«Музыка М.И.Глинки и его современников с сопровождением ритмического оркестра» Пособие по сольфеджио «Играем в оркестр»
«Музыка М.И.Глинки и его современников с сопровождением ритмического оркестра» Пособие по сольфеджио «Играем в оркестр»
В данной работе представлено методическое пособие по сольфеджио «Играем оркестр», предназначенное для занятий с детьми младших классов. В пособии представлены партитуры произведений для ритмического оркестра, исполняемые на уроках сольфеджио в ДМШ. В качестве основного музыкального материала в сборник включены произведения М.И.Глинки, с целью расширить представление детей о творческом наследии великого русского композитора. Основу сборника составляет танцевальная музыка, представленная популярными жанрами первой половины 19 века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Музыка М.И.Глинки и его современников с сопровождением ритмического оркестра» Пособие по сольфеджио «Играем в оркестр»»
МАУ ДО города Калининграда «Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»
«Музыка М.И.Глинки и его современников
с сопровождением ритмического оркестра»
Пособие по сольфеджио «Играем в оркестр»
Составитель-преподаватель теоретических дисциплин
Кафарова Ольга Леонидовна
Всестороннее развитие музыкального слуха детей в условиях современной музыкальной школы приводит к поискам различных способов активизации процесса обучения младших школьников, к решению учебных задач через увлекательные и, одновременно, развивающие формы работы. Одним из таких интересных и любимых детьми занятий является игра на шумовых инструментах, которая развивает чувство метроритма через ансамблевое исполнение ритмического аккомпанемента. В пособии «Играем в оркестр» представлены партитуры произведений для ритмического оркестра, исполняемые на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ. В качестве основного музыкального материала в сборник включены произведения М.И. Глинки, с целью расширить представление детей о творческом наследии великого русского композитора. Основу сборника составляет танцевальная музыка, представленная популярными жанрами первой половины 19 века – мазурки, вальсы, польки, контрдансы и другие танцы.
Пособие ставит своей целью:
Развивать чувство метроритма у учащихся младших классов через ансамблевую игру в ритмическом оркестре.
Сформировать у детей представление о жанрах популярной танцевальной музыки 1-ой половины 19 века на примерах произведений М.И. Глинки и его современников.
Познакомить детей со стилистическими особенностями некоторых танцев и характерными для них ритмическими рисунками.
Повысить общую музыкальность детей через ознакомление их с образцами русской музыки композиторов 1-ой половины 19 века.
Развивать и формировать ценностные установки личности через коллективные формы творческой деятельности.
Достижение данных целей возможно при решении следующих задач:
Дидактические:
- обучение игре на шумовых инструментах: умение правильно держать инструмент, обучение культуре звукоизвлечения и поведения с инструментами.
Каждый инструмент обладает своими звуковыми характеристиками, определённой звучностью, исходя из этого, в партитуры включены следующие инструменты:
Барабан Маракасы
Барабанные палочки Треугольник
Румба Колокольчики
Кастаньеты Металлофон
- обучение навыкам чтения с листа ритмических партитур.
2. Развивающие:
- развитие метрической устойчивости.
Умение играть метрически и ритмически ровно - это важный навык музыканта. Игра в ансамбле помогает активизировать слух и внимание, мобилизует внутренний самоконтроль, тем самым помогает развивать метрическую устойчивость.
- развитие мелкой моторики.
Моторика - это способность манипулировать предметами, которая требует скоординированности работы глаз и рук. В исследованиях психологов указывается на абсолютную зависимость моторики и интеллекта, поэтому тактильный контакт с инструментами, воспроизведение ими прочитанного текста, пережитого через движение способствует развитию детей.
-осознание роли ритма как стилистической особенности некоторых танцев.
В партитуры включены ритмоформулы мазурки, полонеза, польки и других танцев. Детей знакомят с ними на уроках музыкальной литературы, но увидеть и узнать эти ритмы в нотном тексте, осознать и исполнить их в ритмическом остинато – всё это помогает закрепить и вызвать в памяти детей ассоциативные связи ритма и стилистики танца. Эта работа укрепляет межпредметные связи.
3. Воспитательные:
- воспитание коммуникативных качеств.
Ансамблевая игра сплачивает класс, дисциплинирует, заставляет детей стараться и быть внимательными, она вызывает положительные эмоции, и, независимо от индивидуальных способностей детей, все с удовольствием принимают в ней участие.
- воспитание психологической устойчивости в ансамблевой игре:
Воспитание навыков исполнения произведения от начала до конца без остановок. Учить уверенности в исполнении своей партии, не теряться при внезапной ошибке, не останавливаться, быстро подхватывать свою партию, удерживать единый темп. Воспитание самообладания во время исполнения.
- воспитание уважения и любви к отечественной музыкальной культуре.
В рецензии на данный сборник профессор Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова Л.А.Купец отметила, что «… пособие развивает сразу два перспективных и актуальных направления современной музыкальной педагогики: …это воспитание темброво-ритмического слуха, столь необходимого для любого музыканта начала 21 века, и - …расширение слуховой исторической лексики путём включения произведений как основоположника профессиональной русской композиторской школы М.И.Глинки, так и его современников, т. е. фактически создание у учащихся музыкального тезауруса эпохи первой половины 19 века.
Пособие мыслится как занимательная коллективная игра – вместе с тем имеющая прописанное индивидуальное задание для каждого играющего, прекрасно учитывает и возрастную психологию, и музыкальные возможности младших школьников».
В сборнике представлены партитуры 17 произведений.
К данной работе прилагается содержание пособия и несколько оркестровок.