kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение современной музыки как мотивация к занятиям фортепиано (на примере "Музыкальных эскизов" Классена А.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Миниатюры Классена А. учащиеся с интересом изучают и исполняют, а это стимулируют интерес к занятиям музыкой, поэтому они заняли достойное место в концертном репертуаре средних и старших классов детских музыкальных школ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение современной музыки как мотивация к занятиям фортепиано (на примере "Музыкальных эскизов" Классена А.)»

МАОУ ДО

Детская музыкальная школа им. М.И. Глинки









«Изучение современной неоромантической музыки

как мотивация к занятиям фортепиано на примере

«Музыкальных эскизов» Классена А.Г.»

Выступление на методическом педагогическом Совете

«Актуальные вопросы музыкальной педагогики»























Преподаватель фортепиано,

старший преподаватель

секции ОКФ, ОКС

Кноль Н.А.

г. Калининград

2014 г.

Презентация сборника «Музыкальные эскизы» Андрея Классена


С 19 века в музыкальной литературе появляется музыка, написанная специально для детей. Это детские пьесы Р. Шумана, Ж. Бизе, Э. Грига, К. Дебюсси, Б. Бартока, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Р. Глиэра и многих других композиторов.

В арсенале преподавателя фортепиано очень много музыкального материала: от различных методических пособий, ставших уже классикой до произведений современных российских и зарубежных композиторов, посвященных детям. Воспитание ученика-пианиста не может быть качественным без изучения музыки выше названных авторов, но наши дети хотят исполнять музыку, близкую им по духу и образности и современную по музыкальному языку. Они с удовольствием играют миниатюры В. Коровицина, И. Парфёнова, Е. Данильян. Многие современные композиторы посвящают свои произведения детям.

Сегодня я представлю вашему вниманию музыку Андрея (Генриха) Классена. Музыке этого композитора свойственна яркая образность, наглядность и характеристичность изображения сказочно-бытовых персонажей в «Детских пьесах», искренность и проникновенность высказывания и позитивный настрой в лирических «Музыкальных эскизах». Опора в композиционных приемах на классические традиции и лучшие образцы романтической музыки Шуберта, Шопена, Мендельсона, Чайковского, Рахманинова и Скрябина придают произведениям стройность и гармоничность. Она прекрасно воспринимается слушателями, а учащиеся с большим интересом изучают и исполняют её.

Сборник, с которым я познакомлю вас, состоит из ярких миниатюр, простых по форме. По структуре расположения материала наиболее близок «Альбому юношества» Р. Шумана и «Микрокосмосу» Б. Бартока. Это принцип «от простого к сложному».

Андрей Классен родился в Казахстане, в музыкальной семье.

Закончив обучение в музыкальном училище, поступает в Новосибирскую Государственную Консерваторию им. Глинки по классу «Фортепиано». Многолетняя концертмейстерская практика дала Классену А. чувство партнера, понимание физиологии голоса, умение реагировать на жест дирижера, что очень помогло ему в его дальнейшей музыкальной деятельности хорового дирижера. После окончания консерватории преподавал в Институте Искусств г. Владивостока на кафедре специального фортепиано. В 90-х переехал в Германию.

Классен Андрей Генрихович – пианист, много и успешно концертирующий. Занимается педагогической практикой, директор частной школы искусств, руководитель четырех хоровых коллективов, директор собственного музыкального издательства, композитор – автор нескольких сборников фортепианных пьес: цикл «Музыкальные эскизы» для фортепиано соло, «Фортепианные пьесы для детей в 2 и 4 руки» и учебное пособие «Гаммы? Нет проблем!», автор аранжировок и произведений для хора. К его последним сочинениям (2013 г.) относится песня на стихи Эллы Герасименко «Если сердце музыкой живет» для детского хора, струнного ансамбля и фортепиано. У музыканта тесные творческие связи с московской школой искусств им. Даргомыжского. Песня была посвящена этой школе, впервые там исполнена. Дети нашей школы тоже с большим удовольствием исполняли эту песню на отчётном концерте.

Еще один важный проект в деятельности Классена – издательство, которое носит его имя «Klassen Musikverlag», образованное в 1995 году для издания собственных произведений.







Сам музыкант пишет так: «…уже здесь в Германии в 90-тые вдруг обнаружился во мне маленький композиторский талант. Всё началось с маленьких пьесок для учеников, которые мы совместно на уроках доводили до ума. Со временем их накопилось такое количество, что можно было уже подумывать об их издании. Все попытки найти издателя закончились собственным издательством».

К числу наиболее крупных проектов Андрея (Генриха) Классена можно отнести запись оркестровой партитуры оперы композитора-романтика Густава Шмидта «Женская верность». Удалось воссоздать оркестровое звучание партитуры и исполнить эту оперу на Оперном Фестивале в г. Вайнсберге на развалинах того замка, где проходили события в 1140г.


Музыкальные эскизы

Преемственность стиля модерн от романтизма несомненна, и явственнее всего она выражается в интонационной основе музыки, в лирически вокальных, песенных интонациях. Музыкальный язык красочен, колористичен, что проявляется в трактовке аккорда и тональных соотношений). Из недр романтического стиля черпали фантазию и творческую энергию в своих ранних фортепианных миниатюрах Лядов А.К. и Скрябин А.Н. Сочетание романтизма и модерна демонстрирует и фортепианный стиль Рахманинова, наиболее яркое выражение получивший в Первой фортепианной сюите для двух роялей, в отдельных ранних пьесах ор.3.

Цикл «Музыкальные эскизы» («Musikalische Skizzen») создавался на протяжении нескольких лет. Первая тетрадь из 11 эскизов в 1995 году, а вторая тетрадь – 13 эскизов появилась в 2001 году. Двадцать четыре пьесы для фортепиано написаны в стиле романтических баллад.

Автор предваряет вторую тетрадь обращением к преподавателям: «Дорогие преподавательницы и преподаватели фортепиано! После того, как 1-ая тетрадь "Музыкальных набросков" с современно-романтическими пьесами средней сложности имела большой успех, я хочу Вам представить 2-ую тетрадь. Пьесы  также задуманы как музыкальное обогащение для продвинутых и могут поддержать развитие музыкальных способностей Ваших учеников.
Я желаю этой тетрадью много радости Вам и вашим ученикам».

Миниатюры очень нравятся детям, они стимулируют интерес к занятиям музыкой и уже заняли достойное место в концертном репертуаре учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ. Наименее сложными можно считать эскизы №1,5,6,9,13. Остальные рассчитаны на продвинутых учеников.

Сам автор называет «Музыкальные эскизы» «пьесы-размышления». Поэтичная и образная музыка Эскизов отличается простотой изложения материала и четкостью формообразования. Эти пьесы воспитывают у учащихся навыки исполнения лирико-романтичной музыки, владение кантиленным звуком, фразировкой, свойственной романтической мелодии, определенным приёмам педализации.

Музыкальный язык цикла характеризуется ясностью, чистотой линий, прозрачность фактуры, отсутствием отягощенности гармоний и тембров, простотой музыкальных форм. Композитор часто использует 3-х частную репризную форму с контрастной серединой. Мелодии Эскизов благородны, проникновенны и искренны, нередко имеют вокальную природу. Прекрасно зная и чувствуя специфику фортепиано, Классен использует кантиленную природу инструмента в такой степени, что произведения нередко превращаются в «песни без слов» (просится аналогия с пьесами Ф. Мендельсона).

С фортепианной фактурой композитор часто обращается как с хоровой, используя этот прием в средних частях миниатюр. Часто автор использует высокий регистр, что придает музыке некоторую хрустальность звучания, изысканность.

Гармония в поздне-романтическом стиле – красочная, с обилием альтерированных аккордов. Композитор пользуется яркими и «терпкими» сопоставлениями аккордов и тональностей.

Классен пианист-педагог, поэтому скрупулезно выписывает аппликатуру, штрихи, педаль, фразировку и динамику, что облегчает работу над текстом и музыкальным образом.

Важная черта этого цикла – опора на жанровую основу.

Условно пьесы можно разделить на две группы.

Первую группу Эскизов можно назвать лирическими размышлениями. Они вокальны по своей природе. Это песни или романсы – вокализы. Спектр образов широк: от печальных философских размышлений до светло-элегических настроений. Вторая группа – вальсовая. Образный строй ее разнообразен: от медленных вальсов, окрашенных в тона светлой печали до взволнованно-порывистых или нежных, искрящихся хрустальной чистотой. Вальсовость трактуется очень широко – от конкретной жанровости до опосредованной вальсовости, предающей музыке особую динамичность и порывистость.

Эскиз № 1

Форма 2-х частная с кодой и вступлением. Образ романтически-ностальгирующий, слышна некоторая связь с шопеновскими ноктюрнами. Тональный план: c-f-Des-Ges-es-As-f-c-C, т.е. субдоминантовое соотношение, плагальность, отклонения в тональности 1 степени родства характерны для романтиков. Фактура разложенная, аккордовая. Гармоническая и тембровая яркость, красочность. Полифония: подголоски, хроматическое движение во вступлении на фоне тонического органного пункта, окончание на мажорной тонике придаёт устойчивость.

Эскиз № 4

Основная тональность h moll придаёт пьесе светлую грусть, прозрачную картинность. Песенная основа, романтический образ. Можно предположить, что создан под впечатлением фильма (картинность восприятия). Вступление и заключение на едином материале создаёт ощущение законченной закольцованности.

Эскиз №5

Написан в F dur. Терцовое соотношение тональностей от романтиков. Мягкость звучания достигается за счёт консонансов. Форма 3-х частная ,в средней части используется подголосочность. Образ баркаролы за счёт фактуры, коротких фраз.

Эскиз № 7

Начинается T- органным пунктом. Никнущие секундовые интонации, вздохи, короткие мотивы, фразы в f moll. Средняя часть – мажорный вальсик., 3-х частное построение на едином тематическом материале.

Эскиз № 9

Написан в светлом, юношеском C dur, 3-х частной форме. Образ близкого, настоящего, живого, реального – и далёкого, овеянного дымкой романтической мечты.

Эскиз № 10

Классический период- 1 часть в c moll, средняя часть: As dur, терция c-as указывает на романтическое соотношение тональностей. Использованы классические каденции. Секвенции придают расширение разделу, на кульминации вносят нотки драматизма.

Эскиз № 19

G dur придаёт музыке светлую лиричность. Красочные переливы, перекличка мелодии, разложенный аккомпанемент. Насыщенность чувств, поэтичность,

Эскиз № 21

Разливы септаккордов, нонаккордов в A dur создают впечатление безбрежного моря в яркий летний день. Средняя часть в размере 6/4, как бы усложнённая 3-х дольность, A dur – a moll, т.е. одноимённые тональности: образ тот же, но в другой ипостаси. Всё усилилось октавным удвоением мелодии и сразу, как сопоставление, вновь A dur (3-я часть), возвращается первоначальный образ. Кода: после насыщенной картины нужна для «успокоения» тональность C dur, как торжество природы.

Два последних эскиза № 23 и 24 являются своеобразным итогом в общей драматургии цикла. Каждый из них завершает свою линию, но выходит за рамки чистой жанровости. В них происходит взаимопроникновение двух образных пластов, их смешение и обогащение друг другом.

Эскиз № 23 можно назвать четырехдольной элегией с вальсовой энергетикой. Удивительная находка композитора - четырехдольный размер с ровными четвертями в басу приобретает черты трехдольности благодаря трем синкопированным четвертям в мелодии. Возникает ощущение вальса с «нервозно недослушанной» третьей долей. В средней части ярким контрастом звучит спокойный трехдольный «хоровой» эпизод.

Эскиз № 24

Триольные пассажи как кружево вьются и накладываются на чёткий 3-х дольный размер. Ровные четверти в левой руке – опора. Тональный план: D dur - a moll - G dur - D dur. Средняя часть 3-х частной репризной формы контрастна. В произведении происходит смена образов. На смену первоначальному, страстному и порывистому музыкальному высказыванию приходит эпизод поэтического характера. Его звучание не столь бурно и энергично, как в первоначальном фрагменте - спокойный вокальный монолог. Это можно сравнить с затаённой мечтой, к которой устремлён порыв в первоначальной теме. Это произведение – яркий пример романтического стиля.

Музыка Андрея (Генриха) Классена приобретает всё большую популярность у педагогов-пианистов разных стран – России, Израиля, Канады, Бельгии, Бразилии. Вот лишь некоторые отзывы:

-« Как замечательно, что Вы подарили детям такой разнообразный и интересный музыкальный материал. С удовольствием использую в своей педагогической практике. Ждём новых пьес»

-«Большое спасибо от педагогов и учащихся из Беларуси за Вашу музыку! У меня уже два года на экзаменах исполняют ваши произведения».

-«Андрей! Я потрясён простотой и чистотой вашей музыки! Как будто напился чистой родниковой воды! В наше время просто нет такой кристальной мелодики. Я, в силу своей профессии, вынужден слушать такую белиберду. От современной «музыки» иногда просто изжога, а тут глоток кристальной чистоты! Спасибо, буду рекомендовать всем друзьям. С восхищением, Л.Лящ (Израиль)

-«Прослушал все эскизы, выложенные на Ютубе, детские пьесы... Дух захватывает при мысли, что в наши дни человек может создавать такие лиричные, шопеновски-нежные, и вместе с тем простые мелодии! Сидел и слушал не отрываясь! Превосходно! Идеальный материал для музицирования, прекрасные пьесы для детей! Ваши скетчи - это же новые "Песни без слов". Но "Песни" эти ближе и понятней НАМ - Вашим современникам»

-«…а Ваши пьесы не просто симпатичные, но еще и очень удобные пианистически. Хочется их играть и играть - руки отдыхают, а душа наслаждается»

-«Greetings from Canada! Thanks for subscribing! Have a wonderful holiday! »

-« Thanks for subscribing! Great to meet you! »

Сам композитор так обращается к исполнителям: «…к моему глубокому удовлетворению уже многие фортепианные педагоги во многих странах мира используют эти пьески в их педагогической деятельности. Огромное Вам спасибо! Буду очень признателен пианистам, если сочтёте возможным поиграть эти пьески с Вашими учениками».

Миниатюры Андрея (Генриха) Классена очень нравятся ученикам, они стимулируют интерес к занятиям музыкой и уже заняли достойное место в концертном репертуаре учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ.


Используемая литература

1. Бекетова Н.А. «Композиторы ХХI века – детям», Москва

2. Денисова Е.Н. Автореферат диссертации «Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века», Москва, 2001г.

3. Классен А.Г. «Музыкальные эскизы»

4. Классен А.Г. «Фортепианные пьесы для детей в 2 и 4 руки»

5. Тищенко Г.Ю. «Современники детям», Тамбов

6. Богданова Л.Р. «О Классене», Улан-Уде

7. Henrich Klassen “Piano pieces”. 2000 by H. Klassen Musikverlag, Weinsberg

8. http://vk.com/aklassen2013


9. You Tube http://www.youtube.com/user/pianist1955


10. Конь В.О. «Введение в общую дидактику», М., «Высшая школа», 1990г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кноль Нина Аркадьевна

Дата: 30.08.2017

Номер свидетельства: 426852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства