Презентация к уроку по музыке на тему "Джаз - искусство ХХ века" (6 класс)
Презентация к уроку по музыке на тему "Джаз - искусство ХХ века" (6 класс)
В Презентации познакомитесь с историей возникновения нового вида музыкального искусства рубежа 19-20 веков "джаз", с характерными чертами музыкального языка, особенностями и истоками. Узнаете о легендарных исполнителях и музыкальных инструментах джаза.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по музыке на тему "Джаз - искусство ХХ века" (6 класс)»
Презентацияк уроку по музыке на тему«Джаз – искусство ХХ века»(6 класс)
Выполнила: Пасошникова И. Г. учитель музыки МБОУ «Средняя школа №27», г. Мариуполя .
Джаз
Джаз (англ. jazz) - вид музыкального искусства, возникший на рубеже XIX-XX веков в США. Характерными чертами музыкального языка джаза в первую очередь стала импровизация . Импровизация (франц. improvisation, от лат. improvisus – непредсказуемый) – создание художественного произведения (например, музыкального, поэтического, сценического) в момент его исполнения без предварительной подготовки. Музыкальная импровизация – исторически древнейший тип музицирования. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, представляющими быстрое притопывание и хлопки. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмичных и гармонических моделей .
Возникновение джаза
Европейская культура
Африканская музыка
Ритмика,импровизационность
Ладово-гармоническая основа
Джазовая музыка
Язык джаза и его джазовые истоки
Джаз – это не просто музыка, это образ мышления и стиль жизни, который выбирают музыканты и меломаны. Классический джаз сформировался на основе множества жанровых истоков, главные из которых связаны с негритянским музыкой: это спиричуэл, регтайм и блюз.
Спиричуэл
Спиричуэл в переводе с английского означает «духовный», песни афроамериканцев с духовным содержанием, сюжеты которых черпались из Библии. В песнях этого жанра сочетаются элементы африканских исполнительских традиций, такие как коллективная импровизация, глиссандовые звучания, характерная ритмика и т.д., и стилистические черты хоровых гимнов и баллад английских переселенцев. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается хлопками, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Сначала спиричуэлы исполнялись хором и а сареlla как коллективная импровизация, где мелодия варьировалась при каждом новом проведении. В последней трети XIX века появились обработки спиричуэлов для сольного пения с инструментальным сопровождением (фортепиано, банджо). Наиболее известны: «Голубая река», «Когда я чувствую вдохновение», «Иногда я чувствуя себя сиротой» и другие. В 1920 гг. спиричуэл уступил место более ритмизированному и празднично- эстрадному жанру госпел (от Евангелия).
Регтайм — один из специфических жанров афро-американского музицирования, сложившийся к концу XIX века. Слово означает «рваное» или «разорванное время» (т.е. синкопированный ритм). Источником регтайма стало творчество провинциальных негров — пианистов. С перемещением в столицу регтайм теряет импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки. Регтайм играют не только на фортепиано, но и маленькими инструментальными ансамблями (бендами). Среди самых популярных композиторов, писавших регтаймы был - Скотт Джоплин
Регтайм
Скотт Джоплин (1868 – 1917гг.)
Блюз
Блюз – меланхолическая сольная песня. Название жанра означает англ. сокращенно от to fell blue – «быть грустным», или blue devils «меланхолия», «скука». Но у слова blue есть еще одно значение – «голубой». Отсюда и его восприятие как «меланхолического», «скорбного», «мрачного». Тексты блюзов пессимистические, в них акцентируется тема страдания, несчастная любовь, нищета, безнадежность существования. Исполняли блюзы под аккомпанемент гитары, разбитого фортепиано, иногда губной гармошки или стиральной доски (по ней ритмично водили пальцами в наперстках). Термин «блюз» начали употреблять в 1912 г.
Черты джаза
- импровизационность, острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;
- специфический состав исполнителей и инструментов (широкое использование ударных инструментов); - выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, звуковой напряженностью, повышенной эмоциональностью;
- использование различных тембровых красок, звукоподражания и т.п.
Периоды развития джаза
Исторически основным стилем классического джаза считается новоорлеанский джаз, сформировавшийся в конце XIX в. на почве африканского фольклора, народной и бытовой музыки креолов (потомков португальских и испанских колонизаторов) в городе Новый Орлеан. Для новоорлеанского джаза характерна коллективная импровизация, сольные инструменты здесь противостоят ритмичной группе (банджо, тубе и ударным).
Периоды развития джаза
1920 гг. - эра диксиленда. Проникновение в джазовую среду белых музыкантов повлияло на создание ансамблей, которые стали называть диксилендами («Страна Дикси» – сборное название южных штатов США). Первоначально такие ансамбли не отличались от негритянских ни по манере исполнения, ни по инструментальному составу. Позже в диксилендах шире, чем в негритянских ансамблях, стали использовать элементы европейской композиторской техники. Изменилась манера звукоизвлечения, мелодическая линия стала более плавной. Для диксиленда характерен ритм бит с акцентами на второй и четвертой доле. Особое место занимает ансамбль «Original Dixieland Jass Band», который в 1917году сделал первую джазовуюзвукозапись.
Эпоха биг-бендов
1930гг.– одна из самых ярких кульминаций в эволюции джаза – эпоха биг-бендов («больших оркестров»), в состав которых входит более 17 участников. Важнейшее стилистическое приобретение джаза – свинг («качание»), то есть свободная манера игры, своеобразное рубато (отклонение от точной пульсации) на основе пунктирного ритма. В свинге отсутствует коллективная импровизация, а на первый план выступают аранжировка и сольная импровизация. Концертный свинг имел неслыханное распространение в истории популярной музыки. «Королем» этого стиля считают Вени Гудмэна . В числе знаменитых биг- бэндов – оркестры ЧикаУэбба, Дюка Эллингтона,Каунта Бэйси.
Потрясающим зрелищем были «битвы оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до безумия. Это было увлекательное! С тех пор биг – бенды в джазе – это традиция.
Дюк Эллингтон
Оркестр Дюка Эллингтона
Музыкальные инструменты джаза
Легендарные исполнители джаза
«А вот и я – большой, великолепный, грандиозный Дюк Эллингтон! »- так извещал о своем прибытии в гостиную маленький Эдвард Кеннеди Эллингтон, которому суждено было стать великим Дюком (Герцогом) Эллингтоном «черным королем свинга». Дюк Эллингтон – неуловимая творческая личность, композитор, чья музыка сочетала в себе многообразие стилей и инструментов; талантливый пианист, аранжировщик. Он удивлял своим новаторством и оригинальностью. Именно ему следует идея использовать человеческий голос как инструмент. Эллингтон поднял престиж джаза как равноправного вида музыкального искусства. Его известные шлягеры: «Мекки-нож», «Хэлло, Долли», Караван».
Дюк Эллингтон
(1899 – 1974гг.)
На перекрестке джаза и европейского академизма
Классик американской музыки, роль которого сопоставима с ролью основателей государственных композиторских школ. Д. Гершвин попытался преодолеть развлекательность джаза и вывести его на уровень мировой академической музыки, соединив джазовый язык с европейскими жанрами. Расширил сферу влияния джаза, скрестив его с западноевропейским и классическими жанрами оперы и концерта.
Джордж Гершвин
(1898 – 1937гг.)
Легендарные исполнители джаза
«Если слово «гений» и означает что-то в джазе, то оно означает Армстронг»Дж. Коллиер. Джазовый музыкант: трубач и певец, в США известен как король джаза. Он оказал наибольшее влияние на развитие джаза и оказал многое для его популяризации во всем мире.
Луи Армстронг
(1900 – 1971гг.)
История Луи Армстронга – это в какой-то степени история джаза
“ Джаз и я родились вместе и росли бок о бок в бедности и безвестности. Я знал джаз еще до того, как он стал мягким и податливым после слишком большого и раннего успеха. Я видел, как он ходил босиком по заплеванным тротуарам, прежде чем начал носить ботинки… Я видел, как начал свое путешествие в блестящей компании и много лет провел в плохом обществе. Лишь некоторые из нас, старых друзей, помнят хорошего парня, которого мы знали в Хонка-Тонкс Нью-Орлеана, на пароходах Миссисипи и в танцевальных залах чикагского Саут-Сайда”. (Армстронг Л. "Мояжизнь в музыке").
Американский виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии бипопа. В своих сложных мелодических линиях Паркер соединил джаз с другими музыкальными жанрами – блюзом, латинской и классической музыкой. Его смелые импровизации были своеобразным мостом между звучанием популярного джаза и новыми формами искусства импровизации, а его музыка – попытка звуками передать силу человеческой природы. Чарли Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза..
Легендарные исполнители джаза
Чарли Паркер
(1920 – 1955гг.)
Легендарные исполнители джаза
Американская певица, одна из самыхизвестных и влиятельныхисполнительниц блюза 1920-1930гг . Смит родилась в городе Чаттануга, штат Теннеси в многодетной семье. Когда Бесси было 17 лет, ее старший брат Кларенс помог ей устроиться танцовщицей в коллектив Rabbit Foot Minstrels. Певица Ма Рейни заметила дар и голосовые данные юной Бесси Смит и стала обучать ее вокальному мастерству. Вскоре Смит начала выступать в театрах и участвовать в гастролях. В 1923г. на лейбле Columbia Records была выпущена первая пластинка певицы. В процессе своей музыкальной карьеры она работала с такими музыкантами,как Луи Армстронг, Б. Бейли, Ф. Хендерсон, Джек Тигарден, Джо Смитом. Как вспоминают современники, ее исполнение было эмоционально и страстно, «ей нельзя было не верить». Каждое выступление проходило с аншлагом, ее по праву называли императрицей Блюза.
Бесси Смит ( 1894 —1937гг. )
Американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. Для ее исполнительской манеры были характерны чистота тона, безупречная дикция, фразировка и интонация, а также искусная импровизация. Никто не мог превзойти ее в искусном владении техникой голосовой импровизации – пение скетом (специфический способ джазовой вокальной импровизации, при котором голос используется для имитации музыкального инструмента, а пение не несет лексической смысловой нагрузки). В течение 59-летней карьеры певица записала более 70 альбомов и продала более 40 миллионов копий своих пластинок , получила 13 премий «Грэмми», Национальную медаль искусств отгона Рогальда Рейгана и Президентскую медаль свободы от Джорджа Буша – старшего.
Легендарные исполнители джаза
Элла Фицджералд (1917 – 1996гг.)
Современные направления и стили джаза
На рубеже 40-50-х годов XX ст. возникла новая разновидность джаза — ритм-энд-блюз. В последующие годы джаз продолжает развиваться, появляются имена новых исполнителей и оркестров. В истории джазовой музыки известны многочисленные направления и стили: кул-джаз, фри-джаз, фьюжн, диксиленд, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, свинг, би-боп, биг-бит, прогрессив и т.д. Появление музыкантов неамериканского происхождения способствовало становлению многих национальных джазовых школ, в частности русской. После спада интереса к джазу в 90-х годах XX ст. он снова стал набирать популярность в молодежной культуре сегодняшнего дня.