kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Натуральный звукоряд. Методическая разработка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка в форме презентации "Натуральный звукоряд" была создана для интегрированного урока предметов естественно-научного и музыкального циклов"Звук: физика и музыка", проведенного в ГБОУ школа "Тутти" 16 февраля 2016г Громовой Г.И. и Дыгодюк Н.В.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Натуральный звукоряд. Методическая разработка.»

Натуральный звукоряд   Дыгодюк Н.В. Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Натуральный звукоряд

Дыгодюк Н.В.

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Натура́льный звукоря́д (от лат.   natura  — природа, естество), также  обертоновый (звуко)ряд  — звукоряд , состоящий из основного тона и его гармонических обертонов . Натуральный звукоряд соответствует гармоническому спектру сложных колебаний физического источника звука (например, струны или воздушного столба в трубе).
  • Натура́льный звукоря́д (от лат.   natura  — природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд  — звукоряд , состоящий из основного тона и его гармонических обертонов .
  • Натуральный звукоряд соответствует гармоническому спектру сложных колебаний физического источника звука (например, струны или воздушного столба в трубе).
Источник звука определяет высоту основного звука, который  сопровождается целым рядом почти не уловимых слухом призвуков. Струна колеблется не только всей своей длиной, колеблются и ее части. Половинки, трети, четвертушки, пятые части и т.д. Все звуки, являющиеся результатом колебаний частей струны, имеют большую частоту колебаний, чем частота всей длины, поэтому все призвуки — выше основного звука.
  • Источник звука определяет высоту основного звука, который  сопровождается целым рядом почти не уловимых слухом призвуков.
  • Струна колеблется не только всей своей длиной, колеблются и ее части. Половинки, трети, четвертушки, пятые части и т.д. Все звуки, являющиеся результатом колебаний частей струны, имеют большую частоту колебаний, чем частота всей длины, поэтому все призвуки — выше основного звука.
Половинки струны колеблются и дают удвоенное число колебаний – получается звук октавой выше основного. Утроенное число колебаний дает квинту через октаву. Учетверенное число колебаний – дает звук на две октавы выше основного.

Половинки струны колеблются и дают удвоенное число колебаний – получается звук октавой выше основного. Утроенное число колебаний дает квинту через октаву. Учетверенное число колебаний – дает звук на две октавы выше основного.

Одновременные колебания всей струны и ее частей дают каждый раз одинаковый, определенный ряд звуков, расположенных в следующем порядке: чистая октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция, большая секунда и т. д.  Такой ряд звуков называется натуральным
  • Одновременные колебания всей струны и ее частей дают каждый раз одинаковый, определенный ряд звуков, расположенных в следующем порядке: чистая октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция, большая секунда и т. д.

  • Такой ряд звуков называется натуральным

(так как он существует в природе), или

г а р м о н и ч е с к и м звукорядом, а звуки, входящие в него, называются частичными тонами, так как они являются результатом колебаний частей струны, или обертонами (от немецкого ober — над), так как все они лежат выше основного звука, то есть над ним.

Нотная иллюстрация первых 16 тонов натурального звукоряда,  построенного от звука до большой октавы:

Нотная иллюстрация первых 16 тонов натурального звукоряда, построенного от звука до большой октавы:

Натуральный звукоряд в музыкальной практике  На некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горн ), рог (охотничий рог, альпийский рог , почтовый рожок и т.п.), натуральная труба , натуральная валторна , так называемые обертоновые флейты (молдавская тилинка) и другие духовые инструменты, а также варган . По отношению к этим и подобным инструментам говорят, что они звучат в «натуральном строе».

Натуральный звукоряд в музыкальной практике

  • На некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горн ), рог (охотничий рог, альпийский рог , почтовый рожок и т.п.), натуральная труба , натуральная валторна , так называемые обертоновые флейты (молдавская тилинка) и другие духовые инструменты, а также варган .

По отношению к этим и подобным инструментам говорят, что они звучат в «натуральном строе».

  • Натуральный звукоряд встречается и в современной музыке, в частности, на нём основана так называемая спектральная музыка .
Чем больше обертонов, тем ярче тембр звука. У фортепиано частичных тонов сравнительно мало; больше всего их — у ударных инструментов: у них преимущественно слышен не основной звук, а множество обертонов, которые, сливаясь в единую массу, образуют шум. У скрипки превалируют верхние обертоны, поэтому ее тембр — светлый и звонкий. Свободный от частичных тонов, «чистый» звук встречается редко; по характеру он, скорее всего, приближается уже к свисту. Аналогичен ему электронный тон, получаемый искусственным путем, в таком звуке вообще нет обертонов.
  • Чем больше обертонов, тем ярче тембр звука. У фортепиано частичных тонов сравнительно мало; больше всего их — у ударных инструментов: у них преимущественно слышен не основной звук, а множество обертонов, которые, сливаясь в единую массу, образуют шум. У скрипки превалируют верхние обертоны, поэтому ее тембр — светлый и звонкий.
  • Свободный от частичных тонов, «чистый» звук встречается редко; по характеру он, скорее всего, приближается уже к свисту. Аналогичен ему электронный тон, получаемый искусственным путем, в таком звуке вообще нет обертонов.
Ссылки:

Ссылки:

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4
  • http://clubtochka.ru/istoriya-myzuki/obertonovyj-ryad.html
  • https://razvitiee.wordpress.com/2012/02/10/%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4/
  • vargan .spb.ru
  • petamusic.ru›?string= Фанфары
  • petamusic.ru›?string= альпийский рог )&sort=artist


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Натуральный звукоряд. Методическая разработка.

Автор: Дыгодюк Н.В.

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 303760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства