kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Личностно-творческое развитие старших дошкольников в условиях нулевого класса ДШИ (специнструмент)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрывается сущность творческих способностей и особенности личностно - творческого развития старших дошкольников в нулевом классе ДШИ, роль музыкально - игровой деятельности образовательного процесса в нулевом классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Личностно-творческое развитие старших дошкольников в условиях нулевого класса ДШИ (специнструмент)"»

Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7  Инвариантный блок  «Формирование профессиональных компетенций работников образования»  Тема работы:  «ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ  НУЛЕВОГО КЛАССА ДШИ (СПЕЦИНСТРУМЕНТ)» Работу выполнила: педагог дополнительного образования Олешкевич Т.В.  САМАРА 2012 г.

Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7 

Инвариантный блок «Формирование профессиональных компетенций работников образования» Тема работы: «ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ НУЛЕВОГО КЛАССА ДШИ (СПЕЦИНСТРУМЕНТ)»

Работу выполнила: педагог дополнительного образования Олешкевич Т.В. 

САМАРА 2012 г.

Актуальность исследования Личностно-творческое развитие старших дошкольников в нулевом классе ДШИ (специнструмент).

Актуальность исследования

Личностно-творческое развитие

старших дошкольников в нулевом классе ДШИ (специнструмент).

  • Формирует:
  • эмоциональную сферу старших дошкольников;
  • их музыкальную культуру;
  • музыкально-эстетическое сознание.
  • Совершенствует их мышление.
  • Делает старших дошкольников чутким к красоте в искусстве и жизни.
Цель исследования:  выявить влияние урока по специнструменту на личностно-творческое развитие старшего дошкольника в нулевом классе ДШИ. Задачи исследования: формирование начальных ЗУМ в объёме нулевого класса (специнструмент); развитие творческого воображения детей, их природной музыкальности, способности детей к различным проявлениям творчества в музыкальной деятельности; формирование музыкальной культуры и эстетического сознания старших дошкольников.

Цель исследования:

выявить влияние урока по специнструменту на личностно-творческое развитие старшего дошкольника в нулевом классе ДШИ.

Задачи исследования:

  • формирование начальных ЗУМ в объёме нулевого класса (специнструмент);
  • развитие творческого воображения детей, их природной музыкальности, способности детей к различным проявлениям творчества в музыкальной деятельности;
  • формирование музыкальной культуры и эстетического сознания старших дошкольников.

Научный аппарат исследования  Объект исследования : личностно-творческое развитие старших дошкольников в нулевом классе ДШИ (специнструмент). Предмет исследования : особенности личностно- творческого развития старших дошкольников в нулевом классе ДШИ (специнструмент).

Научный аппарат исследования

Объект исследования : личностно-творческое развитие старших дошкольников в нулевом классе ДШИ (специнструмент).

Предмет исследования : особенности личностно-

творческого развития старших дошкольников в нулевом классе ДШИ (специнструмент).

Сущность творческих способностей  Творческие способности – это индивидуальные  качества человека, которые определяют успешность  творческой деятельности.   Творческая способность – это способность человека к  творчеству.   Творчество – деятельность, порождающая нечто новое,  никогда раньше не бывшее.   Творчество, как деятельность, характеризуется  неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Сущность творческих способностей

  • Творческие способности – это индивидуальные

качества человека, которые определяют успешность

творческой деятельности.

  • Творческая способность – это способность человека к

творчеству.

  • Творчество – деятельность, порождающая нечто новое,

никогда раньше не бывшее.

