kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая культура преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация   для преподавателей дши для родительских собраний

Просмотр содержимого документа
«Методическая культура преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ»

Методическая культура преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ

Методическая культура

преподавателя

музыкально-теоретических дисциплин

ДМШ и ДШИ

Методическая культура    преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ  – это интегративное качество личности педагога, характеризующее способность к решению профессиональных задач  в сфере теории музыки, самосовершенствованию  и рефлексии, созданию продуктивных отношений  с учащимися, основанных на индивидуально-личностных особенностях и свойствах личности.

Методическая культура   преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ  – это интегративное качество личности педагога, характеризующее способность к решению профессиональных задач в сфере теории музыки, самосовершенствованию и рефлексии, созданию продуктивных отношений с учащимися, основанных на индивидуально-личностных особенностях и свойствах личности.

Методическая культура  преподавателя музыкально-теоретических дисциплин является важнейшим элементом педагогической культуры  и формируется на базе как педагогической, так и общей культуры, а также на базе овладения системой знаний, в частности:  - научно-теоретических основ музыкознания;  - основ психолого-педагогической науки;  - методики преподавания музыкально-теоретических  и музыкально-исторических дисциплин;  - современных технологий обучения;  - основных социальных запросов и требований общества к образованию.

Методическая культура преподавателя музыкально-теоретических дисциплин является важнейшим элементом педагогической культуры и формируется на базе как педагогической, так и общей культуры, а также на базе овладения системой знаний, в частности: - научно-теоретических основ музыкознания; - основ психолого-педагогической науки; - методики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин; - современных технологий обучения; - основных социальных запросов и требований общества к образованию.

Преподаватель может овладеть высоким уровнем методической культуры только в том случае,  если ему свойственны  такие качества личности, как  творческая самостоятельность, самоорганизация ,  а также соответствующие способности – дидактические, организационно-аналитические  и личностные.

Преподаватель может овладеть высоким уровнем методической культуры только в том случае, если ему свойственны такие качества личности, как творческая самостоятельность, самоорганизация , а также соответствующие способности – дидактические, организационно-аналитические и личностные.

Основные составляющие методической культуры преподавателя:  - знания в области музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, опора на специальную и методическую литературу;  - правильное составление учебно-методической документации  (рабочих программ, тематического и поурочного планирования,  методических рекомендаций);  - знание системы методов и приемов обучения,  всей совокупности средств обучения;    - формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков,  научного мировоззрения;  - развитие у учащихся познавательного интереса, способностей, воли, эмоций, речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия;  - общее представление о современных психолого-педагогических концепциях обучения, освоение передового педагогического опыта,  инновационных технологий;  - обладание педагогическим тактом;  объективность в оценке знаний, умений и навыков учащихся;  - обеспечение индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Основные составляющие методической культуры преподавателя: - знания в области музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, опора на специальную и методическую литературу; - правильное составление учебно-методической документации (рабочих программ, тематического и поурочного планирования, методических рекомендаций); - знание системы методов и приемов обучения, всей совокупности средств обучения;   - формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков, научного мировоззрения; - развитие у учащихся познавательного интереса, способностей, воли, эмоций, речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия; - общее представление о современных психолого-педагогических концепциях обучения, освоение передового педагогического опыта, инновационных технологий; - обладание педагогическим тактом; объективность в оценке знаний, умений и навыков учащихся; - обеспечение индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Методическая культура –  это еще и мастерство, искусство,  обусловленное индивидуальностью педагога,  умением формировать и развивать знания,  заинтересовать учащихся наукой.  Система психолого-педагогических знаний является составляющий профессиональной компетентности.  В то же время они выступают основой научно-методической компетентности. Не останавливаясь на всем комплексе психолого-педагогических знаний, выделенных в отечественной литературе, остановимся на тех из них, которые служат основой методической компетентности:  - постановка педагогических целей и задач;  - выбор и применение средств воздействия на учащихся;  - педагогический самоанализ.

Методическая культура – это еще и мастерство, искусство, обусловленное индивидуальностью педагога, умением формировать и развивать знания, заинтересовать учащихся наукой. Система психолого-педагогических знаний является составляющий профессиональной компетентности. В то же время они выступают основой научно-методической компетентности. Не останавливаясь на всем комплексе психолого-педагогических знаний, выделенных в отечественной литературе, остановимся на тех из них, которые служат основой методической компетентности: - постановка педагогических целей и задач; - выбор и применение средств воздействия на учащихся; - педагогический самоанализ.

Психолого-педагогические знания являются  теоретической основой высокого профессионализма.  В современной литературе система этих знаний рассматривалась рядом исследователей, в числе которых О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Ю.Н. Кулюткин, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.  Психолого-педагогические знания необходимы для осуществления преподавательской деятельности.

Психолого-педагогические знания являются теоретической основой высокого профессионализма. В современной литературе система этих знаний рассматривалась рядом исследователей, в числе которых О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Ю.Н. Кулюткин, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др. Психолого-педагогические знания необходимы для осуществления преподавательской деятельности.

Методическая компетентность преподавателя  состоит в том, чтобы не упускать общих педагогических задач и умело конкретизировать их в зависимости от условий.  Кроме того, он имеет дело с педагогическими задачами, направленными на разные стороны психического развития учащихся  (обучающие, развивающие, воспитательные).

Методическая компетентность преподавателя состоит в том, чтобы не упускать общих педагогических задач и умело конкретизировать их в зависимости от условий. Кроме того, он имеет дело с педагогическими задачами, направленными на разные стороны психического развития учащихся (обучающие, развивающие, воспитательные).

Стремление к постоянному и конструктивному самоанализу, самооцениванию  характеризует зрелую личность преподавателя. Рефлексия является важнейшим фактором развития педагогической культуры,  поэтому она рассматривается как компонент  не только общепедагогической,  но и методической компетентности.

Стремление к постоянному и конструктивному самоанализу, самооцениванию характеризует зрелую личность преподавателя. Рефлексия является важнейшим фактором развития педагогической культуры, поэтому она рассматривается как компонент не только общепедагогической, но и методической компетентности.

Что касается собственно методических знаний,  то их совокупность может быть представлена следующими компонентами:  - общеметодические знания;  - частно-методические знания .

Что касается собственно методических знаний, то их совокупность может быть представлена следующими компонентами: - общеметодические знания; - частно-методические знания .

Общеметодические знания включают:  - знание истории возникновения  и развития учебной дисциплины;  - знание основополагающих идей и принципов преподаваемой учебной дисциплины;  - знание целей и задач преподаваемой дисциплины;  - знание основных дидактических принципов в методике преподавания данной учебной дисциплины  и их взаимосвязь;  - знание содержания учебной дисциплины  и его общей структуры;  - знание характера междисциплинарных связей  и способов их реализации;  - знание системы методов обучения  и их связи со средствами обучения.

Общеметодические знания включают: - знание истории возникновения и развития учебной дисциплины; - знание основополагающих идей и принципов преподаваемой учебной дисциплины; - знание целей и задач преподаваемой дисциплины; - знание основных дидактических принципов в методике преподавания данной учебной дисциплины и их взаимосвязь; - знание содержания учебной дисциплины и его общей структуры; - знание характера междисциплинарных связей и способов их реализации; - знание системы методов обучения и их связи со средствами обучения.

Частно-методические знания  можно сгруппировать следующим способом:   - знания, связанные с подготовкой к учебному году (компетентный анализ содержания программ,  учебников и учебных пособий;  упорядочение материальной базы обучения;  изучение учащихся; перспективное планирование);  - знания, связанные с подготовкой к изучению темы  (анализ логической структуры темы; конкретизация задач;  выбор типа обучения; отбор методов обучения;  разработка системы учебных занятий;  отбор обязательной и дополнительной литературы;  составление тематического плана;

Частно-методические знания можно сгруппировать следующим способом: - знания, связанные с подготовкой к учебному году (компетентный анализ содержания программ, учебников и учебных пособий; упорядочение материальной базы обучения; изучение учащихся; перспективное планирование); - знания, связанные с подготовкой к изучению темы (анализ логической структуры темы; конкретизация задач; выбор типа обучения; отбор методов обучения; разработка системы учебных занятий; отбор обязательной и дополнительной литературы; составление тематического плана;

- знания, связанные с подготовкой к конкретному занятию (требования к подготовке урока, лекции и т.п.); общедидактические требования;  методические требования;  способы формулирования цели и задач;  отбор и переработка содержания;  разработка структуры и методики занятия;  организация восприятия и первичного осмысления учебного материала;  - организация глубокого осмысления и запоминания учебного материала; формирование умений;  проверка знаний и умений;  разработка заданий для самостоятельной работы; составление плана занятия.

- знания, связанные с подготовкой к конкретному занятию (требования к подготовке урока, лекции и т.п.); общедидактические требования; методические требования; способы формулирования цели и задач; отбор и переработка содержания; разработка структуры и методики занятия; организация восприятия и первичного осмысления учебного материала; - организация глубокого осмысления и запоминания учебного материала; формирование умений; проверка знаний и умений; разработка заданий для самостоятельной работы; составление плана занятия.

Основные виды   методической деятельности:  самообразование,  методическое исследование,  описание и обобщение передового опыта, создание методической продукции,  обучение педагогических кадров,  методическое руководство,  методическая помощь,  методическая коррекция.

Основные виды методической деятельности: самообразование, методическое исследование, описание и обобщение передового опыта, создание методической продукции, обучение педагогических кадров, методическое руководство, методическая помощь, методическая коррекция.

Продукты (результаты) методической деятельности:  методически переработанный,  отобранный учебный материал  в различных формах представления информации;  пути решения творческих задач;  приемы, методы обучения;  методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы;  обучающие программы и т.д.

Продукты (результаты) методической деятельности: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; пути решения творческих задач; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д.

Характеристики массовых форм методической работы:  педагогические чтения;  научно-практические конференции; инструктивно-методические совещания; школы передового педагогического опыта.

Характеристики массовых форм методической работы: педагогические чтения; научно-практические конференции; инструктивно-методические совещания; школы передового педагогического опыта.

акцентирует внимание  на результатах образования, понимаемых не только как объем усвоенной информации ,  но и как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

акцентирует внимание на результатах образования, понимаемых не только как объем усвоенной информации , но и как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Список использованной литературы:  1. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пос. / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2002. – 272 с.  2. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании  (к освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. –№ 11. – С. 3-13.  3. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: учебное пособие / А.С. Белкин, В.В.Нестеров. – Екатеринбург: Учебная книга, 2003. – 188 с.  4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2004. – 208 с.  5. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-12.  6. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя ВУЗа: монография. – М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. – 324 с.   

Список использованной литературы: 1. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пос. / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2002. – 272 с. 2. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. –№ 11. – С. 3-13. 3. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: учебное пособие / А.С. Белкин, В.В.Нестеров. – Екатеринбург: Учебная книга, 2003. – 188 с. 4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2004. – 208 с. 5. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-12. 6. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя ВУЗа: монография. – М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. – 324 с.  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая культура преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ

Автор: Глуменко Надежда Гурьяновна

Дата: 12.10.2020

Номер свидетельства: 559768

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства