«О специфике деятельности концертмейстера при работе с учащимися-флейтистами и домбристами»
«О специфике деятельности концертмейстера при работе с учащимися-флейтистами и домбристами»
Деятельность концертмейстера в классе деревянных духовых является интересной и имеет ряд особенностей. Инструментарий в классе деревянных духовых представлен: флейтой, блокфлейтой и флейтой пикколо. Каждый из инструментов отличается строением, особенностями звукоизвлечения, спецификой исполнения. Все это необходимо учитывать концертмейстеру
при аккомпанементе.
Духовые инструменты отличаются особенностями конструкции, спецификой акустической природы, поэтому одни из них отличаются более широким динамическим диапазоном, другие - более узким. Выразительными динамическими возможностями обладают флейта и флейта пикколо у блокфлейты более приглушенный звук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««О специфике деятельности концертмейстера при работе с учащимися-флейтистами и домбристами» »
Турлубаева Динара Кенжебаевна
Концертмейстер Детской музыкальной школы № 1
г. Костанай, Республика Казахстан
«О специфике деятельности концертмейстера при работе
с учащимися-флейтистами и домбристами».
Специфика работы концертмейстера в ДМШ – это универсализм, умение переключиться на работу с учащимися различных специальностей, переплетение творческих, педагогических, исполнительских и психологических функций.
Деятельность концертмейстера в классе деревянных духовых является интересной и имеет ряд особенностей. Инструментарий в классе деревянных духовых представлен: флейтой, блокфлейтой и флейтой пикколо. Каждый из инструментов отличается строением, особенностями звукоизвлечения, спецификой исполнения. Все это необходимо учитывать концертмейстеру
при аккомпанементе.
Духовые инструменты отличаются особенностями конструкции, спецификой акустической природы, поэтому одни из них отличаются более широким динамическим диапазоном, другие - более узким. Выразительными динамическими возможностями обладают флейта и флейта пикколо у блокфлейты более приглушенный звук.
Особое внимание следует обратить на синхронность при вступлении: ауфтакты, моменты взятия дыхания солистом, точное ощущение темпа. Следует прорабатывать и оговаривать с учеником такие особенности исполнения, как распределение дыхания на фразу, места взятия дыхания. При этом необходимо учитывать возможности аппарата солиста. Атака - начало звукоизвлечения. Она занимает незначительную для слуха почти неуловимую часть длительности - порядка сотых долей секунды. При аккомпанементе духовым инструментам нужно слышать также моменты взятия дыхания. Оговариваются моменты взятия дыхания внутри мелодической линии. Особенное внимание уделяется темпу, учитывается возможности технические исполнителя, нельзя брать слишком быстрый темп, чтобы хватило дыхания, но и нежелательно очень медленно, так как исполнитель будет задыхаться. Очень важно найти удобный темп для исполнителя особенно если начинает концертмейстер.
Концертмейстеру не обойтись без умения слышать каждую деталь партии воспитанника, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом исполняемого произведения. Динамика фортепианного звучания в ансамбле с каждым из инструментов отличается большей или меньшей плотностью, и насыщенностью. Так, аккомпанируя флейтисту, фортепианную партию следует исполнять гораздо ярче, чем для блокфлейты.
Также при аккомпанементе учитывается регистр звучания инструмента, так в среднем регистре особенно 1 октавы от си- до фа флейта не звучит, поэтому соотношение звуковое солиста и партии аккомпанемента должно быть очень выверенным. Флейта пикколо очень ярко звучит в высоком регистре, поэтому поддержка фортепиано обязательна на высоких нотах. На блокфлейте обычно начинается обучение на духовых инструмента и динамические возможности инструмента может показать не каждый начинающий флейтист, поэтому звучание аккомпанемента должно быть приглушенным.
Говоря о динамической стороне ансамбля с юным солистом, следует учитывать такие факторы, как степень общемузыкального развития ученика, его техническую оснащенность. В этих условиях хороший концертмейстер не должен выпячивать преимущества своей игры, должен уметь остаться «в тени солиста», подчеркнув и высветив лучшие стороны его игры. В этом отношении очень важен характер игры фортепианных вступлений. Комичным будет жалкое звучание блокфлейты в руках слабого ученика или невнятная игра начинающего флейтиста после чересчур яркого вступления концертмейстера. Играя в ансамбле с «неярким» солистом, пианисту следует исполнить вступление очень выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.
Репертуар юных флейтистов состоит не только из пьес, этюдов, но и концертов. Именно при исполнении произведений крупной формы нужно стремиться «оркестровать рояль», то есть пианист – концертмейстер будет выступать в роли оркестра. Знание тембров инструментов симфонического оркестра и умение передать их многокрасочную палитру на рояле – задача не из легких.
Если концертмейстер сможет передать звуки оркестра, то исполнение заиграет яркими красками, если нет – то произведение получится плоским, одномерным. Характер оркестровых вступлений (интродукций), проигрышей, заключений тоже целиком и полностью зависит от концертмейстера. Мастерство концертмейстера проявляется в точном определении темпа, в котором будет исполнять произведение ученик, характера и общего тонуса.
Особенности работы в классе казахской домбры.
Домбра щипковый инструмент, звук которого тихий и приглушенный, а произведения исполняются в быстрых темпах, поэтому от концертмейстера требуется играть тихо и быстро. Звучание домбры характеризуют особенности двух исполнительских традиций.
На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Но репертуар домбристов состоит не только из кюев, обширно представлена классическая музыка.
Особое искусство концертмейстера состоит в выборе штриха, соответствующего или приближенного к штриху исполнителя. Особенно это относится к работе концертмейстера в классе домбры.
В классе народных инструментов концертмейстер всегда должен следить за балансом звучания, разные регистры домбры всегда нуждаются в опытном сопровождении.
Так, к примеру, низкий регистр домбры не должен перекрываться фортепиано, а должен помочь показать всю красоту звучания инструмента
солиста.
Самое главное в деятельности концертмейстера – вовремя уступить и вовремя повести. Надо играть ярко, выразительно, но соизмерять свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.
При народном аккомпанементе особенно важна тонкая слуховая ориентация пианиста, так как подвижность домбры, да и вообще струнных, деревянных и духовых инструментов превышает в некоторых случаях, подвижность пальцев концертмейстера. Именно поэтому, хороший концертмейстер должен, научиться профессионально, владеть роялем. Мобильность и быстрота и активность реакции для профессиональной деятельности концертмейстера очень важны.
Нужно пытаться, по возможности, смягчить атаку звука, прикосновение к клавиатуре должно осуществляться без жесткой фиксации кисти и пальцев, а скорее способом «поглаживания» клавиш, добиваться мягкости при исполнении гармонических и мелодических оборотов. Надо заметить, что не всегда найденный прием становится универсальным. Здесь необходимо учитывать характер произведения, историческую эпоху, в которую оно было создано, природный тембр рояля или фортепиано, степень изношенности инструмента и другие факторы.)
Творческая деятельность концертмейстера заключается не только в выступлениях на экзаменах, концертах, конкурсах, но включает работу над электронными пособиями, научную деятельность. В работе над электронным пособием совместно с преподавателем Амировой Г.С. главным было - это переложение оркестровых партитур для домбры и фортепиано.
Немаловажным является вопрос об оркестровом звучании фортепиано, не всегда фортепианная партия бывает удобной, концертмейстер должен знать правила оркестровки, а также уметь грамотно переложить неудобные эпизоды в фортепианной фактуре, не нарушая замысла композитора.
Педагог
Для учеников пианист становится музыкальным наставником вместе с педагогом. Поэтому деятельность концертмейстера не ограничивается успешным выступлением на сцене. Она многопланова и заключает в себе, не только творческую, но и педагогическую направленность, на занятиях с учениками-солистами важно проявление педагогического чутья и такта.
Психолог
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Мобильность, и быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.
Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.
Удачными и профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый «союз» педагога – концертмейстера – ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно донести и концертмейстеры, умеющие правильно принять пожелания педагога имеют творчески слаженный и успешный коллектив.