  • Творчество, как деятельность, характеризуется

неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Психофизиологические особенности старших дошкольников

Психофизиологические особенности старших дошкольников

Психологический портрет старшего дошкольника:  прогрессирует внимание;  память переходит от не произвольной к  произвольной, запоминание становится  опосредованным, развивается непосредственная и  механическая память;  воображение из репродуктивного превращается в  творческое;

Психологический портрет старшего дошкольника:

  • прогрессирует внимание;

  • память переходит от не произвольной к

произвольной, запоминание становится

опосредованным, развивается непосредственная и

механическая память;

  • воображение из репродуктивного превращается в

творческое;

  • развивается словесно-логическое мышление.
Это обобщённое представление человека о самом себе  Я  концепция Образ Я Самооценка     Это личностное суждение ребёнка о собственной  ценности       Динамическое образование, на которое влияют контакты со «значимыми людьми»

Это обобщённое представление

человека о самом себе

Я

концепция

Образ Я

Самооценка

Это личностное суждение

ребёнка о собственной

ценности

Динамическое образование,

на которое влияют контакты

со «значимыми людьми»

Я - концепция Я нравлюсь Я способен (способности) Я нужен Я могу (воля, характер) Я творю Я знаю Я управляю Я владею

Я - концепция

Я нравлюсь

Я способен (способности)

Я нужен

Я могу (воля, характер)

Я творю

Я знаю

Я управляю

Я владею

Личностно-творческое развитие старших дошкольников  в нулевом классе ДШИ опирается на соблюдение следующих принципов:   Принцип беглости мышления осуществляется по методу «мозгового штурма»  Принцип благоприятного климата  как поддержка благоприятной среды на уроке    Принцип сотрудничества и кооперации позволяет выполнить  отдельные задания в паре и индивидуально Принцип  неоцениваемой деятельности предоставляет каждому ребёнку делать ошибки

Личностно-творческое развитие старших дошкольников

в нулевом классе ДШИ опирается на соблюдение

следующих принципов:

Принцип беглости

мышления

осуществляется по

методу

«мозгового штурма»

Принцип благоприятного

климата

как поддержка

благоприятной среды

на уроке

Принцип сотрудничества

и кооперации

позволяет выполнить

отдельные задания

в паре и индивидуально

Принцип

неоцениваемой

деятельности

предоставляет

каждому ребёнку

делать ошибки

Особенности образовательного процесса  в нулевом классе ДШИ:  учебно-познавательная детей тесно связана с игрой;  обучение старших дошкольников осуществляется в  разных формах;  обучение во всех формах и видах музыкальной  деятельности происходит при ведущей роли педагога;  особенность построения учебных заданий для старших  дошкольников определяется уровнем развития  психических  процессов (учебные задания даются педагогом  ступенями, инструкции к заданиям даются краткие и  чёткие. Используются простые предложения).

Особенности образовательного процесса

в нулевом классе ДШИ:

  • учебно-познавательная детей тесно связана с игрой;
  • обучение старших дошкольников осуществляется в

разных формах;

  • обучение во всех формах и видах музыкальной

деятельности происходит при ведущей роли педагога;

  • особенность построения учебных заданий для старших

дошкольников определяется уровнем развития

психических

процессов (учебные задания даются педагогом

ступенями, инструкции к заданиям даются краткие и

чёткие. Используются простые предложения).

Компоненты структуры процесса обучения старших дошкольников в УДО Стимулирующе - мотивационный Целевой Двухсторонний характер  процесса обучения  Контрольно-регулировочный Одновременная Содержательный Деятельность  педагога Деятельность  детей Оценочно-результативный

Компоненты структуры процесса обучения старших дошкольников в УДО

Стимулирующе

- мотивационный

Целевой

Двухсторонний характер

процесса обучения

Контрольно-регулировочный

Одновременная

Содержательный

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Оценочно-результативный

Формирование музыкальной культуры ученика  занимает одно из ведущих мест в образовательном  процессе.  Музыкальная культура дошкольника входит в  художественную культуру человека.  Воспитание музыкальной культуры в нулевом классе  ДШИ (специнструмент) осуществляется через  музыкально-исполнительскую деятельность старших  дошкольников и формирует музыкально-эстетическое  сознание учащихся.

  • Формирование музыкальной культуры ученика

занимает одно из ведущих мест в образовательном

процессе.

  • Музыкальная культура дошкольника входит в

художественную культуру человека.

  • Воспитание музыкальной культуры в нулевом классе

ДШИ (специнструмент) осуществляется через

музыкально-исполнительскую деятельность старших

дошкольников и формирует музыкально-эстетическое

сознание учащихся.

Схема 2. Музыкальная культура ребёнка Музыкальная деятельность музыкально- образовательная деятельность творчество исполнительство восприятие музыки Знания, умения. навыки Общие знания о музыке Опыт восприятия   Творческие: восприятие, выразительное исполнение, продуктивное творчество  Исполнительские:  пение, упражнения, игра на муз.инструменте  Музыкально-эстетическое сознание Эстетическая потребность, установка, интерес к музыке Эстетические эмоции Эстетическая оценка вкус

Схема 2.

Музыкальная культура ребёнка

Музыкальная деятельность

музыкально-

образовательная

деятельность

творчество

исполнительство

восприятие

музыки

Знания, умения. навыки

Общие знания

о музыке

Опыт

восприятия

Творческие:

восприятие,

выразительное

исполнение,

продуктивное

творчество

Исполнительские:

пение, упражнения,

игра на муз.инструменте

Музыкально-эстетическое

сознание

Эстетическая потребность,

установка, интерес к музыке

Эстетические эмоции

Эстетическая оценка

вкус

Задачи музыкальной игры  Коррекционные – развитие слухового, зрительно- го, тактильного восприятия, мимической мускула- туры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойство голоса (высоту, темп, ритм, динамику);  Оздоровительные – укрепление сердечно-сосуди- стой, двигательной систем, костно-мышечного ппарата; развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной; развитие «мышечного чувства», развитие  быстрой реакции;  Образовательные – формирование начальных  пианистических навыков, развитие коммуникативных способностей; формирование умственных умений и действий;  Воспитательные – воспитание музыкальной и двигательной культуры; эстетическое отношение к окружающему; Развитие чувств, эмоций высшего порядка;  Развивающие – познавательная активность, устойчивый интерес к музицированию и исполнительству; саморегуляцию  и самоконтроль; память и мышление.

Задачи

музыкальной игры

  • Коррекционные – развитие слухового, зрительно-

го, тактильного восприятия, мимической мускула-

туры, дыхательной системы, артикуляционного

аппарата, свойство голоса (высоту, темп, ритм,

динамику);

  • Оздоровительные – укрепление сердечно-сосуди-

стой, двигательной систем, костно-мышечного

ппарата; развитие моторики (общей, мелкой,

артикуляционной;

развитие «мышечного чувства», развитие

быстрой реакции;

  • Образовательные – формирование начальных

пианистических навыков, развитие коммуникативных

способностей; формирование умственных умений и

действий;

  • Воспитательные – воспитание музыкальной

и двигательной культуры; эстетическое отношение к окружающему;

Развитие чувств, эмоций высшего порядка;

  • Развивающие – познавательная активность, устойчивый

интерес к музицированию и исполнительству; саморегуляцию

и самоконтроль; память и мышление.

Формы музыкальной игры со старшими дошкольниками  в нулевом классе ДШИ (специнструмент) Игры-импровизации на инструменте Артикуляционные игры Игры с движением  Игры-забавы Речедвигательные игры Игры-песни Ритмические игры Игры-шутки Пальчиковые игры Игры-загадки

Формы музыкальной игры со старшими дошкольниками

в нулевом классе ДШИ (специнструмент)

Игры-импровизации

на инструменте

Артикуляционные

игры

Игры с движением

Игры-забавы

Речедвигательные

игры

Игры-песни

Ритмические игры

Игры-шутки

Пальчиковые игры

Игры-загадки

Заинтересованное отношение к творческому процессу выражается  в следующих показателях:  Увлечённость музыкально-игровой деятельностью на уроке фортепиано;  Степень осознания творческого замысла;  Инициатива и самостоятельность творческого поиска;  Оригинальность воплощения творческого замысла;  Адекватность творческих проявлений характеру музыкально-игрового образа;  Умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт;  Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

Заинтересованное отношение

к творческому процессу выражается

в следующих показателях:

  • Увлечённость музыкально-игровой деятельностью

на уроке фортепиано;

  • Степень осознания творческого замысла;
  • Инициатива и самостоятельность творческого поиска;
  • Оригинальность воплощения творческого замысла;
  • Адекватность творческих проявлений

характеру музыкально-игрового образа;

  • Умение привлекать к творческому процессу

музыкальный и жизненный опыт;

  • Степень законченности и художественность

воплощения творческого замысла.

Музыкально-игровая деятельность старшего дошкольника на уроке в нулевом классе ДШИ (специнструмент) Типы музыкально-игровой деятельности Воспроизводящая деятельность (игра на инструменте)   Творческая деятельность сочинение мелодии, подбор послуху мелодии, придумывание движений на предложенную музыку, ритмические импровизации    Организационные формы: игра-импровизация на музыкальном инструменте песенная и ритмическая импровизация игра с пением, игры-сказки, концерт, ансамбль, музыкально-дидактические игры, оркестр.

Музыкально-игровая деятельность старшего дошкольника на уроке в нулевом классе ДШИ (специнструмент)

Типы музыкально-игровой деятельности

Воспроизводящая

деятельность

(игра на инструменте)

Творческая деятельность

сочинение мелодии, подбор послуху мелодии,

придумывание движений на предложенную

музыку, ритмические импровизации

Организационные формы:

игра-импровизация на музыкальном инструменте

песенная и ритмическая импровизация

игра с пением, игры-сказки, концерт, ансамбль,

музыкально-дидактические игры, оркестр.

Советы педагогам и родителям:

Советы педагогам и родителям:

  • Важно создать благоприятную обстановку для развития творческих способностей ребёнка.
  • Найти слова поддержки для творческих начинаний ребёнка.
  • Нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребёнка.
  • Отнестись терпимо к «странным» идеям ребёнка и найти в них рациональное зерно.
  • Нужно терпеливо отвечать на все вопросы ребёнка.
  • Отметить важность творчество ребёнка для вас и для других.
  • Научить ребёнка уважать людей, независимо от его талантов.
  • Не бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребёнком.

Список использованных источников

1. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Академия, 2001.

2. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1994.

5. Развитие эмоционального мира детей / Под ред. Кряшевой Н.Л. – М., 2002.

6. Реан А.А. Психология детства. - С-Пб.: Прайм - Еврознак, 2008.

7. Репринцева Г.И. Игра – ключ к душе ребёнка. - М.: Форум, 2008.

8. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2009.

9. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Академия, 2001.

10. Чумичёва Р.М. ребёнок в мире культуры. - Ставрополь:

Ставропольсервисшкола, 1998.

Интернет источники

  • Ващёкина И.А. Развитие творческих способностей у старших дошкольников на
  • Ващёкина И.А. Развитие творческих способностей у старших дошкольников на

музыкальных занятиях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.superint.ru/buyphp ? id=3117

2. Колесникова Г.И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников

средствами русской народной музыки. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

www.dissercat.com/content ? id=2614

3. Соколова Н.М. Развитие творческих способностей детей.

  • музыкальных занятиях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.superint.ru/buyphp ? id=3117 2. Колесникова Г.И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.dissercat.com/content ? id=2614 3. Соколова Н.М. Развитие творческих способностей детей.

[Электронный ресурс] – Режим доступа:

Studebank.ru/view/php?id=41978 i=8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Олешкевич Татьяна Викториновна

Дата: 03.06.2017

Номер свидетельства: 420269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства