kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Исполнительство на домре от скоморошества до современности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку «Исполнительство на домре от    скоморошества до современности»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Исполнительство на домре от скоморошества до современности»»

Подготовлено преподавателем 1 категории МБОУ ДО «Детская школа искусств № 7» г. Курска Трубаровой Еленой Григорьевной

Подготовлено преподавателем 1 категории МБОУ ДО «Детская школа искусств № 7» г. Курска Трубаровой Еленой Григорьевной

История домры, инструмент домра

История домры, инструмент домра

  • Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем. «Четырёхструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трёхструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.
  • Сейчас инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений.
  • .Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домбр), и у татар и киргизов (под названием домра?, домбра, дунбура, думбра), была заимствована во времена монгольского ига (хотя у иных исследователей это вызывает сомнения, так как монголо-татары никогда не переселялись в русские земли). История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.
Существование

Существование

  • В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй — так выглядела реконструированная домра.
Семён Иванович Налимов и Василий Васильевич Андреев

Семён Иванович Налимов и Василий Васильевич Андреев

Известные домристы

Известные домристы

  • - Яковлев Владимир Андрианович
  • - Цыганков Александр Андреевич
  • - Калинский Виктор Иванович
  • - Вольская Тамара Ильинична
  • - Шкребко Наталья Николаевна
  • - Махан Вера Владимировна
Яковлев Владимир Андрианович

Яковлев Владимир Андрианович

  • Владимир Яковлев был не только выдающимся исполнителем, но и способным композитором. Он создал ряд интересных обработок народных песен и классической музыки, а также является автором ряда оригинальных сочинений. Наиболее известное сочинение - "Озорные наигрыши", написанные для оркестра народных инструментов. В репертуаре Владимира Яковлева была и народная музыка, и переложения классических произведений, написанных для фортепиано, скрипки, виолончели. Такое разнообразие в выборе репертуара музыкант мог позволить себе благодаря инструменту - трехструнной домре с добавленной нижней струной "си". То есть домра была с четырьмя струнами, но строй инструмента был квартовый и конструкция, как у "трехструнки". Сейчас такие инструменты достаточно редко, но можно встретить у исполнителей старшего поколения. 
  • Владимир Андрианович Яковлев был необыкновенно творческим человеком до последних дней. В последние годы жизни он записывал диск с гитарой, но так и не успел выпустить, испытывал новейшие разработки струнной фирмы "Господин Музыкант" - синталические струны для домры. Владимир Яковлев вписал собственную яркую страницу в историю развития исполнительства на домре, и стал одним из выдающихся исполнителей ХХ века.
Яковлев Владимир Андрианович

Яковлев Владимир Андрианович

Цыганков Александр Андреевич

В 1967 году А. Цыганков поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в класс домры к лауреату II Всероссийского конкурса артистов эстрады Р.В. Белову, у которого с отличием окончил институт в 1972 году, а в 1976 году - ассистентуру-стажировку, пройдя действительную военную службу в рядах Советской Армии

Огромное внимание Александр Цыганков уделяет просветительской работе по популяризации домры и других народных инструментов. В конце 70х – начале 80х он был ведущим популярного цикла передач на 1-ом канале ЦТ «Голоса народных инструментов» . Сейчас музыкант не прекращает интенсивную концертную деятельность, сотрудничая с профессиональными оркестрами Петрозаводска, Волгограда, Белгорода, Краснодара, Красноярска, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Омска, Новосибирска, Тулы, Калуги, и других городов России. Музыкант активно сотрудничает с балалаечно-домровой ассоциацией США, с любителями домры и балалайки Швеции, Норвегии, Финляндии, Японии, и других стран.

Периодически музыкант выступает с симфоническими оркестрами. Это коллективы Омской, Воронежской филармоний, Губернаторский симфонический оркестр в г. Ярославле, оркестры Дортмунда, Вупперталя, Бонна (Германия).

Цыганков Александр Андреевич

Цыганков Александр Андреевич

Калинский Виктор Иванович

Калинский Виктор Иванович

  • Будущий профессиональный музыкант Виктор Калинский изначально не собирался становиться музыкантом. Во время его учебы в Иркутске в школах еще не изучали народные инструменты, однако во Дворце Пионеров были кружки для детей, где можно было заниматься музыкой. Во Дворце Пионеров В. И. Калинский стал заниматься с 10 лет, там же занимался и его брат.
  • С самого начала Виктор Калинский занимался на пиколле. Окончив школу, стал геологом и в 17 лет поехал в Москву, куда уехал и его брат. В Москве Виктор поступил в Гнесенское училище, где занимался у педагога А.Я. Александрова. Учеба была прервана тремя годами службы в армии (в ПВО), где, занимаясь в ансамбле, познакомился с другими выдающимися музыкантами, в том числе с баянистом А.Н. Лазаревым.
  • По возвращении на учебу занял первое место на Всероссийском конкурсе среди музыкальных училищ и поступил на заочное отделение в институт. Калинский стал дипломантом Первого Всероссийского конкурса исполнителей народных инструментов.  По приглашению дирижера ансамбля «Березка» Ильина, Виктор Иванович Калинский проиграл в нем один год. Виктор проработал в Молодежном оркестре Н.Н. Калинина 7 лет. После непродолжительной работы в оркестре радио Калинский попал в ансамбль «Россия». Игра в разнообразных коллективах дала Калинскому возможность познакомиться с различными выдающимися личностями, например с Людмилой Зыкиной, вместе с которой  он проработал более 5 лет, после чего вернулся в оркестр радио.
Калинский Виктор Иванович

Калинский Виктор Иванович

Вольская Тамара Ильинична

Вольская Тамара Ильинична

  • Одна из самых блистательных исполнителей на домре. Необычный музыкальный талант Вольской объединенный с большой эмоциональной глубиной, исключительной музыкальностью, безупречным вкусом и виртуозным владением инструмента, сделал ее непревзойденным исполнителем в своем жанре.
  • Т.И. Вольская окончила Киевскую консерваторию (класс М.М. Гелиса), ассистентуру стажировку Уральской консерватории (класс Е.Г. Блинова). В 1972 году стала лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, разделив I премию с А. Цыганковым.
Вольская Тамара Ильинична

Вольская Тамара Ильинична

Шкребко Наталья Николаевна

Шкребко Наталья Николаевна

  • Заслуженная артистка России, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, заведующая кафедрой струнных народных инструментов. Лауреат Международного конкурса им. Д. Шостаковича (Германия, I премия) и Гран-при VI Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в составе ансамбля «Стиль Пяти», лауреат премии «Музы Петербурга».
  • Окончила Краснодарское музыкальное училище им. Римского-Корсакова (класс профессора А.С. Хлевной). Выпускница Санкт-Петербургской консерватории и аспирантуры (класс профессора И.И.Шитенкова). Ее гастрольная деятельность обширна как в России, так и за рубежом.
Шкребко Наталья Николаевна

Шкребко Наталья Николаевна

Махан Вера Владимировна

Лауреат национальных и международных конкурсов.    Cолистка Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК им. Н. Н. Некрасова.      Инициатор и создатель первого в Интернете проекта, посвященного домре и домристам - сайта "Домрист".    Родилась в г. Ангарске Иркутской области. Начала обучение музыке в г. Десногорске Смоленской области (кл. С. Е. Гришкова).  Окончила РАМ им. Гнесиных и ассистентуру-стажировку РАМ им. Гнесиных (кл. проф. В. С. Чунина).  Является первой исполнительницей и редактором произведений современных композиторов, многие из которых ей посвящены: Ш. Ашурова, В. Беляева, В. Биктaшeва, А. Зеленского, Г. Зайцева, С. Новиковой-Бородиной, Н. Хондо, Ю. Чугунова. Произведения в исполнительской редакции В. Махан выпускались издательствами "Музыка", "Библиофон", "Пробел".    Регулярно участвует в фестивалях: "Московская осень", "Русская зима", "Созвездие мастеров", "Музыкальная осень в Твери" и других.   Выступает и гастролирует в России и за рубежом с оркестрами, пианисткой Еленой Каретниковой и гитаристом Дмитрием Татаркиным.    С гитаристом Дмитрием Татаркиным в дуэте "PrimaVera" Вера Махан выступает также на мандолине.

Махан Вера Владимировна

Махан Вера Владимировна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Исполнительство на домре от скоморошества до современности»

Автор: Трубарова Елена Григорьевна

Дата: 08.03.2022

Номер свидетельства: 601793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства