6
Введение
«Игра, где есть много фантазии»
Нас окружает мир, полный разнообразных звуков. Мне всегда было интересно узнать: как образуются музыкальные звуки, почему так красиво звучит оркестр, кто придумал и создал музыку?
В нашей школе есть внеурочное занятие «В мире музыки», на котором я и мои одноклассники знакомятся с инструментами шумового и ударного оркестра, исполняют музыкальные произведения.
Но мне захотелось узнать и услышать все звуки, которые живут вместе со мной и каждый день радуют и восхищают меня своим разговором.
Актуальность: чтобы вырасти духовно богатым человеком, надо знать культуру своего народа; получать наслаждение, слушая музыку, созданную поколениями моих прабабушек и прадедушек.
Цель: узнать, как создавались музыкальные инструменты.
Для исследования мне предстояло решить следующие задачи:
Узнать, где дома и на улице я могу услышать звучание шумовых и ударных инструментов
Какие виды деятельности может сопровождать каждый из инструментов шумового и ударного оркестра
Узнать историю создания инструментов
Научиться исполнять музыкальные произведения с использованием инструментов оркестра шумовых и ударных инструментов
Объект исследования: шумовые и ударные инструменты
Методы исследования
Гипотеза: если мы не слышим звуки окружающего нас мира, сможем ли мы услышать музыку оркестра?
Какие инструменты шумового оркестра мне интересны?
Используя литературу, информацию Интернет-ресурса, рассказы учителя музыки, я выделил инструменты, которые мне наиболее понятны, приятны в звучании и удобны в исполнении.
Во время занятий внеурочной деятельности «В мире музыки» чаще всего я исполняю произведения с использованием следующих инструментов шумового оркестра (Приложение 2):
Шумовые («ритмические») ударные инструменты
Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью.
Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух.
Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.
Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.
«Мелодические» ударные инструменты
Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме.
Вывод: занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует развитию моих музыкально-ритмических способностей; а также - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции.
Практический опыт
Большой интерес вызвало прослушивание аудиокассеты «Звуки окружающего мира». Я услышал шум ветра, шелест бумаги; ощутил звуки бьющегося и звенящего стекла; деревянные звуки, металлические звуки; скрип двери, шум дождя…
Своё исследование я продолжил дома для того, чтобы узнать: что могут издавать необычные шумовые звуки? Послушал звучание баночек, крышечек, ключей, пустых бутылочек и бутылочек с водой, баночки с крупами, горохом; пуговки, кастрюли, ложки и т.д.
С удовольствием придумывал задания для звукоподражания часам, шагам, воде, молотку, кукушке, собаке, кошке, звонку, скрипу дверей..
Ещё одно увлекательное занятие для исследования музыкальных инструментов – это придумывание ребусов (Приложение 1)
Но самым интересным моментом в изучении музыкальных и шумовых звуков, несомненно, является исполнение на инструментах музыкальных произведений. Особенно увлекательно звучит музыка ксилофона (Приложение 3)
Результатом моего интереса к инструментам ударного и шумового оркестра стали занятия в Клинской ДШИ им. П.И.Чайковского на отделении ударных инструментов.
Вывод: Моё исследование помогло мне понять через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха, выбора исполняемого репертуара, создания музыкального образа.
Заключение
В результате проведённого мною исследования я узнал:
какие предметы и явления природы на улице и дома могут издавать шумовые и музыкальные звуки;
что можно делать под аккомпанемент тех или иных шумовых и ударных инструментов;
прослушал аудиокассету «Звуки окружающего мира»;
познакомился с историей создания некоторых инструментов;
научился исполнять музыкальные произведения с использованием инструментов оркестра шумовых и ударных инструментов
Можно с уверенностью сказать, что благодаря этому проекту, на основе собственной исследовательской деятельности у меня сформировались музыкальные представления, связанные со звуками окружающего мира; повысился интерес к музыкально-творческой деятельности; я стал более раскрепощенным в проявлении импровизационных способностей.
Занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует развитию моих музыкально-ритмических способностей; а также - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции.
Моё исследование помогло понять через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха, выбора исполняемого репертуара, создания музыкального образа.
Я с большим желанием продолжаю занятия в Клинской ДШИ на отделении ударных инструментов.
Библиографический список
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Письмо министерства образования и науки российской федерации департамента общего образования от 12 мая 2011 г. n 03-296 «Об организации внеурочной при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Т.Э.Тютюнникова. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. Издательство Астрель, М.: 2002 г.
Е.И.Юдина. Первые уроки музыки и творчества. Издательство Аквариум, М.: 1999 г.
Методические рекомендации к урокам музыки. Издательство Музыка, М.: 1971 г.
Музыка в школе. № 5, 2008 г.
Ж.Л.Металлиди, А.И.Перцовская. Мы играем, сочиням и поём. Учебное пособие. Изд. Советский композитор, Л.: 1989 г.
http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9513.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/