kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Некоторые индивидуально-дифференцированные подходы в деятельности преподавателя ДМШ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа отражает педагогические взгляды и принципы подхода к индивидуальному обучению детей со средними музыкальными данными в классе фортепиано. Может быть рекомендована к изучению в ДМШ.

Просмотр содержимого документа
««Некоторые индивидуально-дифференцированные подходы в деятельности преподавателя ДМШ»»

Комитет по культуре Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение Нижегородской области




РЕФЕРАТ


Тема: «Некоторые индивидуально-дифференцированные

подходы в деятельности преподавателя ДМШ»





Выполнила: преподаватель МАУ

ДО «Детская музыкальная школа»

класс фортепиано Т.С.Захарова










План


  1. Основные принципы работы.

  2. Работа над легкими переложениями классической музыки, как средство развития интереса у детей со средними природными данными.

  3. Игра в ансамбле – игра с удовольствием.

4. Приложение
















«Роль педагога состоит в том,

чтобы открывать двери, а не в том,

чтобы проталкивать в них ученика»

(Артур Шнабель)

За годы моей работы в музыкальной школе происходят перемены, которые отражают новые реалии общественной жизни. В первую очередь это заметно на детях, на их расслоении сознания.

Те принципы и программы, по которым мы работали раньше, приходится пересматривать. И как правило – создавать условия на уроках для развития музыкальных способностей детей, которые у них сначала едва обнаруживаются.

В связи с этим, опираясь на дифференцированные развивающие подходы, я по совету Инны Чижовой в журнале «Музыкальное просвещение» завела тетрадку, куда кратко вписываю новые виды текущей работы детей и собственные наблюдения над их развитием и ростом.

Пример:

Каганова Катя, 4 класс.

Предварительное планирование:

1. Ципполи. «Фугетта».

2. А. Эшпай. «Перепелочка».

3. И.Беркович. «Скерцо», 1-я партия.

4. Ф.Шуберт. «Серенада», 2-я партия.

5. Ф.Кулау. «Сонатина» C Dur 2-я часть.

6. Дж.Кариссими. «Фугетта» a-moll

Гаммы: F-d; B-g; Es в четыре октавы, короткое арпеджио отдельно руками.

Кадансовый оборот: T-S-T; T-D-T

Термины.



Коррекционная программа

1. П.Хаджиев. Этюд a-moll

2. А.Петров. Полька – галоп из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».

3.Аккомпанемент. Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»;

В.Шаинский «Дождь идет по улице».

Девочка не ритмичная, занимается мало, ленивая, не любит «копаться» в тексте, все учит поверхностно, не проникаясь особо музыкой. Теперь девочка быстро освоила программу первой четверти. Вот только на замечания преподавателя не откликается, делает по своему. В результате «Перепелочку» играла без педали, в последней вариации не высчитала синкопу. На академ-концерте сыграла с теми же недочетами. Не хватает качественной работы над текстом, осознанного исполнения пьес. Моторика среднего уровня ( умеренные и медленные темпы). Несмотря на средние музыкальные данные, Катя справилась с игрой для двух фортепиано И.Беркович «Скерцо» (1-я партия). Мама интересуется успехами дочери, помогает в занятиях музыкой.

В связи с тем, что дети имеют каждый свой характер, я строю уроки, отталкиваясь от настроения детей. Иногда прошу их начать играть то, что больше всего у ребенка получилось, то, что он хотел бы поиграть в первую очередь. Это придает им больше сил, уверенности в себе, раскрепощает в глазах учителя, который всегда, в любую минуту поддержит ученика и будет ему верным другом.

Поэтому в работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

  1. Всех детей, независимо от уровней способностей, окружить благоприятными условиями. Принять ребенка в класс таким, какой он есть. И в процессе урока направлять, выравнивать, незаметно помогать преодолевать трудности и вселять уверенность в сердцах детей.

2. Всех детей учить организовывать свои действия за инструментом.

3. Для каждого ребенка подбирать индивидуально гибкие и конкретные программные требования.

Пусть кто-то из учеников сможет выучить восемь произведений в полугодие, а так же будет заниматься чтением нот, подготовит самостоятельную работу или сочинит пьеску. Кто-то успеет выучить пять произведений, в том числе самостоятельную работу и облегченную музыку, которая ему нравится. Кто-то из детей выучит лишь три-четыре произведения, некоторое количество полезных технических упражнений и будет заниматься чтением нот. Главное то, чтобы любая работа строилась с качественными требованиями к звучанию музыки.

Выстраивая таким образом индивидуальную программу любого ученика, подбирая творческие и учебные задания, учитель развивает и индивидуальные возможности и интересы ребенка в данный момент.

Однако, вся беда в том, что ни на школьном уровне, ни выше такой программы не существует и детей, еще не «окрепших», полностью не усвоивших музыкальные произведения, приходится выводить на академ, концерты, зачеты. То есть для этих детей и в выступлении на сцене должны быть созданы индивидуальные условия, чтобы дети себя не чувствовали ущемленными. Как мне сказала моя хорошая знакомая: «Таня, а кто же будет заниматься с трудными детьми? Ведь их тоже надо учить музыке». Поэтому, думаю, пора нам взрослым осознать, что кому-то из учеников не по силам программы для одаренных детей, которыми до сих пор пользуются в школах. Никто ведь не требует от людей носить одежду не их размера, одежду носят своего размера и согласно собственному выбору. Дети с различным уровнем своих способностей тоже могут иметь возможность выбирать требования реально посильные и привлекательные. Любовь, внимание, которые они ждут от нас, надо отдавать до последней капли, быть с ними искренними, нелицемерными, не экспериментировать на детях, а помогать им поверить в себя – это есть долг каждого учителя перед будущим поколением.

Для преподавателя не должно быть детей с ярлыком «плохой». Для каждого из нас, учителей, появление ребенка на уроке это праздник. Только учитель может создать атмосферу доверия, тепла, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, ощущал комфорт и уют на уроке.

Давление со стороны взрослых, психологические проблемы взрослых окружают наших детей круглосуточно. Информация, которая вроде бы не заметна, тем не менее вторгается в психику детей, поселяется в душе ребенка, от чего он теряет душевное устроение, мир, гармонию с самим собой и с окружающими его людьми. Происходит тупиковая ситуация. Отсюда зажимы, комплексы и другие беды.

Для таких детей я подобрала легкие переложения классической музыки для фортепиано из серии «Большая музыка – маленькому музыканту» Т. Юдовиной-Гальпериной.

Например: И.С.Бах «Сицилиана» (См.муз.приложение).

Это произведение, выразительное по своему звучанию, заинтересовало Балымову Аню (2класс), спокойную и вместе с тем скрытую по своему характеру. Аня почувствовала это произведение, добилась его певучей выразительности и смогла раскрыть свои музыкальные способности.

Или И.С.Бах «Бурре» из Партиты №1 для скрипки (См.муз.приложение).

Облегченный вариант этого произведения мы разучили с Шириным Максимом, который прежде также имел много проблем.

Главное присутствовало желание играть это произведение. Он считал себя самым счастливым, оттого, что у него получается. Результат его роста был отмечен и преподавателями на переводном экзамене.

Но некоторых учителей смущает факт игры детьми классических произведений в легком переложении. Они занимают другую позицию. А как быть детям?

Далее, делясь своим опытом работы, хочу сказать, что в работе с первоклассницей Хвастуновой Владой мы также взяли из того же сборника Л.Бетховен «К Элизе» 1 часть ( см.муз.приложение).

Здесь нам помогла подтекстовка. Прослушав произведение, ученица конечно захотела его сразу же исполнить, но считать совсем не хотелось, хотя в дальнейшей работе для ровного исполнения она научилась ровно считать и ровно играть.

Я рассказала ученице, что пьеса была посвящена любимой девушке, но ребенку чувства взрослого человека не знакомы. Я ей предложила разучить это произведение для любимой куклы. Для этого мы воспользовались подтекстовкой: « Милая моя люблю тебя, люблю, люблю тебя, люблю, люблю тебя, люблю я». ( 2 раза).

Подтекстовка помогла и в работе над дыханием, фразами и динамикой, и над общим характером пьесы.

Наши дети очень любят, когда учитель творчески подходит к работе над произведениями. Тогда и они начинают освобождаться, что называется «творить». С бывшей ученицей четвертого класса Кутняк Олей мы разучивали Н.Мясковского двухголосную «Фугу» (соль мажор). Девочке понимания того, что тема проходит сначала в верхнем голосе, затем в нижнем и разучивания по голосам было недостаточно. Никак не усваивалась сама мелодия темы. Для большей доходчивости я ей предложила представить диалог родителей: « Вот слышишь, это мама разговаривает», - говорю я Олечке, когда мелодия темы проходит в первой октаве. «А это папа вступает в беседу», - объясняю я ей, когда тема звучит в басу. « А вот здесь они говорят одновременно», - играю и рассказываю я Оле, когда доходим до противосложения.

А в заключительной части, когда появляется трехголосье, Оля мне говорит: «А здесь появляюсь я!» Такому открытию мы радуемся вместе , испытываем восторг и оживление. Я довольна учеником, а Оля с удовольствием занималась над этой полифонией. И вряд ли бы она смогла так легко усвоить строение фуги, если бы не были подобраны соответствующие образы.

Метод? по-гречески означает путь, дорога. Преподаватель помогает ученику тем, что облегчает трудности, встречающиеся на пути, учит самостоятельности в дальнейшем. Но в начале пути важно увлечь маленьких музыкантов. Детям очень нравится играть в ансамбле. Играя в ансамбле с преподавателем, начинающий пианист ощущает себя частью единого целого в звучании музыки.

В своей педагогической работе для приобретения необходимых навыков игры на фортепиано я использую ансамбли, в которых партия ученика основана на пятипальцевой позиции. Мелодические упражнения на пяти нотах – совершенный материал для занятий детей со средними природными данными.

Работать в ансамбле над интонациями помогают стихи. Они не только дают настрой на интересные занятия, но и помогают осваивать пианистические навыки. Дети получают удовольствие и для души, и для пальцев, да и на урок приходят более подготовленными. После исполнения этих пятипальцевых мелодий появляется ощущение очищения, освобождения, радости.

Мои дети в любом возрасте с удовольствием играют в ансамбле. Я рада за них, потому что ансамблевая игра закладывает основы для воспитания слухового внимания, развития гармонического слуха, ритмической дисциплины, у детей формируются необходимые навыки звукоизвлечения. Исполнение ансамблей доставляет не только радость, а так же приносит неоспоримую пользу.

В заключении своей письменной работы я хотела бы еще раз подчеркнуть, что проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими заниматься музыкой – несомненно.

А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музакантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих».

Ведь никто не встречал шести-, семи-, восьмилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками. Только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем распорядиться этим запасом детского восторга. Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить опорой и стимулом к кропотливой работе для всех преподавателей, чьей задачей является преподавание не только способным и одаренным детям, но и кажущееся менее успешным массовое воспитание.

Поэтому, главная задача преподавателя на мой взгляд состоит в том, чтобы найти свой отдельный подход к каждому ребенку, вложить свою частичку в направление его на путь истинный, пробудить понимание того, насколько прекраснее и богаче становится жизнь, когда любишь музыку.
























Список литературы


  1. В.В.Крюкова. Музыкальная педагогика. Издательство «Феникс» 2002г.

  2. С.Альтерман. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. Издательство «Композитор» (С- Петербург).

  3. Хрестоматия для учащихся младших и средних классов. ДМШ. Издательство «Композитор» (С-Петербург) 2004г.Составитель С.Альтерман.

  4. Ольга Сотникова «Играем с удовольствием». Издательство «Композитор» (С-Петербург).

  5. Т.Юдовина-Гальперина «Большая музыка – маленькому музыканту». Издательство «Композитор» (С- Петербург).

  6. Музыкальное просвещение №1(36) 2006г.

13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Захарова Татьяна Сергеевна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540579

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства