Просмотр содержимого документа
«МБОУ " Малодербетовская СОШ №2"»
Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории.
Образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом.
Былина - от слова «быль», другое название былины - старина
Боевой наряд война русской дружины в Древней Руси
Композиционную основу многих былин составляет антитеза
«Илья Муромец и Калин-царь»
«Алёша Попович и Тугарин»
«Добрыня Никитич и Змей»
Певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей.
Композиция былин
зачин
завязка действия
развитие действия
кульминация
развязка
В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия , или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы
Из того ли из города из Муромля,
Из того ли да с села Карачирова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Стольный град Древней Руси
Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво.
В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения.
Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.
В поэтический стиль былины включались повторения слов:
черным-черно,
много-множество,
крепко-накрепко,
скорым-скоро
и синонимы:
злодей-разбойник,
путь-дорога,
драться-ратиться,
дани-пошлины
Микула Селянинович
и Вольга Всеславьевич
Важная особенность былины:изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха)
Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов.
Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин)
Илья Муромец
и Идолище Поганое
Гипербола – главный художественный приём в былине
Гиперболы использовались
для изображения
несметного вражеского войска
силы богатыря
устрашающего крика врага
необычайной битвы;
для развенчания врагов
Алёша Попович и Тугарин
Добрыня Никитич и Змей
Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине
Чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные