Имена для вечности. Кремонская школа скрипичных мастеров. Амати, Гварнери.
Имена для вечности. Кремонская школа скрипичных мастеров. Амати, Гварнери.
Младшим школьникам представлена презентация о династиях итальянских мастеров по изготовлению музыкальных инструментов. Это две знаменитые семьи Амати и Гварнери. Разбираем в том числе вопросы передачи семейных секретов мастерства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имена для вечности. Кремонская школа скрипичных мастеров. Амати, Гварнери.»
Имена для вечности
Кремонская школа скрипичных мастеров. Амати. Гварнери.
В 16-17 веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. Представителями итальянской скрипичной школы были знаменитые семейства Амати , Гварнери и Страдивари из Кремоны.
Город Кремона находится в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Этот город с X века известен центр по производству фортепиано и смычковых. Кремона официально носит звание мировой столицы производства струнных музыкальных инструментов.
Панорама Кремоны 1782 года
Больше всего Кремону прославили скрипичные мастера Амати, Гварнери и Страдивари. К сожалению, трудясь во благо человечества, великие скрипичные мастера не заботились оставить в истории собственные изображения, и мы, их потомки, не всегда имеем возможности увидеть их внешность.
До сих пор в городе Кремоне рассказывают анекдот об этих мастерах и их конкуренции.
«В небольшом итальянском городке Кремона на центральной улице жило несколько великих скрипичных мастеров. Первым боевые действия начала семья Амати, повесившая большую вывеску над своей мастерской «Лучшие скрипки в Италии». В ответ на это семья Гварнери тоже украсила свой магазин – «Лучшие скрипки в мире» Мастерская Антонио Страдивари, который раньше служил бесплатным учеником у Николо Амати, находилась в самом конце улицы и Страдивари повесил на ней скромную вывеску «Лучшие скрипки на этой улице».
Каждая семья хранила свой фирменный секрет изготовления инструментов, благодаря которому звучание скрипок становилось чистым и невероятно красочным.
Династия амати
1.Андреа (1520-1580) - основатель династии
2.Антонио (брат)
3.Андреа-Антонио (сын)
4. Джилорамо (сын)
5.Николо (1596-1684) (внук), самый знаменитый из Амати
6. Джироламо II (1649-1740) (правнук)
Основатель династии Амати - Андреа - родился приблизительно в 1520 году, жил и трудился в Кремоне и там же скончался приблизительно в 1580.
С 1530 года Андреа вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом. Он сохраняет еще некоторые черты брешанской школы. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа. Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) - 35,5 см в длину и меньший - 35,2 см. Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана.
Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Французский король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля "24 скрипки короля".
Андреа Амати изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились.
Добившись ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания, Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже "сделал" себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам.
У Андреа Амати было два сына - Андреа-Антонио и Джироламо . Оба выросли в отцовской мастерской, всю жизнь были партнёрами отца и, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени. Инструменты, сделанные сыновьями Андреа Амати были еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Братья немного увеличили своды, стали делать углубление вдоль краев дек, удлинили углы и немного, совсем чуть-чуть, изогнули эфы.
Особых успехов в изготовлении скрипок достиг сын Джироламо – Николо (1596-1684), внук Андреа. Николо Амати создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Он довёл до наивысшего совершенства форму и звук скрипки своего деда и приспособил её к требованиям времени.
Для этого он немного увеличил размер корпуса ("большая модель"), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он улучшил систему настройки дек, особое внимание уделил пропитке дек. Подбирал к скрипке дерево, ориентируясь на его акустические свойства. Кроме того, он добился, чтобы лак, покрывающий инструмент, был эластичным и прозрачным, а цвет - золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком.
Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати , заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты. Николо Амати был самым известным из семейства Амати - отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти благодаря своему прославленному имени.
Николо Амати создал школу скрипичных мастеров, среди учеников были его сын Джироламо II (1649 – 1740), Андреа Гварнери , Антонио Страдивари , создавшие позже собственные династии и школы, и другие ученики. Сын Джироламо II не смог продолжить дело отца, и оно угасло.
Семейство Амати и итальянский скрипач-виртуоз антонио вивальди
В сентябре 1703 года, в возрасте 25 лет, итальянский музыкант Антонио Вивальди стал «мастером скрипки» ( итал. maestro di violino ) в детском доме под названием « Pio Ospedale della Pietà » в Венеции.
Будучи, в первую очередь, известным композитором, Вивальди в то же время считался исключительным по виртуозности скрипачом.
Именно там он сочинил большинство своих крупных произведений в течение последующих тридцати лет.
В Венеции существовало четыре аналогичных учреждения. Их цель состояла в том, чтобы дать приют и образование детям, которые были оставлены, а также сиротам, чьи семьи не могли их поддержать. Эти учреждения финансировались за счет средств Республики. Мальчики обучались торговле и в возрасте 15 лет должны были оставить учебное заведение. Девочки же получали музыкальное образование, а самые талантливые оставались и становились участницами известного оркестра и хора в Ospedale.
Каждая из четырёх оспедале имела свой оркестр, от тридцати до сорока музыкантов, исключительно женщин (оркестр «Ла Пьеты» насчитывал шестьдесят человек). Оркестры соревновались друг с другом, нанимая лучших музыкантов в городе и привлекая лучших мастеров музыкальных инструментов. Ремесленники-поставщики оспедале получали право именоваться liuter del loco и получали гарантированный постоянный доход, так как не только поставляли инструменты для целого оркестра, но и в дальнейшем обслуживали их, ремонтируя и обновляя инструменты.
Неудивительно, что для обеспечения инструментами больших составов музыкантов требовалась огромная и постоянная работа таких семейств, как Амати.
5. Джузеппе II (1698-1744) (внук), прозванный Гварнери дель Джезу, самый известный из семейства
Родоначальник семейства, Андреа Гварнери , родился в 1622 (1626) в Кремоне, там же жил, работал и умер в 1698 году. Он был учеником Николо Амати , и свои первые скрипки создавал в стиле Амати. Позже Андреа разработал собственную модель скрипки, у которой эфы имели неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Были и другие особенности скрипок Гварнери, в частности, их звук.
Сыновья Андреа Гварнери - Пьетро и Джузеппе - также были крупными мастерами скрипичного дела. Старший Пьетро (1655 -1720) работал сначала в Кремоне, затем в Мантуе. Он изготовлял инструменты по собственной модели (широкая "грудь", выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток), но его инструменты были близки по изготовлению и звуку к скрипкам отца.
Старший сын Джузеппе — Пьетро Гварнери 2-й (1695— 1762) работал в Венеции, младший сын - тоже Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу , стал крупнейшим итальянским скрипичным мастером.
Гварнери дель Джезу (1698-1744) создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются сильными голосами с густыми, наполненными тонами, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Гварнери дель Джезу, был Никколо Паганини.
Любимая скрипка Паганини "Пушка" почти на 40 лет старше самого музыканта (он родился в 1782 году). Никколо сразу выделил ее звучание среди множества скрипок, находящихся в его распоряжении. Такая была одна. Она легко отражала натиск смычка и выдавала глубокий, ровный, бархатный звук.
Скрипка «пушка»
Знаменитую на весь мир крипку смастерил Бартоломео Джузеппе Гварнери в 1743 году. Мастер не был при жизни знаменитым, однако именно его (!) Антонио Страдивари считал своим главным конкурентом. Он был пьяницей и закончил свои дни в тюрьме, но и там продолжал делать великолепные скрипки. Материалом его обеспечивал один тюремщик, который потом продавал инструменты за бесценок. Скрипок Гварнери в разы меньше, чем скрипок Страдивари. Их насчитывается около 140 в мире. Отчасти это связано с коротким жизненным путем Бартоломео Гварнери: он прожил всего 46 лет.
О жизни Гварнери дель Джезу мало что известно. Он прожил всего 46 лет и подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют Guarneri del Jesu, что значит “Гварнери Иисуса”.
Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Они и звучат по-другому - ярко и певуче. Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно.
Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».
Старинные скрипки работы кремонских мастеров составляли гордость государственной коллекции смычковых инструментов в СССР. В ней насчитывалось 14 скрипок Страдивари, 7 инструментов Амати и 8 инструментов Гварнери. По установившейся традиции, выдающимся исполнителям предоставляются во время концертов инструменты старых мастеров.