kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по музыке на тему "Джаз - искусство ХХ века" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Презентации познакомитесь с историей возникновения нового вида музыкального искусства рубежа 19-20 веков  "джаз", с  характерными чертами музыкального языка, особенностями и истоками. Узнаете о легендарных исполнителях и музыкальных инструментах джаза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по музыке на тему "Джаз - искусство ХХ века" (6 класс)»

Презентация  к уроку по музыке на тему  «Джаз – искусство ХХ века»  (6 класс) Выполнила: Пасошникова И. Г.  учитель музыки  МБОУ «Средняя школа №27», г. Мариуполя .

Презентация к уроку по музыке на тему «Джаз – искусство ХХ века» (6 класс)

Выполнила: Пасошникова И. Г. учитель музыки МБОУ «Средняя школа №27», г. Мариуполя .

Джаз Джаз (англ. jazz) - вид музыкального искусства, возникший на рубеже XIX-XX веков в США. Характерными чертами музыкального языка джаза в первую очередь стала импровизация . Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus – непредсказуемый) – создание художественного произведения (например, музыкального, поэтического, сценического) в момент его исполнения без предварительной подготовки. Музыкальная импровизация – исторически древнейший тип музицирования. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм,  музыка всегда сопровождается танцами, представляющими быстрое притопывание и хлопки. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмичных и гармонических моделей .

Джаз

Джаз (англ. jazz) - вид музыкального искусства, возникший на рубеже XIX-XX веков в США. Характерными чертами музыкального языка джаза в первую очередь стала импровизация . Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus – непредсказуемый) – создание художественного произведения (например, музыкального, поэтического, сценического) в момент его исполнения без предварительной подготовки. Музыкальная импровизация – исторически древнейший тип музицирования. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, представляющими быстрое притопывание и хлопки. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмичных и гармонических моделей .

Возникновение джаза Европейская культура Африканская музыка Ритмика,  импровизационность  Ладово-гармоническая основа Джазовая музыка

Возникновение джаза

Европейская культура

Африканская музыка

Ритмика, импровизационность

Ладово-гармоническая основа

Джазовая музыка

Язык джаза и его джазовые истоки Джаз – это не просто музыка, это образ мышления и стиль жизни, который выбирают музыканты и меломаны. Классический джаз сформировался на основе множества жанровых истоков, главные из которых связаны с негритянским музыкой: это спиричуэл, регтайм и блюз.

Язык джаза и его джазовые истоки

Джаз – это не просто музыка, это образ мышления и стиль жизни, который выбирают музыканты и меломаны. Классический джаз сформировался на основе множества жанровых истоков, главные из которых связаны с негритянским музыкой: это спиричуэл, регтайм и блюз.

Спиричуэл Спиричуэл в переводе с английского означает «духовный», песни афроамериканцев с духовным содержанием, сюжеты которых черпались из Библии. В песнях этого жанра сочетаются элементы африканских исполнительских традиций, такие как коллективная импровизация, глиссандовые звучания, характерная ритмика и т.д., и стилистические черты хоровых гимнов и баллад английских переселенцев. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается хлопками, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Сначала спиричуэлы исполнялись хором и а сареlla как коллективная импровизация, где мелодия варьировалась при каждом новом проведении. В последней трети XIX века появились обработки спиричуэлов для сольного пения с инструментальным сопровождением (фортепиано, банджо). Наиболее известны: «Голубая  река», «Когда я чувствую вдохновение», «Иногда я  чувствуя себя сиротой» и другие. В 1920 гг. спиричуэл  уступил место более ритмизированному и празднично-  эстрадному жанру госпел (от Евангелия).

Спиричуэл

Спиричуэл в переводе с английского означает «духовный», песни афроамериканцев с духовным содержанием, сюжеты которых черпались из Библии. В песнях этого жанра сочетаются элементы африканских исполнительских традиций, такие как коллективная импровизация, глиссандовые звучания, характерная ритмика и т.д., и стилистические черты хоровых гимнов и баллад английских переселенцев. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается хлопками, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Сначала спиричуэлы исполнялись хором и а сареlla как коллективная импровизация, где мелодия варьировалась при каждом новом проведении. В последней трети XIX века появились обработки спиричуэлов для сольного пения с инструментальным сопровождением (фортепиано, банджо). Наиболее известны: «Голубая река», «Когда я чувствую вдохновение», «Иногда я чувствуя себя сиротой» и другие. В 1920 гг. спиричуэл уступил место более ритмизированному и празднично- эстрадному жанру госпел (от Евангелия).

Регтайм — один из специфических жанров афро-американского музицирования, сложившийся к концу XIX века. Слово означает «рваное»  или «разорванное время» (т.е. синкопированный ритм).  Источником регтайма стало творчество провинциальных негров — пианистов. С перемещением в столицу регтайм теряет импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки. Регтайм играют не только на фортепиано, но и маленькими инструментальными ансамблями (бендами). Среди самых популярных композиторов, писавших регтаймы был - Скотт Джоплин Регтайм Скотт Джоплин (1868 – 1917гг.)

Регтайм — один из специфических жанров афро-американского музицирования, сложившийся к концу XIX века. Слово означает «рваное» или «разорванное время» (т.е. синкопированный ритм). Источником регтайма стало творчество провинциальных негров — пианистов. С перемещением в столицу регтайм теряет импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки. Регтайм играют не только на фортепиано, но и маленькими инструментальными ансамблями (бендами). Среди самых популярных композиторов, писавших регтаймы был - Скотт Джоплин

Регтайм

Скотт Джоплин (1868 – 1917гг.)

Блюз  Блюз – меланхолическая сольная песня.  Название жанра означает англ. сокращенно  от to fell blue – «быть грустным», или blue  devils «меланхолия», «скука». Но у слова blue есть еще одно значение – «голубой». Отсюда и его восприятие как «меланхолического», «скорбного», «мрачного». Тексты блюзов пессимистические, в них акцентируется тема страдания, несчастная любовь, нищета, безнадежность существования. Исполняли  блюзы под аккомпанемент гитары, разбитого фортепиано, иногда губной гармошки или  стиральной доски (по ней ритмично водили  пальцами в наперстках).  Термин «блюз» начали употреблять в 1912 г.

Блюз

Блюз – меланхолическая сольная песня. Название жанра означает англ. сокращенно от to fell blue – «быть грустным», или blue devils «меланхолия», «скука». Но у слова blue есть еще одно значение – «голубой». Отсюда и его восприятие как «меланхолического», «скорбного», «мрачного». Тексты блюзов пессимистические, в них акцентируется тема страдания, несчастная любовь, нищета, безнадежность существования. Исполняли блюзы под аккомпанемент гитары, разбитого фортепиано, иногда губной гармошки или стиральной доски (по ней ритмично водили пальцами в наперстках). Термин «блюз» начали употреблять в 1912 г.

Черты джаза - импровизационность, острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования; - специфический состав исполнителей и инструментов (широкое использование ударных инструментов);  - выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, звуковой напряженностью, повышенной эмоциональностью; - использование различных  тембровых красок,  звукоподражания и т.п.

Черты джаза

- импровизационность, острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;

- специфический состав исполнителей и инструментов (широкое использование ударных инструментов); - выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, звуковой напряженностью, повышенной эмоциональностью;

- использование различных тембровых красок, звукоподражания и т.п.

Периоды развития джаза Исторически основным стилем классического джаза считается новоорлеанский джаз, сформировавшийся в конце XIX в. на почве африканского фольклора, народной и бытовой музыки креолов (потомков португальских и испанских колонизаторов) в городе Новый Орлеан. Для новоорлеанского джаза характерна коллективная импровизация, сольные инструменты здесь противостоят ритмичной группе (банджо, тубе и ударным).

Периоды развития джаза

Исторически основным стилем классического джаза считается новоорлеанский джаз, сформировавшийся в конце XIX в. на почве африканского фольклора, народной и бытовой музыки креолов (потомков португальских и испанских колонизаторов) в городе Новый Орлеан. Для новоорлеанского джаза характерна коллективная импровизация, сольные инструменты здесь противостоят ритмичной группе (банджо, тубе и ударным).

Периоды развития джаза    1920 гг. - эра диксиленда .  Проникновение в джазовую среду белых музыкантов повлияло на создание ансамблей, которые стали называть диксилендами («Страна Дикси» – сборное название южных штатов США). Первоначально такие ансамбли не отличались от негритянских ни по манере исполнения, ни по инструментальному составу. Позже в диксилендах шире, чем в негритянских ансамблях, стали использовать элементы европейской композиторской техники. Изменилась манера звукоизвлечения, мелодическая линия стала более плавной.  Для диксиленда характерен  ритм бит с акцентами на  второй и четвертой доле.  Особое место занимает  ансамбль «Original Dixieland  Jass Band», который в 1917году  сделал первую джазовую  звукозапись .

Периоды развития джаза

1920 гг. - эра диксиленда . Проникновение в джазовую среду белых музыкантов повлияло на создание ансамблей, которые стали называть диксилендами («Страна Дикси» – сборное название южных штатов США). Первоначально такие ансамбли не отличались от негритянских ни по манере исполнения, ни по инструментальному составу. Позже в диксилендах шире, чем в негритянских ансамблях, стали использовать элементы европейской композиторской техники. Изменилась манера звукоизвлечения, мелодическая линия стала более плавной. Для диксиленда характерен ритм бит с акцентами на второй и четвертой доле. Особое место занимает ансамбль «Original Dixieland Jass Band», который в 1917году сделал первую джазовую звукозапись .

Эпоха биг-бендов 1930гг. – одна из самых ярких кульминаций в эволюции джаза – эпоха биг-бендов («больших оркестров»), в состав которых входит более 17 участников. Важнейшее стилистическое приобретение джаза – свинг («качание»), то есть свободная манера игры, своеобразное рубато (отклонение от точной пульсации) на основе пунктирного ритма. В свинге отсутствует коллективная импровизация,  а на первый план выступают  аранжировка и сольная  импровизация. Концертный  свинг имел неслыханное  распространение в истории  популярной музыки.  «Королем» этого стиля  считают Вени Гудмэна . В  числе знаменитых биг-  бэндов – оркестры Чика  Уэбба, Дюка Эллингтона,  Каунта Бэйси .

Эпоха биг-бендов

1930гг. одна из самых ярких кульминаций в эволюции джаза – эпоха биг-бендов («больших оркестров»), в состав которых входит более 17 участников. Важнейшее стилистическое приобретение джаза – свинг («качание»), то есть свободная манера игры, своеобразное рубато (отклонение от точной пульсации) на основе пунктирного ритма. В свинге отсутствует коллективная импровизация, а на первый план выступают аранжировка и сольная импровизация. Концертный свинг имел неслыханное распространение в истории популярной музыки. «Королем» этого стиля считают Вени Гудмэна . В числе знаменитых биг- бэндов – оркестры Чика Уэбба, Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси .

Потрясающим зрелищем были «битвы оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до безумия. Это было увлекательное! С тех пор биг – бенды в джазе – это традиция. Дюк Эллингтон Оркестр Дюка Эллингтона

Потрясающим зрелищем были «битвы оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до безумия. Это было увлекательное! С тех пор биг – бенды в джазе – это традиция.

Дюк Эллингтон

Оркестр Дюка Эллингтона

Музыкальные инструменты джаза

Музыкальные инструменты джаза

Легендарные исполнители джаза   «А вот и я – большой, великолепный, грандиозный Дюк Эллингтон! »- так извещал о своем прибытии в гостиную маленький Эдвард Кеннеди Эллингтон, которому суждено было стать великим Дюком (Герцогом) Эллингтоном «черным королем свинга». Дюк Эллингтон – неуловимая творческая личность, композитор, чья музыка  сочетала в себе многообразие  стилей и инструментов;  талантливый пианист,  аранжировщик. Он удивлял  своим новаторством и  оригинальностью. Именно ему  следует идея использовать  человеческий голос как  инструмент. Эллингтон поднял  престиж джаза как равноправного  вида музыкального искусства. Его  известные шлягеры: «Мекки-нож»,  «Хэлло, Долли», Караван». Дюк Эллингтон (1899 – 1974гг.)

Легендарные исполнители джаза

«А вот и я – большой, великолепный, грандиозный Дюк Эллингтон! »- так извещал о своем прибытии в гостиную маленький Эдвард Кеннеди Эллингтон, которому суждено было стать великим Дюком (Герцогом) Эллингтоном «черным королем свинга». Дюк Эллингтон – неуловимая творческая личность, композитор, чья музыка сочетала в себе многообразие стилей и инструментов; талантливый пианист, аранжировщик. Он удивлял своим новаторством и оригинальностью. Именно ему следует идея использовать человеческий голос как инструмент. Эллингтон поднял престиж джаза как равноправного вида музыкального искусства. Его известные шлягеры: «Мекки-нож», «Хэлло, Долли», Караван».

Дюк Эллингтон

(1899 – 1974гг.)

На перекрестке джаза и европейского академизма  Классик американской музыки, роль которого сопоставима с ролью основателей государственных композиторских школ. Д. Гершвин попытался преодолеть развлекательность джаза и вывести его на уровень мировой академической музыки, соединив джазовый язык с европейскими жанрами. Расширил сферу влияния джаза, скрестив его с западноевропейским и классическими жанрами оперы и концерта. Джордж Гершвин (1898 – 1937гг.)

На перекрестке джаза и европейского академизма

Классик американской музыки, роль которого сопоставима с ролью основателей государственных композиторских школ. Д. Гершвин попытался преодолеть развлекательность джаза и вывести его на уровень мировой академической музыки, соединив джазовый язык с европейскими жанрами. Расширил сферу влияния джаза, скрестив его с западноевропейским и классическими жанрами оперы и концерта.

Джордж Гершвин

(1898 – 1937гг.)

Легендарные исполнители джаза   «Если слово «гений» и означает что-то в джазе, то оно означает Армстронг»  Дж. Коллиер .    Джазовый музыкант: трубач и певец, в США известен как король джаза. Он оказал наибольшее влияние на развитие джаза и оказал многое для его популяризации во всем мире. Луи Армстронг (1900 – 1971гг.)

Легендарные исполнители джаза

«Если слово «гений» и означает что-то в джазе, то оно означает Армстронг» Дж. Коллиер . Джазовый музыкант: трубач и певец, в США известен как король джаза. Он оказал наибольшее влияние на развитие джаза и оказал многое для его популяризации во всем мире.

Луи Армстронг

(1900 – 1971гг.)

История Луи Армстронга – это в какой-то степени история джаза “ Джаз и я родились вместе и росли бок о бок в бедности и безвестности. Я знал джаз еще до того, как он стал мягким и податливым после слишком большого и раннего успеха. Я видел, как он ходил босиком по  заплеванным тротуарам, прежде чем  начал носить ботинки… Я видел, как  начал свое путешествие в блестящей  компании и много лет провел в  плохом обществе. Лишь некоторые  из нас, старых друзей, помнят  хорошего парня, которого мы знали  в Хонка-Тонкс Нью-Орлеана, на  пароходах Миссисипи и в  танцевальных залах чикагского  Саут-Сайда”. (Армстронг Л.

История Луи Армстронга – это в какой-то степени история джаза

“ Джаз и я родились вместе и росли бок о бок в бедности и безвестности. Я знал джаз еще до того, как он стал мягким и податливым после слишком большого и раннего успеха. Я видел, как он ходил босиком по заплеванным тротуарам, прежде чем начал носить ботинки… Я видел, как начал свое путешествие в блестящей компании и много лет провел в плохом обществе. Лишь некоторые из нас, старых друзей, помнят хорошего парня, которого мы знали в Хонка-Тонкс Нью-Орлеана, на пароходах Миссисипи и в танцевальных залах чикагского Саут-Сайда”. (Армстронг Л. "Моя жизнь в музыке").

Американский виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии бипопа. В своих сложных мелодических линиях Паркер соединил джаз с другими музыкальными жанрами – блюзом, латинской и классической музыкой. Его смелые импровизации были своеобразным мостом между звучанием популярного джаза и новыми формами искусства импровизации, а его музыка – попытка звуками передать силу человеческой природы. Чарли Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза.. Легендарные исполнители джаза   Чарли Паркер  (1920 – 1955гг.)

Американский виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии бипопа. В своих сложных мелодических линиях Паркер соединил джаз с другими музыкальными жанрами – блюзом, латинской и классической музыкой. Его смелые импровизации были своеобразным мостом между звучанием популярного джаза и новыми формами искусства импровизации, а его музыка – попытка звуками передать силу человеческой природы. Чарли Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза..

Легендарные исполнители джаза

Чарли Паркер

(1920 – 1955гг.)

Легендарные исполнители джаза   Американская певица, одна из самых  известных и влиятельных  исполнительниц блюза 1920-1930гг .  Смит родилась в городе Чаттануга, штат  Теннеси в многодетной семье. Когда Бесси  было 17 лет, ее старший брат Кларенс помог  ей устроиться танцовщицей в коллектив  Rabbit Foot Minstrels. Певица Ма Рейни  заметила дар и голосовые данные юной  Бесси Смит и стала обучать ее вокальному  мастерству. Вскоре Смит начала выступать  в театрах и участвовать в гастролях.  В 1923г. на лейбле Columbia Records была  выпущена первая пластинка певицы.  В процессе своей музыкальной карьеры она  работала с такими музыкантами,как Луи  Армстронг, Б. Бейли, Ф. Хендерсон, Джек Тигарден, Джо Смитом. Как вспоминают современники, ее исполнение было эмоционально и страстно, «ей нельзя было не верить». Каждое выступление проходило с аншлагом, ее по праву называли императрицей Блюза. Бесси Смит  ( 1894 —1937гг. )

Легендарные исполнители джаза

Американская певица, одна из самых известных и влиятельных исполнительниц блюза 1920-1930гг . Смит родилась в городе Чаттануга, штат Теннеси в многодетной семье. Когда Бесси было 17 лет, ее старший брат Кларенс помог ей устроиться танцовщицей в коллектив Rabbit Foot Minstrels. Певица Ма Рейни заметила дар и голосовые данные юной Бесси Смит и стала обучать ее вокальному мастерству. Вскоре Смит начала выступать в театрах и участвовать в гастролях. В 1923г. на лейбле Columbia Records была выпущена первая пластинка певицы. В процессе своей музыкальной карьеры она работала с такими музыкантами,как Луи Армстронг, Б. Бейли, Ф. Хендерсон, Джек Тигарден, Джо Смитом. Как вспоминают современники, ее исполнение было эмоционально и страстно, «ей нельзя было не верить». Каждое выступление проходило с аншлагом, ее по праву называли императрицей Блюза.

Бесси Смит ( 1894 —1937гг. )

Американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Обладательница голоса диапазоном  в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. Для ее исполнительской манеры были характерны чистота тона, безупречная дикция, фразировка и интонация, а также искусная импровизация. Никто не мог превзойти ее в искусном владении техникой голосовой импровизации – пение скетом (специфический способ джазовой вокальной импровизации, при котором голос используется для имитации музыкального инструмента, а пение не несет лексической смысловой нагрузки). В течение 59-летней карьеры певица записала более 70 альбомов и продала более 40 миллионов копий своих пластинок , получила 13 премий «Грэмми», Национальную медаль искусств отгона Рогальда Рейгана и Президентскую медаль свободы от Джорджа Буша – старшего. Легендарные исполнители джаза   Элла Фицджералд (1917 – 1996гг.)

Американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. Для ее исполнительской манеры были характерны чистота тона, безупречная дикция, фразировка и интонация, а также искусная импровизация. Никто не мог превзойти ее в искусном владении техникой голосовой импровизации – пение скетом (специфический способ джазовой вокальной импровизации, при котором голос используется для имитации музыкального инструмента, а пение не несет лексической смысловой нагрузки). В течение 59-летней карьеры певица записала более 70 альбомов и продала более 40 миллионов копий своих пластинок , получила 13 премий «Грэмми», Национальную медаль искусств отгона Рогальда Рейгана и Президентскую медаль свободы от Джорджа Буша – старшего.

Легендарные исполнители джаза

Элла Фицджералд (1917 – 1996гг.)

Современные направления и стили джаза   На рубеже 40-50-х годов XX ст. возникла новая разновидность джаза — ритм-энд-блюз. В последующие годы джаз продолжает развиваться, появляются имена новых исполнителей и оркестров. В истории джазовой музыки известны многочисленные направления и стили: кул-джаз, фри-джаз, фьюжн, диксиленд, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, свинг, би-боп, биг-бит, прогрессив и т.д. Появление музыкантов неамериканского происхождения способствовало становлению многих национальных джазовых школ, в частности русской. После спада интереса к джазу в 90-х годах XX ст. он снова стал набирать популярность в молодежной культуре сегодняшнего дня.

Современные направления и стили джаза

На рубеже 40-50-х годов XX ст. возникла новая разновидность джаза — ритм-энд-блюз. В последующие годы джаз продолжает развиваться, появляются имена новых исполнителей и оркестров. В истории джазовой музыки известны многочисленные направления и стили: кул-джаз, фри-джаз, фьюжн, диксиленд, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, свинг, би-боп, биг-бит, прогрессив и т.д. Появление музыкантов неамериканского происхождения способствовало становлению многих национальных джазовых школ, в частности русской. После спада интереса к джазу в 90-х годах XX ст. он снова стал набирать популярность в молодежной культуре сегодняшнего дня.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку по музыке на тему "Джаз - искусство ХХ века" (6 класс)

Автор: Инна Георгиевна Пасошникова

Дата: 25.05.2023

Номер свидетельства: 632434


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства