Методическая разработка в форме презентации "Натуральный звукоряд" была создана для интегрированного урока предметов естественно-научного и музыкального циклов"Звук: физика и музыка", проведенного в ГБОУ школа "Тутти" 16 февраля 2016г Громовой Г.И. и Дыгодюк Н.В.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Натуральный звукоряд. Методическая разработка.»
Натуральный звукоряд
Дыгодюк Н.В.
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Натура́льный звукоря́д (от лат. natura — природа, естество), такжеобертоновый (звуко)ряд — звукоряд , состоящий из основного тона и его гармонических обертонов .
Натуральный звукоряд соответствует гармоническому спектру сложных колебаний физического источника звука (например, струны или воздушного столба в трубе).
Источник звука определяет высоту основного звука, который сопровождается целым рядом почти не уловимых слухом призвуков.
Струна колеблется не только всей своей длиной, колеблются и ее части. Половинки, трети, четвертушки, пятые части и т.д. Все звуки, являющиеся результатом колебаний частей струны, имеют большую частоту колебаний, чем частота всей длины, поэтому все призвуки — выше основного звука.
Половинки струны колеблются и дают удвоенное число колебаний – получается звук октавой выше основного. Утроенное число колебаний дает квинту через октаву. Учетверенное число колебаний – дает звук на две октавы выше основного.
Одновременные колебания всей струны и ее частей дают каждый раз одинаковый, определенный ряд звуков, расположенных в следующем порядке: чистая октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция, большая секунда и т. д.
Такой ряд звуков называется натуральным
(так как он существует в природе), или
г а р м о н и ч е с к и м звукорядом, а звуки, входящие в него, называются частичными тонами, так как они являются результатом колебаний частей струны, или обертонами (от немецкого ober — над), так как все они лежат выше основного звука, то есть над ним.
Нотная иллюстрация первых 16 тонов натурального звукоряда, построенного от звука до большой октавы:
Натуральный звукоряд в музыкальной практике
На некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горн ), рог (охотничий рог, альпийский рог , почтовый рожок и т.п.), натуральная труба , натуральная валторна , так называемые обертоновые флейты (молдавская тилинка) и другие духовые инструменты, а также варган .
По отношению к этим и подобным инструментам говорят, что они звучат в «натуральном строе».
Натуральный звукоряд встречается и в современной музыке, в частности, на нём основана так называемая спектральная музыка .
Чем больше обертонов, тем ярче тембр звука. У фортепиано частичных тонов сравнительно мало; больше всего их — у ударных инструментов: у них преимущественно слышен не основной звук, а множество обертонов, которые, сливаясь в единую массу, образуют шум. У скрипки превалируют верхние обертоны, поэтому ее тембр — светлый и звонкий.
Свободный от частичных тонов, «чистый» звук встречается редко; по характеру он, скорее всего, приближается уже к свисту. Аналогичен ему электронный тон, получаемый искусственным путем, в таком звуке вообще нет обертонов.