kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтапная работа на уроках хора с учениками с особой образовательной потребностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работала с детьми в Речевом интернате и разработала эту методичку.  На практике я сталкивалась с такими вопросами, что решить их можно было только с такими детьми. Прочитав мою разработку, я думаю, многим преподавателям будет над чем подумать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэтапная работа на уроках хора с учениками с особой образовательной потребностью»









Тема: «Поэтапная работа на уроке хора с учащимися с особой образовательной потребностью (инклюзивное воспитание)»





Выполнила: преподаватель ДМШ №2 Г. Т. Асанова















Вступление


Имея большой пед.стаж и опыт работы с детьми в обычных общеобразовательных школах и школах инновационных, решила попробовать поработать в интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи – с детьми с особыми образовательными потребностями.


Работа нелегкая, но интересная. В первый год работы (2016-2017гг.) поняла: дети в интернате непростые, с характером. Кого попало к себе не подпустят. И теми методами, с которыми привыкла работать, уже не обойтись. Нужно что-то другое, новое. Во-первых, дети не совсем здоровые. Практически все прооперированы в области головы. У многих из носа торчат «трубочки». Можно сказать, что дети только-только начали жить, а жизнь их начала уже испытывать. Здоровому ребенку, чтобы бъяснить как работает «голосовой аппарат» вокалиста, достаточно засунуть в рот деревянную ложку, чтобы «разжать» челюсть, и он вроде как что-то понял. Больному ничего засовывать нельзя. Опасно. Надо объяснять словами.


«Не идет» в первые годы и двухголосое пение. Вообще, важным в работе в хоре с такими детьми в первые годы работы вижу: чистое интонирование, работа по фразам и работа с текстом.


Я пробовала предложить детям пение в 2 голоса: сопрано, альты, но они категорически отвергли моё предложение, стали упираться. Мой «номер» не прошел. И я больше к этому не возвращалась. Зачем? И так есть над чем поработать.


Итак, приступим.


1. Интродукция – введение в урок.

Интродукция представлена в виде небольшого Флэш – моба по темам теоретического курса:

1) Хор – это коллективное пение.

2) Хоры бывают…

3) Голоса хора.

4) Хормейстер – это…

5) Анализ хорового произведения.

6) Концертмейстер – это…

7) Аувтакт – это…

Все это дети не только рассказывают, но и показывают.

2. Роль распевания в хоровом пении.

Большую роль играют распевания. Они как зарядка для голосовых связок. Связки на распеваниях «подготавливаются» или «разогреваются» для дальнейшей работы. Первые распевания идут на «р», затем «mf», «f» и т.д. Последнее распевание – ма, ме, ми, мо, му – на восстановление дыхания.


Прежде всего, надо четко определить «Функциональные обязанности» преподавателя уроков хора в Речевом интернате.

Итак,

  • Выбор репертуара для детей разных возрастных групп;

  • Выявление музыкальных способностей учащихся путем небольшого экзамена;

  • Ранжир детей на уровни: высокий, средний, низкий;

  • Выявление «слухачей» и «поющих»;

  • Подготовка текста (ксерокопирование) и раздача учащимся;

  • Подготовка нотного аккомпанемента на фортепиано (для себя и для концертмейстера);

  • Подготовка фонограммы (+,-);

  • Расставление смысловых точек, динамических оттенков, кульминации, спада и т.д.

  • Работа с текстом – дикция

(И еще некоторые вопросы, которые учащийся уже выбирает индивидуально)


Далее перед учителем должна стоять «Модель выпускника 1-го класса» (каким он его видит в конце 1-го класса):

Итак, модель выпускника 1-го класса:



ВЫПУСК 1-ГО КЛАССА




Знает понимает умеет читать умеет может хорошо

ноты дирижерский несложную чистенько находить себя

жест хоровую интониро- кульминацию чувст-

учителя партитуру вать произведения вует в

хоре





Ну и теперь можно идти поэтапно. Первым этапом считаю теорию. Первая четверть у меня всегда теоретический материал.


Приложение к разделу «Разбор хорового произведения»:


1 Название произведения «Колобок».

2. Композитор: Г. Струве.

3. Сколько тактов (считаем).

4. Ключ.

5. Размер.

6. Тональность.

7. Пальцем показываем, где проводится партия сопрано.

8. Показываем, где партия альтов.

9. Считаем.

10. Поём, сольфеджируя (называя ноты).

11. Поём со словами.


3. Работа с хоровой партитурой


Анализ хорового произведения проводится по схеме разбора хорового произведения (которое имеется у каждого учащегося): название, композитор, сколько тактов, где какой голос поёт (сопрано, альт). Читаем партию сопрано, читаем партию альтов (показываем пальчиком). Считаем. Исполняем. Сначала сольфеджируем (поём по нотам), затем поём со словами (по ролям)


4. Физминутка


Обязательно на каждом уроке мною проводится 1-2 физминутки. Физминутка – выполнение физических упражнений под музыку. Физминутка необходима учащимся для поддержания здоровья, положительного тонуса.

Особенно дети любят физминутку «Замри» под «Турецкий марш» Моцарта. Звучит быстрая, веселя музыка под фортепиано. Заканчивается музыка, ученик останавливается и замирает. Если он не успел, то выбывает из игры.


Приложение к разделу «Музыкальная викторина»:


1. Хор – это…..

2. Хоры бывают….

3. Назовите мужские голоса.

4. Как в средние века назывался руководитель хора?

5. Назовите диапазон детского сопрано.

6. Как называется аккомпаниатор хора?

7. Назовите женсие голоса.

8. Аувтакт – это…

9. Назовите детские голоса.

10. Назовите диапазон детского голоса «альт».

За каждый правильный ответ дается жетончик. У кого больше всех будет жетончиков, тот и выиграл. Ему вручается приз.


5. Музыкальная викторина


Все мои учащиеся знают, что я люблю проводить викторины. Они расширяют кругозор, повышают интеллект, настроение и т.д. Если на уроке хватает времени, я провожу викторину. Особенно для учащихся интересна музыкальная викторина, ведь они учатся в музыкальной школе. За каждый правильный ответ игрок получает жетончик. У кого больше всего будет жетончиков, тот и выиграл. Победитель получает приз.

Вопросы викторины прилагаются.


6. Пение песен под аккомпанемент фортепиано и под фонограмму.


  • Первая песня (она идет под аккомпанемент инструмента фортепиано, называется «Край, в котором ты живешь». Её можно называть патриотической. В ней поется о любви к родному дому, городу, краю. Детям она очень нравится. У нее красивая мелодия, хорошие слова, которые быстро запоминаются. Поется она в 1 голос (сопрано). Здесь нужна хор. дикция.

  • Вторая песня – «Конопатая девчонка». Песня советских времен. Большой воспитательный смысл – дети все торопятся стать большими, а назад дороги в детство – нет. У песни красивая мелодия. Большая тиссетура. Здесь нужно хорошо интонировать – попадать точно в высоту звука.

  • Третья песня – «Три белых коня». Песня из новогоднего фильма «Чародеи». Очень веселая, в быстром темпе. Интересный текст. О самом любимом детьми празднике – Новом годе. Эту песню дети учат с удовольствием.

  • Финальная песня – «Милый друг». Песня из репертуара Валерия Леонтьева. Песня исполняется под фонограмму минус. Жизнерадостная. В тексте говорится о том, что рано или поздно друзья встретятся, чтобы ни случилось. Где бы я не разучивала эту песню, она очень нравится детям, нравится текст песни. И, конечно же, мелодия.


7. Обощение пройденного за 4 месяца



Учитель: Итак, ребята, давайте обобщим полученные знания за 4 месяца. Хор, типы хоров, голоса хора, хормейстер, концертмейстер, аувтакт, сопрано, альт, двухголосие, работа с хоровой партитурой, распевания, сольфеджирование, хорошая дикция, сценическая выдержка, пение под аккомпанемент фортепиано, фонограмму.




Вывод: Дети многому научились за 4 месяца: получили теоретические знания, умеют проанализировать хоровую партитуру, знают несколько распевок, умеют сольфеджировать (петь по нотам, учатся петь под аккомпанемент фортепиано и под фонограмму). Знают, что такое – фонограмма – и фонограмма +, знают дирижерские жесты и могут сами тактировать (помогают себе выделять сильную первую долю)



Преподаватель Асанова Г. Т.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Поэтапная работа на уроках хора с учениками с особой образовательной потребностью

Автор: Асанова Гульсум Темирболатовна

Дата: 24.01.2018

Номер свидетельства: 452149


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства