Методический семинар: Формирование вокально-хоровых навыков в процессе изучения якутского фольклора у детей младшего школьного возраста
Методический семинар: Формирование вокально-хоровых навыков в процессе изучения якутского фольклора у детей младшего школьного возраста
Экспериментально-диагностическая работа учителя музыки Максимовой Н.В. на тему Формирование вокально-хоровых навыков в процессе изучения якутского фольклора у детей младшего школьного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический семинар: Формирование вокально-хоровых навыков в процессе изучения якутского фольклора у детей младшего школьного возраста»
Методический семинар:"Формирование вокально-хоровых навыков в процессе изучения якутского фольклора у детей младшего школьного возраста"
Работа Максимовой Ньургуйаны Викторовны учителя музыки МБОУ «Чакырская СОШ»
Амгинского улуса РС (Я)
Актуальность темы исследования обусловлена:
недостаточностью основательного изучения методики использования якутского песенного фольклора в процессе формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста;
важностью использования якутских народных песен, содержащих богатый идейно-художественный потенциал, для формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста;
значимостью изучения якутского песенного фольклора в музыкально-педагогическом аспекте, то есть возможностью использовать новые методы и приемы, формы воспитания и обучения в формировании певческих навыков у детей.
Объект исследования : процесс изучения якутского фольклора на уроках музыки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявление эффективности разработанного цикла уроков музыки с использованием якутского фольклора как средство формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме;
разработать систему уроков музыки по формированию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста;
провести опытно–экспериментальную работу с использованием системы уроков музыки по формированию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе изучения якутского фольклора;
провести сравнительный анализ результатов исследования по формированию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки в процессе изучения якутского фольклора.
Гипотеза исследования: формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста при изучении якутского фольклора будет наиболее эффективно, если в учебном процессе использовать специальные вокальные упражнения и приемы вокально-хоровой работы с якутскими народными песнями.
Психолого-физиологические особенности формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста
Формирование и развитие вокально-хоровых способностей
Формирование и развитие вокально-хоровых навыков
музыкально-эстетическое воспитание
формирование способности чувствовать характер, настроение музыкального произведения
вокально-техническое развитие
формирование умения вслушиваться, сравнивать и оценивать наиболее яркие музыкальные явления
творческое отношение к музыке
Якутский фольклор
Разновидности якутских народных песен и способы их исполнения (Г.У.Эргис)
Жанры народных песен
Пояснения
олоҥхо ырыата
эпическое пение
хабарҕа ырыата
особый способ горлового пения с закрытым ртом
дьиэрэтии ырыа
протяжная песня
дэгэрэн ырыа
чыычаах ырыата
частая песня, поющая речитативом без фиоритур, с четким ритмом
пение пташек
Тематика традиционных песен
песни о природе и родном крае
песни о любви, браке и семейной жизни
песни о труде и быте
песни и поэмы с социальным протестом против гнета и несправедливости
Методы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста с использованием якутского фольклора на уроках музыки
Авторская методика А.С.Федорова «Уhуйуу».
Упражнения на воспроизведение звука "дом".
Постановка дыхания "таба тыыныы".
Упражнения на подготовку голосового аппарата с использованием типа брюшного дыхания
Упражнения на постановку голоса с использованием особого звукоизвеления "кылысах"
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗУЧЕНИЕМ ЯКУТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чакырская средняя общеобразовательная школа" с. Чакыр-2, Амгинского улуса (района), учащиеся 2 класса.
Количество участников : 20 детей (10 – экспериментальная группа; 10 – контрольная группа)
Диагностируемый материал: методика В.П.Анисимова
Параметры исследования:
развитие звуковысотного чувства;
развитие ладово-гармонического чувства;
развитие произвольных слухомоторных представлений
Критерии: высокий, средний, низкий
Выявление уровня развития вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические данные учащихся экспериментальной группы
Уровень/
Развитие звуковысотного чувства
Компоненты
Высокий
2
Средний
Развитие ладово-гармонического
Низкий
Развитие произвольных слухомоторных представлений
чувства
3
2
5
0
3
5
5
5
Диагностические данные учащихся контрольной группы
Уровень
Высокий
Развития звуковысотного чувства
/Компоненты
Развития ладово-гармонического
Средний
3
Развития произвольных слухомоторных представлений
Низкий
чувства
2
1
5
3
1
6
4
5
Сравнительные показатели развития уровня вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе
Уровень
Высокий
Экспериментальная группа
Контрольная группа
17%
Средний
13%
Низкий
30%
37%
53%
50%
Репертуар
песня "Сайын" (Лето)
песня "Кымыс ырыата"
песня "Саадьаҕай оҕус"
Упражнения
на воспроизведение звука "Дом";
постановку дыхания "Таба тыыныы"
на разогревание голосовых связок "Күөмэй угуттааһына"
работа язычком "Тылчааны хамсатыы"
упражнения на извлечение гортанного призвука "Кылыһах".
Цикл уроков по формированию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе изучения якутского фольклора на уроках музыки
Сравнительный анализ результатов исследования по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе изучения якутского фольклора
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Вывод:
Развитие вокально-хоровых навыков хорового пения проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.