Просмотр содержимого документа
«Подготовка юного музыканта-исполнителя к концертному выступлению.»
Тема: « Подготовка юного музыканта – исполнителя к концертному выступлению»
Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.
Вся работа, которая была проведена учащимися над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; или возникают такие ситуации, когда с хорошей стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.
Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно каждому учащемуся, какой бы специальности он не обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств, воспитанию в ученике чувства ответственности за свой труд и труд педагога, умению сконцентрировать силы в решающий момент.
Приобретение навыков успешного выступления на сцене является одним из главных условий мотивации к дальнейшим занятиям. Но помимо профессиональных задач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект - психологический, который непосредственно связан с подготовкой исполнителя к публичному выступлению и предполагает волевую саморегуляцию музыканта, основанную на объективном контроле собственных действий.
Психологическая подготовка, иными словами означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией. К сожалению, в учебном процессе подготовке такого рода в силу разных причин уделяется значительно меньше внимания, нежели собственно исполнительской, профессионально-технической готовности к выступлению, хотя для юных, малоопытных музыкантов она особенно важна.
Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно воодушевляет и в том случае позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности ученика. Но больше всего оно беспокоит исполнителей и педагогов своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все или, по крайней мере, подавляющее большинство артистов. Но волнуется каждый по–своему. Нигде так выразительно не проявляются индивидуальные различия учащихся, как в предконцертной и концертной обстановке. Значит, вдумчивому педагогу представляется благоприятная возможность лучше изучить психологические особенности своих учащихся и проверить их в экстремальных условиях. Предстоящее выступление и само по себе исполнение перед публикой создают такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. Но характер эстрадного волнения существенно зависит от возраста, темперамента, обученности и воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения.
Как правило, большинство учащихся младшего возраста (6-10 лет) ничего не знают об эстрадном волнении и не испытывают его. Почему? Во-первых, у многих из них еще не сформировались собственные эстетические критерии и еще не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений. Во-вторых, еще не сформировался уровень притязаний, который является равнодействующей между предъявляемыми педагогом требованиями и собственными возможностями для их выполнения. Младшего школьника привлекает атмосфера праздничности и связанные с ней атрибуты - сцена, объявление программы, выход к публике, аплодисменты, поздравления.
Проблемы обычно возникают в переходном возрасте, когда формируется самоутверждение, резко обостряется чувствительность к оценке. И здесь необходимо умение разобраться в психологии ученика, который волнуется, желание понять причины, найти конкретные пути борьбы с ними.
Небезынтересно, что исполнителю небезразлично в какой - «своей» или « чужой» аудитории он выступает. До подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать в «своей, школьной» среде, для своих педагогов, родителей, друзей, знакомых. Здесь они волнуются меньше, чем в чужой аудитории. Юноши и взрослые, наоборот, меньше волнуются в чужой обстановке и более чувствительны к мнению своих сверстников, педагогов и знакомых слушателей.
«Волнение волнению рознь,- пишет Григорий Михайлович Коган,- известная взволнованность, «приподнятость» перед выступлением и во время него не только естественна, но и желательна, полезна, благотворна. Но помимо «волнения-подъема» существует еще другой вид эстрадного волнения - «волнение-паника»…., являющееся подлинным бичом большинства учеников».
В чем же причина «волнения-паники», «волнения- боязни»?
Чаще всего оно происходит от того, что произведение не готово в должной степени. «Растерялся, потерял от волнения то, что получалось в классе», - нередко объясняем мы причины неудачного выступления ученика. Но воспитание сценической уверенности, артистизма - неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы педагога. И, если ученик «растерялся», то это в первую очередь недоработка его педагога, и не стоит сетовать на учеников. Ведь среди них не многие могут быть от природы наделены артистичностью, исполнительской волей, таких «благодарных» учеников- единицы. У остальных же эти качества надо воспитывать, и нужна систематическая, целенаправленная работа из урока в урок, из выступления в выступление. А кроме умения рационально спланировать работу над репертуаром и добиться от ученика свободного владения материалом, требуется еще одно: правильно подобрать эту программу, чтобы она соответствовала возможностям ученика. Произведения, выбранные педагогом, с учетом сильных и слабых сторон подготовленности учащегося, позволяют ему «расти» и показывать себя с лучшей стороны на выступлении.
Другая причина, вызывающая «волнение-панику» (или «волнение- апатию») – неверие в себя. Некоторые педагоги видят решение вопроса в том, чтобы преодолеть страх перед сценой воспитанием у таких учеников честолюбия, непоколебимой уверенности в себе, внушают ему мысль о превосходстве над другими учениками. Возможно, здесь есть своя логика и это было бы уместно в каком-либо другом виде деятельности, но не в той, что связана с искусством. Известная пианистка и педагог Надежда Иосифовна Голубовская говорила: «Мы должны быть скромны и понимать, что музыка великих композиторов - нечто столь высокое, до чего мы можем только дотянуться». Действительно, если разобраться в психике ученика, заявляющего, что он «очень волнуется и боится, что ничего не сыграет», то видно, что он занят лишь собой, тем, какое впечатление он производит. Важно объяснить учащемуся, что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Увлеченность исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами музыкального сочинения помогает юному исполнителю направить свое волнение в нужное русло.
Конечно, предконцертная подготовка не ограничивается одним днем. И от стратегии, последовательно выстраиваемой педагогом с самого начала обучения зависит результат. Обобщая высказывания выдающихся музыкантов-исполнителей и преподавателей, можно разделить период предконцертной подготовки на три основных периода:
1) Длительный период предконцертной подготовки, основная задача которого – подготовка произведения к исполнению (ознакомление, работа «по кускам», целостное оформление, достижение эстрадной готовности).
2) Период, охватывающий последние дни перед выступлением, основная задача – достижение психофизиологической готовности (завершение этапа эстрадной готовности, репетиции и тщательная отработка элементов эстрадного ритуала на репетициях - выхода и поклона, поклона после игры), сохранение привычного режима, физической и психической свежести, бодрости ученика.
3) День концерта, основная задача - правильный психоэмоциональный настрой, оптимальное распределение энергии. Этот период разделим на две составляющие- подготовку в течении дня и подготовку непосредственно перед выходом на сцену. Подготовка в течении дня- должна преобладать работа с нотами, важно беречь эмоциональные силы учащегося. Подготовка перед выходом на сцену-до концерта необходимо ознакомиться с акустикой в зале, разыграться, найти наилучшую точку на сцене.
С. Савшинский писал, что возбудимого типа музыкант должен перед выступлением оберегаться от волнующих, даже положительных эмоций; инертный же , тормозной тип –требует перед выступлением «разгона». Ему необходимо долго разыгрываться, могут оказаться полезными поощрительные слова, радостные известия о том, что в зале присутствует желанное лицо.
Для достижения оптимального сценического состояния можно использовать дыхательную гимнастику, рекомендованную Струве: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Проделывать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на сцену, на самой сцене до начала исполнения и в перерывах между произведениями.
4) Немаловажное значение имеет работа над произведением после концерта (повторное проигрывание произведения после концерта – может выполнять несколько функций: закрепление по «горячим следам», анализ того, что не получилось).
Предконцертное самочувствие учащихся в значительной мере зависит и от психического состояния их педагога. Синдром «боязни сцены» может образоваться и от ошибочных действий воспитателей. «Учитель должен вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более травмирующего для ученика, нежели вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в тоже время призывающего к спокойствию и уверенности в своих силах». Не только педагог, но и родители учащихся должны быть воплощением спокойствия и собранности, ничем не выдавать своего волнения.
В заключении хочется отметить, что равномерное развитие учащегося в течение всего периода обучения, формирование положительного психического состояния в период подготовки к публичному выступлению, что весьма важно, после него, активизация реакции юного музыканта на внешние и внутренние раздражители во время концерта, стремление к достижению предельной концентрации внимания во время работы (а следовательно, и выступления) позволяют достичь оптимального сценического состояния. «Творческая приподнятость – подавляет, затормаживает смущение и боязнь; а страх и смущение подавляют творческие эмоции и разрушают исполнительский процесс»... Только сильные интонационные эмоционально - образные притязания исполнителя могут помочь ему справиться с последствиями волнения. И кто, как не педагог поможет открыть юному ученику для себя сложный, многообразный и прекрасный мир музыки .