Данный материал будет интересен для преподавателей музыкальной литературы в детской школе искусств (музыкальной школе), учителей музыки. Возраст детей – 12-14 лет.
Презентацию можно использовать в качестве опроса-игры на пройденный материал. В презентации чередуются слайды с вопросами и ответами по теме «Оперное творчество Мусоргского». Ученикам предлагается предоставить свои варианты ответа, а затем сверить правильность и точность в демонстрации слайда. В процессе опроса-игры можно поощрять самых активных и эрудированных учеников карточками, жетонами, которые помогут по окончании опроса определить победителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оперное творчество М.Мусоргского»
Оперное творчество М.П. Мусоргского. «Борис Годунов»
Вопросы и ответы
Выполнила: преподаватель
теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДШИ» пгт. Восток
Корецкая Наталья Владимировна
Что привлекало Мусоргского к театру?
Что привлекало Мусоргского к театру?
Возможность показать в опере не только отдельного человека, но и жизнь целого народа, страницы его истории, которые перекликались с полной драматизма современностью.
Перечисли героев произведений Мусоргского:
Перечисли героев произведений Мусоргского:
Художественный мир Мусоргского был заполнен непривычными героями и образами. Беглые монахи, семинаристы, нищие, дети-сироты как будто пришли на страницы его произведений из самой жизни. А вместе с ними пришли украинские хлопцы и дивчины, стрельцы, вольные люди. И музыка, их рисующая, была музыкой русского человека.
Какое место в творчестве Мусоргского занимает опера «Борис Годунов»?
Какое место в творчестве Мусоргского занимает опера «Борис Годунов»?
Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно — началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения.
Какое произведение лежит в основе ее сюжета?
Какое произведение лежит в основе ее сюжета?
Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Какие события отражены в произведении Пушкина?
Какие события отражены в произведении Пушкина?
В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание
Какая идея лежит в основе оперы Мусоргского?
Какая идея лежит в основе оперы Мусоргского?
Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчеркнута композитором.
Как композитор определил свою задачу в опере?
Как композитор определил свою задачу в опере?
«Прошедшее в настоящем » — так определил композитор свою задачу.
Как трактован в опере образ царя Бориса?
Как трактован в опере образ царя Бориса?
Пушкин, а за ним и Мусоргский, делают царя Бориса причастным к убийству царевича Димитрия.
Что становится главным в идейном содержании оперы?
Что становится главным в идейном содержании оперы?
Общепринятая трактовка оперы — драма совести Бориса, драма народа. Главным в опере становится слово «совесть».
Кто написал либретто оперы?
Кто написал либретто оперы?
Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской трагедии.
Как композитор изменил концовку трагедии Пушкина?
Как композитор изменил концовку трагедии Пушкина?
Мысль о решающей роли народа он особенно подчеркнул. Поэтому изменил конец. У поэта в конце трагедии «народ безмолвствует». А у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, пожалуй, самая главная.
Как можно определить жанр оперы?
Как можно определить жанр оперы?
Центральным действующим лицом оперы является народ. Само понятие «народ» наполнилось у него новым смыслом в сравнении с другими русскими композиторами. Если раньше народ изображали неделимой массой, то Мусоргский этот обобщенный образ складывает из множества индивидуальных типов. Недаром жанр оперы был определен как народная музыкальная драма.
В прологе оперы народ представлен не как безликая толпа. В нем показаны различные индивидуальные типы. Перечисли их:
В прологе оперы народ представлен не как безликая толпа. В нем показаны различные индивидуальные типы. Перечисли их:
Народные типы в хоровой сцене у Новодевичьего монастыря (прологе оперы). Здесь и угрюмый безымянный мужик («Митюх, а Митюх! Чего орем?»), и беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю!»), и баба, жалобно причитающая («Ой, лихонько!»), баба сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»)
Как показан народ в четвертом действии в сцене у храма Василия Блаженного?
Как показан народ в четвертом действии в сцене у храма Василия Блаженного?
В начале четвертого действия — в сцене у храма Василия Блаженного — народ, измученный лишениями и голодом, поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба!» Это уже требование. И звучит оно как смутный протест, объединяющий народ.
Чем завершается опера Мусоргского?
Чем завершается опера Мусоргского?
В конце оперы этот народный протест превращается в стихийный бунт. «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая», — поет хор, и его могучее звучание похоже на разбушевавшуюся стихию.
Показано ли в опере развитие образа царя Бориса?
Показано ли в опере развитие образа царя Бориса?
Трагическая обреченность ощутима уже при первом появлении Бориса в прологе в сцене коронации. Его монолог «Скорбит душа», которым он пресекает ликующий колокольный звон, передает затаенный страх и мрачные предчувствия.
Страдания и обреченность царя Бориса еще ярче проступают во втором действии, посвященном полностью раскрытию его образа.
Преследуемый кошмаром, в безумном состоянии, царь появляется перед боярской думой.
Перечисли героев оперы Мусоргского:
Перечисли героев оперы Мусоргского:
Таковы две основные линии оперы — линия народа и линия царя. Причем образ народа представлен в опере многолико. Здесь и монах-летописец Пимен, вынесший от имени народа приговор Борису, и бродячие монахи Варлаам и Мисаил, воплотившие в себе разные черты русского народа, и Юродивый, не побоявшийся бросить в лицо царю обвинение в убийстве, и многие другие персонажи, выписанные композитором очень ярко, почти осязаемо.
«Борис Годунов»
Спасибо за внимание!
Список использованных источников:
Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. 2 год обучения (+ CD). Ростов н/Д : Феникс, 2015
Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. 2 год обучения. Рабочая тетрадь. Ростов н/Д : Феникс, 2015