"Личностно-творческое развитие старших дошкольников в условиях нулевого класса ДШИ (специнструмент)"
"Личностно-творческое развитие старших дошкольников в условиях нулевого класса ДШИ (специнструмент)"
В работе раскрывается сущность творческих способностей и особенности личностно - творческого развития старших дошкольников в нулевом классе ДШИ, роль музыкально - игровой деятельности образовательного процесса в нулевом классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Личностно-творческое развитие старших дошкольников в условиях нулевого класса ДШИ (специнструмент)"»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7
Инвариантный блок«Формирование профессиональных компетенций работников образования»Тема работы:«ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХНУЛЕВОГО КЛАССА ДШИ (СПЕЦИНСТРУМЕНТ)»
Работу выполнила: педагог дополнительного образования Олешкевич Т.В.
САМАРА 2012 г.
Актуальность исследования
Личностно-творческое развитие
старших дошкольников в нулевом классе ДШИ (специнструмент).
Формирует:
эмоциональную сферу старших дошкольников;
их музыкальную культуру;
музыкально-эстетическое сознание.
Совершенствует их мышление.
Делает старших дошкольников чутким к красоте в искусстве и жизни.
Цель исследования:
выявить влияние урока по специнструменту на личностно-творческое развитие старшего дошкольника в нулевом классе ДШИ.
Задачи исследования:
формирование начальных ЗУМ в объёме нулевого класса (специнструмент);
развитие творческого воображения детей, их природной музыкальности, способности детей к различным проявлениям творчества в музыкальной деятельности;
формирование музыкальной культуры и эстетического сознания старших дошкольников.
Научный аппарат исследования
Объект исследования: личностно-творческое развитие старших дошкольников в нулевом классе ДШИ (специнструмент).
Предмет исследования : особенности личностно-
творческого развития старших дошкольников в нулевом классе ДШИ (специнструмент).
Сущность творческих способностей
Творческие способности – это индивидуальные
качества человека, которые определяют успешность
творческой деятельности.
Творческая способность – это способность человека к
творчеству.
Творчество – деятельность, порождающая нечто новое,
никогда раньше не бывшее.
Творчество, как деятельность, характеризуется
неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.
Психофизиологические особенности старших дошкольников
Психологический портрет старшего дошкольника:
прогрессирует внимание;
память переходит от не произвольной к
произвольной, запоминание становится
опосредованным, развивается непосредственная и
механическая память;
воображение из репродуктивного превращается в
творческое;
развивается словесно-логическое мышление.
Это обобщённое представление
человека о самом себе
Я
концепция
Образ Я
Самооценка
Это личностное суждение
ребёнка о собственной
ценности
Динамическое образование,
на которое влияют контакты
со «значимыми людьми»
Я - концепция
Я нравлюсь
Я способен (способности)
Я нужен
Я могу (воля, характер)
Я творю
Я знаю
Я управляю
Я владею
Личностно-творческое развитие старших дошкольников
в нулевом классе ДШИ опирается на соблюдение
следующих принципов:
Принцип беглости
мышления
осуществляется по
методу
«мозгового штурма»
Принцип благоприятного
климата
как поддержка
благоприятной среды
на уроке
Принцип сотрудничества
и кооперации
позволяет выполнить
отдельные задания
в паре и индивидуально
Принцип
неоцениваемой
деятельности
предоставляет
каждому ребёнку
делать ошибки
Особенности образовательного процесса
в нулевом классе ДШИ:
учебно-познавательная детей тесно связана с игрой;
обучение старших дошкольников осуществляется в
разных формах;
обучение во всех формах и видах музыкальной
деятельности происходит при ведущей роли педагога;
особенность построения учебных заданий для старших
дошкольников определяется уровнем развития
психических
процессов (учебные задания даются педагогом
ступенями, инструкции к заданиям даются краткие и
чёткие. Используются простые предложения).
Компоненты структуры процесса обучения старших дошкольников в УДО
Стимулирующе
- мотивационный
Целевой
Двухсторонний характер
процесса обучения
Контрольно-регулировочный
Одновременная
Содержательный
Деятельность
педагога
Деятельность
детей
Оценочно-результативный
Формирование музыкальной культуры ученика
занимает одно из ведущих мест в образовательном
процессе.
Музыкальная культура дошкольника входит в
художественную культуру человека.
Воспитание музыкальной культуры в нулевом классе
ДШИ (специнструмент) осуществляется через
музыкально-исполнительскую деятельность старших
дошкольников и формирует музыкально-эстетическое
сознание учащихся.
Схема 2.
Музыкальная культура ребёнка
Музыкальная деятельность
музыкально-
образовательная
деятельность
творчество
исполнительство
восприятие
музыки
Знания, умения. навыки
Общие знания
о музыке
Опыт
восприятия
Творческие:
восприятие,
выразительное
исполнение,
продуктивное
творчество
Исполнительские:
пение, упражнения,
игра на муз.инструменте
Музыкально-эстетическое
сознание
Эстетическая потребность,
установка, интерес к музыке
Эстетические эмоции
Эстетическая оценка
вкус
Задачи
музыкальной игры
Коррекционные – развитие слухового, зрительно-
го, тактильного восприятия, мимической мускула-
туры, дыхательной системы, артикуляционного
аппарата, свойство голоса (высоту, темп, ритм,
динамику);
Оздоровительные – укрепление сердечно-сосуди-
стой, двигательной систем, костно-мышечного
ппарата; развитие моторики (общей, мелкой,
артикуляционной;
развитие «мышечного чувства», развитие
быстрой реакции;
Образовательные – формирование начальных
пианистических навыков, развитие коммуникативных
способностей; формирование умственных умений и
действий;
Воспитательные – воспитание музыкальной
и двигательной культуры; эстетическое отношение к окружающему;
9. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Академия, 2001.
10. Чумичёва Р.М. ребёнок в мире культуры. - Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 1998.
Интернет источники
Ващёкина И.А. Развитие творческих способностей у старших дошкольников на
Ващёкина И.А. Развитие творческих способностей у старших дошкольников на
музыкальных занятиях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.superint.ru/buyphp ? id=3117
2. Колесникова Г.И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников
средствами русской народной музыки. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
www.dissercat.com/content?id=2614
3. Соколова Н.М. Развитие творческих способностей детей.
музыкальных занятиях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.superint.ru/buyphp ? id=3117 2. Колесникова Г.И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.dissercat.com/content?id=2614 3. Соколова Н.М. Развитие творческих способностей детей.