kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казахстанский патриотизм как педагогическая категория

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Казахстанский патриотизм – один из основополагающих конституционных принципов существования и развития Республики Казахстан (2). Казахстанский патриотизм имеет многогранное содержание, суть которого состоит в глубоком, обусловленном их генетической, исторической и правовой связью с Казахстаном, чувстве, выражающим их отношение к Казахстану как к своей Родине, уважение и любовь к которой они непосредственно проявляют в своих делах на благо ее развития и приумножения авторитета в мировом сообществе. Важным элементом Казахстанского патриотизма являются исторически ставшие традиционными дружба и взаимотерпимость, уважение особенностей и обычаев людей разных национальностей, проживающих в республике. Характерные черты казахстанского патриотизма: миролюбие граждан республики в отношении народов сопредельных стран и внешняя интеграционная политика государства Казахстан.

Просмотр содержимого документа
«Казахстанский патриотизм как педагогическая категория»

г.Алматы Алмалинский район КГУ “Гимназия” № 15 учитель Музыки

Темирова Мейрамгуль Бокенбаевна

Казахстанский патриотизм как педагогическая категория

Суверенитет и независимость Казахстана создают такие ситуации, когда, например, народы, живущие в Казахстане, кроме любви к своей культуре, языку формируют любовь к Казахстану как к своей Родине, у них вырабатывается общеказахстанская национальная гордость. Все это способствует началу новых процессов, которым требуется значительное историческое время, укрепление национального согласия и дружбы народов в республике, чтобы сформировались черты общеказахстанского патриотизма. “Сделайте Родину дорогой у людей, - предсказывал П.Гольбах, - и она получит хорошую защиту” (1).

Казахстанский патриотизм – один из основополагающих конституционных принципов существования и развития Республики Казахстан (2). Казахстанский патриотизм имеет многогранное содержание, суть которого состоит в глубоком, обусловленном их генетической, исторической и правовой связью с Казахстаном, чувстве, выражающим их отношение к Казахстану как к своей Родине, уважение и любовь к которой они непосредственно проявляют в своих делах на благо ее развития и приумножения авторитета в мировом сообществе. Важным элементом Казахстанского патриотизма являются исторически ставшие традиционными дружба и взаимотерпимость, уважение особенностей и обычаев людей разных национальностей, проживающих в республике. Характерные черты казахстанского патриотизма: миролюбие граждан республики в отношении народов сопредельных стран и внешняя интеграционная политика государства Казахстан.

“Строя свою государственность, -пишет Н.А.Назарбаев, - мы обязаны соотносить национальные ценности с универсальными, опираться на культурное многообразие нашей страны, обеспечивать ее гармоничное развитие, сближая тем самым народы, помогая им познать себя и других” (3).

Близок нам, казахстанцам, яркий, самобытный поэт и мыслитель мировой величины, какие предстает перед современным обществом великий Абай. Непреходящие истины бытия Абай доносит до сознания потомков в “Словах назидания”. “сущность человека составляет любовь, справедливость и душевность, люди не смогут обходиться без этих начал. Просто в жизни не бывает случая, когда бы не участвовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу. Таким создан всевышний нам мир” (4).

Как мы видим, главным критерием для оценки уровня своего патриотизма в прошлом и сегодня были и есть способность не переоценивать себя, проверять свою национальную идею приближением к человеческой истине, соответствием справедливости и свободе, которых достойны все народы.

Как у любого народа, стремящегося к свободе и независимости, у казахского народы были сильно развиты чувство патриотизма и этот менталитет данный народ пронес через века. Передовые представители казахского народа всегда отличались свои патриотизмом и любовью к народу. Это наблюдалось испокон веков, благодаря патриотизму выдающихся государственных деятелей 18-го Толе би, Казбек би, Айтеке би, в борьбе с джунгарским нашествием сохранена независимость и свобода Казахстана.

Глубокую любовь к казахской степи и своему народу проповедовал ученый просветитель Ч.Валиханов. Он был глубоко убежден, что народы должны заимствовать друг у друга экономические и культурные достижения. “Только истинное знание дает спасительный дух сомнения, - отмечал Ч.Валиханов, - только оно учит человека ценить жизнь и материальное благосостояние” (5). “Для нормального роста и развития народа, - доказывал он, - необходимо прежде всего свобода и знание” (6).

Интересно и современно звучат мысли И.Алтынсарина о существовании определенного духовного родства между казахским и русским народом. И.Алтынсарин был выдающимся казахским педагогом, поэтом и просветителем. Современники справедливо писали об И.Алтынсарине, что он полон “любви к своему бедному народу”. Об этом свидетельствует произведения просветителя, в которых он выступал против несправедливости, притеснения, беззакония.

Выдающийся казахский просветитель мыслитель А.Кунанбаев занимает особое место в духовной жизни Казахстана. Это объясняется тем, что Абай был гениальным поэтом, родоначальником письменной казахской литературы, создателем литературного казахского языка, является крупной фигурой в истории культуры, проповедником патриотизма и дружбы народов.

Абай считал, что казахи должны иметь свою национальную гордость. Его суждение в “Двадцать первом слове” назиданий пронизаны идеями глубокого патриотизма и демократизма. Он считает, что “гордость бывает двоякого характера. Одна вытекает из намерения человека держать себя достойно, другая из хвастовства. Держать себя достойно, - пишет Абай, - это значит, что человек ценит себя самого =, он желает, чтобы его не называли невежественным, легкомысленным, хвастуном. Стремление достойно держать себя вытекает из желания человека подчеркнуть, что ему чужд такие порочные качества, как невоспитанность, бесчестие, развязность, бездарность, попрошайничество, сплетня, обман, ложь” (7).

Его патриотизм выразился в любви к родной природе, культуре, языку, к прогрессивным казахским традициям и положительным сторонам казахского национального характера. Являясь глубоким казахским патриотом Абай, в то же время, всегда ратовал за дружбу народов. Дружбу народов он понимал, как жизненную и нравственную необходимость для всех.

Таким образом, у выдающихся представителей казахского народа четко выступали в их учениях и действиях два направления: во-первых, глубокий патриотизм – любовь к Родине – Казахстану, своему народу, во-вторых, отстаивание и проповедование идеи дружбы народов. В настоящее время эти положения играют значительную роль – гуманный цивилизованный патриотизм должен всегда сочетаться с идеей и практикой дружбы народов.

Патриотизм – это сложное общественное явление, состоящее из разнородных компонентов. Патриотизм – это прежде всего комплекс чувств любви, преданности Родине, определенное отношение к территории, на которой живет и трудится население, определенный народ или народности с их историей, культурой, языками и т.д.

Специфика патриотизма состоит и в том, что он включен в духовный мир человека. Чувства любви к Родине существует как явление “внутри” конкретного человека, как социальный феномен. Люди становятся патриотами в результате воспитания у них особой формы деятельной способности, в результате включения идей и чувств патриотизма в их сознание в их духовный мир.

Именно поэтому воспитание казахского патриотизма у наших школьников является важнейшей задачей казахстанский школы. Известный педагог В.Сухомлинский говорил: “Высшая педагогическая мудрость нашей профессии заключается в том, чтобы в чердце каждого молодого человека, которого мы воспитываем, самой дорогой святыней стали Отчизна и высокий долг перед ней. Ребенок, подросток разумом и сердцем должны познавать, какой дорогой ценой завоевано все, что сейчас имеет наш народ, в каждом квадратном метре родной земли видеть судьбы своей Отчизны. От учителя зависит чтобы каждый воспитанник сердцем чувствовал великую истину: Родина без меня обойтись не может, я же без нее - ничто” (8).

Таким образом, в патриотическом воспитании учащихся многое зависит от учителя, от его духовной культуры, от силы его убежденности.



Список литературы:

1) Гольбах П.А. Избр. произ. В 2-х т., т.2, М

2) Конституция Республики Казахстан. Ст. 2, ч.2. Алматы: Казахстан.1995, с.4.

3) Назарбаев Н.А. Укрепление независимости через устойчивое развитие//Казахстанская правда, 1995, 16 декабря.

4) Абай. Слова назидания. Алма-Ата, 1970, с.125

5) Валиханов Ч. Собр. соч., т.1, с. 496.

6) Валиханов Ч. Собр. соч., т.1, с. 614.

7) Кунанбаев А. Полн. собр.соч., т.2, с.185.

8) “Учительская газета”, 27 июня 1968 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Казахстанский патриотизм как педагогическая категория

Автор: Темирова Мейрамгуль Бокенбаевна

Дата: 19.06.2020

Номер свидетельства: 553643

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства