо-юдо рыбе кит". Говорят что образ, положенный в основу композиции , это островок, лежащий рядом с Друскининкай на Немане, он носит романтическое название «Остров любви».
Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в очарованную страну самую прекрасную на земле.Картину «Истина» М. Чюрлёнис написал в 1905г., когда ему было 30 лет. Загадочная эта картина. Как правило, истина скрыта от нас и к истине мы доходим только тогда, когда сами этого хотим. Человек держит свечу, на свет слетаются бабочки. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но все летят и летят. Достижим ли идеал, истина? Путь к истине тернист. И все же: «А ты иди, иди без устали…» Он знает свой путь, он доберется до истины.
М. Чюрлёнис. «Истина».
Картина «Фуга»
Живописное полотно Чюрлёниса " Фуга" (1908г.) - одна из тех работ, которая позволяет говорить о его искусстве, как о высочайшем воплощении идеи синтеза искусств.
Картина «Фуга»Фуга - (лат. fuga - "бег», «бегство», "быстрое течение") — музыкальное произведение, основанное на развитии одной темы (реже — двух или трех тем), которая звучит последовательно в разных голосах . На картине М. К. Чюрлениса мы видим полное соответствие первоначального построения фуги. Первое проведение темы-одноголосно в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона). Елочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке). Далее тема меняется. Елочки изменили свой цвет и смещены по сравнению с первым изображением. В следующем проведении темы автор не дает ее полного изображения, но видно резкое изменение цвета (динамическое нагнетание), отдельные отголоски темы (тени) вдруг появляются яркими элементами (четкое изображение елей). Близкое расположение елочек говорит о приближающейся кульминации. И как итог - кульминация фуги - яркое проведение темы в низком регистре (темный, насыщенный цвет). Насыщенность красок (от светлого к темному) и переход от светлых тонов к темным, а также блики на темном фоне соответствуют развитию музыки в момент кульминации.
Сонаты М. К. Чюрлёниса
«…Прелюды, фуги, сонаты – это некий оригинальный, созданный Чюрленисом жанр. И это тот основной его вклад в искусство, дающий нам право считать Чюрлёниса не только предсказателем, но и открывателем в искусстве путей и возможностей, прежде скрытых и никем к нему не реализуемых» .Ф. Розинера.
Соната - музыкальное инструментальное произведение, которое написано для 1 или 2 инструментов, состоящее из 3 частей (иногда 4). Первая часть сонаты -аллегро (быстро) имеет свою собственную внутреннюю структуру, которая называется «сонатная форма» («сонатная форма" относится только к первой части). Сонатная форма состоит из трех основных разделов: экспозиция, разработка и реприза, иногда добавляется кода.Вторая часть сонаты – анданте (медленно), написана в форме рондо. Третья часть сонаты - скерцо (быстро). "Аллегро", "Анданте", "Скерцо" и "Финал" можно сравнить со временем суток: утро, день, вечер, ночь, или иначе: начало жизни, ее расцвет, закат и небытие. Чюрленис перенес эти четыре части в музыке на живопись.
«Соната моря» Выбрав море объектом для одной из своих сонат, Чюрлёнис написал для нее три картины.
1картина Аллегро . На одной картине, на одном пространстве – 3 планаНа переднем плане в нижней части картины мы видим, окутанную пеной зарождающуюся, волну, в музыке это главная тема в основной тональности , динамику развития «главной» теме придают образы -символы рыбки в море и пролетающие чайки . Побочной темой является небольшая рябь моря, кусочки янтаря. Разработка–это средний план-ярус. Мы видим как еще небольшая волна постоянно нарастает, превращается в огромную и вот-вот готова накрыть берег. Разработка повторяет предыдущую тему, но уже с большей силой и эмоциональностью. Плавные волнообразные очертания холмов и деревьев связывают их с водной стихией. Все это можно воспринять как своеобразную «репризу ». Это третийплан картины . Итак, «экспозиция» -море, « реприза" – родная земля . Они слиты в противоречивом единстве.
Следующая картина сонаты-Анданте(2 часть ). В ней все тихо и спокойно. Только два ярких луча светильников освещают горизонт, можно проследить по светящимся пузырькам, идущим от них, и увидеть, как на дне спящего моря находится целый город - развалины зданий, как обрывки мелодий, как незавершенные аккорды. Рука поднимает один из затонувших кораблей, в музыке слышна нарастающая гулом мелодия гигантской руки. Все выше к поверхности и скоро прошлое выйдет из забвения. Как дети пускают маленькие лодочки, так рука отпускает на поверхность парусник, даря ему вторую жизнь .
Все море кипит, грозная, величественная волна поднимается вверх в финале(3 части) и, как чудовище когтями, уже стремится поймать и поглотить беспомощные лодочки. Это своего рода вызов японскому художнику Хокусае и его картине «Большая волна». Чюрленис как-бы повернул волны, одну волну сделал больше других и заставил закаменеть, он заставил закаменеть и пену. Пена застыла и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта лавина на маленькие лодочки. А рядом с ними, на глади вздыбленной волны жемчужная пена сплела инициалы: «М. К. Ч.»... Микалоюс Константинас Чюрлёнис Но как бы ни казалось страшна волна, эти лодочки должны в конце концов выплыть, не зря же рука спасала один из кораблей во 2части Анданте. В финале "Сонаты моря" переданы сложность жизненных процессов, происходящих во Вселенной.
“Соната солнца” (1907г.)В первой картине – «Аллегро» – присутствуют два образа : солнце (в музыке – главная партия) и замок (побочная партия). Хаотическое изображение множества солнц, разной величины, создает ощущение быстрого движения. Словно из тумана освещают они изображения ворот, как вход в неведомые миры, как приглашение посетить и увидеть далекое, таинственное. Два образа контрастны по цвету (желтый и синий), так же, как контрастны по тональностям 2 темы в музыке (главная партия – в основной, побочная – в доминантной тональности). В репризе обе темы звучат уже в одной тональности. .
Вторая картина «Сонаты Солнца»– «Анданте» – полная противоположность первой. Широкие, мощные солнечные лучи заполняют собой все пространство. Своим ярким, теплым светом они согревают землю. На земле, согретой солнцем, рождается жизнь. Вся картина наполнена теплом, светом, покоем. Неспешный ритм широких солнечных лучей отчетливо ассоциируется с медленным темпом второй части сонаты.
Третья картина«Сонаты Солнца» – «Скерцо». (1907г.) Легкость, утонченность передает художник фантастическим изображениям всего, что мы видим. Картина написана прозрачными пастельными красками. Воздушные, почти прозрачные мосты на переднем плане обрамляют картину, создавая таким образом объемность изображения (мы видим мосты и вдали). Все изображенное на картине стремится вверх, к солнцу. Ритм полон изысканности. В полете бабочек, в теплых огоньках красного и желтого цвета уловимы отзвуки танцевальной мелодии.
"Соната солнца" - в музыке финал(4часть) написан в форме рондо. Это радостный гимн силе солнечного тепла, но финал сонаты драматический. Мертвая тишина. Все погружено в неподвижность. Зарос паутиной колокол , изображенный на картине. На бордюре колокола, показаны в уменьшенном варианте, основные образы трех предыдущих частей. Возможно, художник проводит в этом произведении мысль о том,
что жизнь проходит через такие основные фазы, как рождение, период расцвета, смерть. И все-таки Чюрлёнис оставляет нам надежду, мы видим на колоколе маленькое солнышко. Настанет время, когда новый огромный мир родится под его лучами. .
"Соната солнца"
Слава пришла к Чюрлёнису спустя много лет после его смерти. Теперь Микалоюс Чюрлёнис по праву считается основателем Литовской национальной музыки, ее классиком.
Необычность творчества Чюрлениса в том, что он в музыке стремился приблизиться к живописи, а своими картинами хотел вызвать в зрителях ощущение, будто они слушают музыку. К столетию со дня рождения 1975 г., в Друскининкай был открыт памятник Чюрленису (скульптор В. Вильджюнас). Чюрленис-уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает споры и восхищение.