III. Усвоение новых знаний и способов действий IV. Реализация Построенного проекта V. Первичное закрепление во внешней речи. VI. Включение в систему знаний и повторение VII.Рефлексия Учебной деятельности. | Послушайте вначале стихотворение Е. Новичихина «Цвета радуги»: Радуга устроена, как пирог слоенный: Красный слой, оранжевый. Жёлтый и зелёный, Голубой и синий, Рядом с фиолетовым… Семь цветов у радуги- Надо знать про это вам! 2)Работа учащихся в группах с таблицей. 3)Проверяем таблицу: какому цвету, какие эмоции соответствуют Цвета радуги | стихи | Синонимы из словаря эстетических эмоций | Звук (нота) | Красный | В огороде, как костёр, вспыхнул красный помидор. Вслед за ним пример беря, стало красной и заря. Цвет свой радуге отдали и гвоздика и пион. Красный цвет - в её начале самый-самый первый он | Победно, весело | | Оранжевый | В руке у меня –апельсин, оранжевой Африки сын. Всегда он считает за честь, что цвет его в радуге есть. | Затейливо, ласково | | Жёлтый | Жёлтое солнце и жёлтый песок. Жадно я пью апельсиновый сок. В знойном дыхании летней поры жёлтые даже глаза у жары | шаловливо | | Зелёный | Смотри : на лугу зеленеет трава. В лесу зеленеет опушка. В зелёном болоте - «ква-ква» да «ква-ква»-зелёная очень лягушка… | бодро | | Голубой | Голубое небо, голубое море, ветерок играет голубой волною, а на горизонте в голубом просторе целый день маячить парус голубой. | задумчиво | | Синий | Смотрит в небо синий василёк, радости не пряча, не тая: -в этом мире я не одинок! В радуге есть синева моя! | Ликующе | | фиолетовый | Фиолетовыми тучами тяжёлыми дождь пролился на луга и на поля. Он прошёл. И вдруг фиалками веселыми засветилась, как улыбками земля. Это радуга прислала нам привет- свой седьмой, свой фиолетовый букет. | благородно | | Вопрос: -какого цвета получилось ваши ноты? (обучающиеся озвучивают результаты своей работы в таблице), ребята давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»: Какого цвета нота до? Ей больше всех идёт бордо. В бордовом платьице она Всем больше во сто крат слышна. У нотки Ре наряд речной, Он синевато – голубой. Журчит она как ручеек, То низок тон, а то высок. У ноты Ми вуаль полей, Зеленый цвет сверкает в ней. Ми как волшебная волна, Несёт всем людям мир она. Фа обожает фиолет, Заката солнечного цвет. Жаль только, Фа слегка грустна, Но любит погрустить она. Соль, словно солнца яркий луч, Который светит из-за туч. В наряде жёлто- золотом Приносит нотка радость и дом. А нотка ласковая Ля, Как разноцветная земля. В ней красочный букет полей, Нет нотки этой красивей. Си- неба синего краса, В её наряде небеса, В её звучании полет, В высь нотка это нас зовёт. Все нотки- жители страны, Где звуки с красками дружны. В стране неповторимой этой Любого встретит море цвета. Вопрос: какой же можно делать вывод? Сл.№6 Ответ: ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки. 1)существует такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте в этом убедимся. Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет,… а вот чей вам нужно узнать. Кто это: обычные люди, наши современники, или персонажи сказки? Слушание: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского Наводящие вопросы перед слушанием: В каком характере звучит музыка? О ком она рассказывает? Какой характер у этого незнакомца? Сл.№ Обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки: Вопрос : какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки.
ТАИНСТВЕННО, ЗЛО, РЕЗКО, ЛАСКОВО, ГРОЗНО, МЯГКО, СТРЕМИТЕЛЬНО. Сл.№ Вопрос: Чей же портрет рисует нам эта музыка? Ответ: портрет Бабы-Яги. Действительно, это Баба-Яга. Посмотрите, как её изобразил известный художник Иван Билибин. В образе Бабы-Яги ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает Вопрос : какой же можно сделать вывод? Ответ: ВЫВОД: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка. Физкультминутка «Солнышко». Давайте немного отдохнём, посмотрим клип и потанцуем под музыку. А есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. Перед вами пейзаж художника И. Айвазовского «Чёрное море». С какой музыкой ассоциируется слайд картина И. Айвазовского? Вопросы: -какие краски он использовал? -какое настроение в нём художник? -какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину? Ответы детей. Предлагаю послушать вам музыку, которую сочинил французский композитор Дебюсси, когда увидел море перед штормом, а заодно и проверим ваши предложения. Сл.№9 СЛУШАНИЕ: Пьеса «море» Дебюсси. Вопрос: -Созвучна ли пьеса с пейзажем и верны ли ваши предложения? (ответы детей). Вывод: Есть такие живописные полотна, в которых усиленно музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись. Художники, так же как и композиторы, тонко чувствуют, и свои размышления о жизни человека и величии природы передают художественным полотнам. 1)на уроках 3-й четверти вы убедитесь в том, насколько сильно взаимосвязаны эти два вида искусства живопись и музыка. Многие понятие из области живописи вошли в музыку и наоборот. 2)Предлагаем вам заполнить таблицу и провести соответствие между музыкальными понятиями и живописными. 3)Учащиеся обсуждают задание в группах, а заполняют таблицу на доске. В таблице изначально даны понятия в одном из видов искусства. Рядом с таблицей находятся карточки с недостающими понятиями из них выбирают нужные и заносят в таблицу. О связи музыки и живописи сложено немало песен, одну из них мы начали учить на прошлом уроке «Мир, который нужен мне». Давайте её споём. Но прежде ответьте на вопрос: Что будет если соединить много рисунков и музыку? Ответ: Получится клип. Верно. Сейчас мы будем смотреть клип, и петь замечательную песню. Исполнение песни А.Ермолова «Мир, который нужен мне». 4)Работа с учебником Ребята, откройте разворот учебника стр.76-77, где представлены произведения художником: Р.Туньер «Камерное трио эпохи барокко», О.Ренуар «Большой канал в Венеции», В.Ермилов «Гитара». Вопрос: Можно ли эти картинны, назвать звучащими? Ответ: Да, можно. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений и определите, какой из них подходит к этим картинам. (Звучат П.И.Чайковского «Баркарола», Дедюля «Ветер», И.С.Баха «Шутка» из сюиты №2) Мы вновь убедились, что картины бывают звучащими, а музыка – живописной. Прочитайте следующие высказывания известных художников и музыкантов и определите, какое из них лучше всего отражает тему сегодняшнего урока . Сл.№16 Ответ: «Музыка – сестра живописи» Леонардо да Винчи. Вопрос : Молодцы, ребята, вы замечательно работали сегодня на уроке . давайте еще раз скажем какую проблему мы решили сегодня на уроке? Отвеет: Что роднит музыку с изобразительным искусством? И музыка и живопись могут создавать картины. Музыка – с помощью звука, а живопись – цветом. Д.З. Попробуйте дома подобрать примеры «Музыкальной живописи» и «Живописной музыки », чтобы продемонстрировать на след. уроке своим одноклассникам. Урок окончен. Желаю успехов. | Регулятивные: Целеполагание как постановка Учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Общеучебные: Знаково-символические моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные: Обще учебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели: умение осознанно и произвольно строит речевое высказывание; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: Управление поведением партнёра; Умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; , коррекция. Познавательные: обще учебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание: Познавательные: Общенаучные : умение структурировать знания ; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать мысли. Регулятивные: волевая саморегуляцияя ; оценка – выделения и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |