Просмотр содержимого документа
«Методическая культура преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ»
Методическая культура
преподавателя
музыкально-теоретических дисциплин
ДМШ и ДШИ
Методическая культура преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ – это интегративное качество личности педагога, характеризующее способность к решению профессиональных задач в сфере теории музыки, самосовершенствованию и рефлексии, созданию продуктивных отношений с учащимися, основанных на индивидуально-личностных особенностях и свойствах личности.
Методическая культурапреподавателя музыкально-теоретических дисциплин является важнейшим элементом педагогической культуры и формируется на базе как педагогической, так и общей культуры, а также на базе овладения системой знаний, в частности: - научно-теоретических основ музыкознания; - основ психолого-педагогической науки; - методики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин; - современных технологий обучения; - основных социальных запросов и требований общества к образованию.
Преподаватель может овладеть высоким уровнем методической культуры только в том случае, если ему свойственны такие качества личности, как творческая самостоятельность, самоорганизация , а также соответствующие способности – дидактические, организационно-аналитические и личностные.
Основные составляющие методической культуры преподавателя: - знания в области музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, опора на специальную и методическую литературу; - правильное составление учебно-методической документации (рабочих программ, тематического и поурочного планирования, методических рекомендаций); - знание системы методов и приемов обучения, всей совокупности средств обучения; - формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков, научного мировоззрения; - развитие у учащихся познавательного интереса, способностей, воли, эмоций, речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия; - общее представление о современных психолого-педагогических концепциях обучения, освоение передового педагогического опыта, инновационных технологий; - обладание педагогическим тактом; объективность в оценке знаний, умений и навыков учащихся; - обеспечение индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
Методическая культура – это еще и мастерство, искусство, обусловленное индивидуальностью педагога, умением формировать и развивать знания, заинтересовать учащихся наукой. Система психолого-педагогических знаний является составляющий профессиональной компетентности. В то же время они выступают основой научно-методической компетентности. Не останавливаясь на всем комплексе психолого-педагогических знаний, выделенных в отечественной литературе, остановимся на тех из них, которые служат основой методической компетентности: - постановка педагогических целей и задач; - выбор и применение средств воздействия на учащихся; - педагогический самоанализ.
Психолого-педагогические знания являются теоретической основой высокого профессионализма. В современной литературе система этих знаний рассматривалась рядом исследователей, в числе которых О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Ю.Н. Кулюткин, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др. Психолого-педагогические знания необходимы для осуществления преподавательской деятельности.
Методическая компетентность преподавателя состоит в том, чтобы не упускать общих педагогических задач и умело конкретизировать их в зависимости от условий. Кроме того, он имеет дело с педагогическими задачами, направленными на разные стороны психического развития учащихся (обучающие, развивающие, воспитательные).
Стремление к постоянному и конструктивному самоанализу, самооцениванию характеризует зрелую личность преподавателя. Рефлексия является важнейшим фактором развития педагогической культуры, поэтому она рассматривается как компонент не только общепедагогической, но и методической компетентности.
Что касается собственно методических знаний, то их совокупность может быть представлена следующими компонентами: - общеметодические знания; - частно-методические знания .
Общеметодические знания включают: - знание истории возникновения и развития учебной дисциплины; - знание основополагающих идей и принципов преподаваемой учебной дисциплины; - знание целей и задач преподаваемой дисциплины; - знание основных дидактических принципов в методике преподавания данной учебной дисциплины и их взаимосвязь; - знание содержания учебной дисциплины и его общей структуры; - знание характера междисциплинарных связей и способов их реализации; - знание системы методов обучения и их связи со средствами обучения.
Частно-методические знания можно сгруппировать следующим способом: - знания, связанные с подготовкой к учебному году (компетентный анализ содержания программ, учебников и учебных пособий; упорядочение материальной базы обучения; изучение учащихся; перспективное планирование); - знания, связанные с подготовкой к изучению темы (анализ логической структуры темы; конкретизация задач; выбор типа обучения; отбор методов обучения; разработка системы учебных занятий; отбор обязательной и дополнительной литературы; составление тематического плана;
- знания, связанные с подготовкой к конкретному занятию (требования к подготовке урока, лекции и т.п.); общедидактические требования; методические требования; способы формулирования цели и задач; отбор и переработка содержания; разработка структуры и методики занятия; организация восприятия и первичного осмысления учебного материала; - организация глубокого осмысления и запоминания учебного материала; формирование умений; проверка знаний и умений; разработка заданий для самостоятельной работы; составление плана занятия.
Основныевидыметодической деятельности: самообразование, методическое исследование, описание и обобщение передового опыта, создание методической продукции, обучение педагогических кадров, методическое руководство, методическая помощь, методическая коррекция.
Продукты(результаты) методической деятельности: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; пути решения творческих задач; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д.
Характеристики массовых форм методической работы: педагогические чтения; научно-практические конференции; инструктивно-методические совещания; школы передового педагогического опыта.
акцентирует внимание на результатах образования, понимаемых не только как объем усвоенной информации , но и как способность человека действовать в различныхпроблемных ситуациях.
Список использованной литературы: 1. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пос. / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2002. – 272 с. 2. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. –№ 11. – С. 3-13. 3. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: учебное пособие / А.С. Белкин, В.В.Нестеров. – Екатеринбург: Учебная книга, 2003. – 188 с. 4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2004. – 208 с. 5. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-12. 6. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя ВУЗа: монография. – М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. – 324 с.