Закрепить знания прошлого урока. Познакомить учащихся с составом эстрадно-симфонического оркестра; учить находить общие и отличительные признаки. Развивать умение высказываться о музыке, узнавать по звучанию знакомые инструменты; продолжить работу над выразительностью исполнения разученной песни. Воспитывать интерес к классической музыке.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих и наличия школьных принадлежностей.
Актуализация опорных знаний.
А. Лопатина, М. Скребцова
Симфонический оркестр
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эстрадно-симфонический оркестр.»
Тема: Эстрадно-симфонический оркестр.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
Закрепить знания прошлого урока. Познакомить учащихся с составом эстрадно-симфонического оркестра; учить находить общие и отличительные признаки. Развивать умение высказываться о музыке, узнавать по звучанию знакомые инструменты; продолжить работу над выразительностью исполнения разученной песни. Воспитывать интерес к классической музыке.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих и наличия школьных принадлежностей.
Актуализация опорных знаний.
А. Лопатина, М. Скребцова
Симфонический оркестр
Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще - и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.
Снова взмах - и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели -
Это звук виолончели.
Взмах рукой - поет валторна,
Взмах - мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье -
Оркестровое творенье.
Мы сегодня с вами на уроке будем собирать оркестр, но не духовой, не народный, а эстрадно-симфонический. Давайте послушаем, как звучит эстрадно-симфонический оркестр.
Слушание музыки. Послушайте произведение и Д. Эллингтона «Караван».
Раскрытие новой темы урока.
В наше время очень популярны эстрадно-симфонические оркестры. Их выступления передаются по телевидению, радио. Они участвуют в больших эстрадных концертах и фестивалях.
Эстрадно-симфонический оркестр состоит в основном из групп инструментов, составляющих основу симфонического оркестра: струнная группа, духовая и ударная. Наиболее большая по составу — группа струнных инструментов, так как инструменты этой группы ведут основную мелодическую линию.
Струнные смычковые инструменты - это основа всего этрадно-симфонического оркестра. Большую часть составляют скрипки. Что вы уже знаете о скрипке? Инструменты струнно-смычковой группы похожи друг на друга: у каждого инструмента по четыре струны, и на каждом музыкант играет смычком. Они так и называются — «смычковые». Но голос у каждого из четырех - разный, точнее сказать, тембр инструмента. У скрипки - самый высокий, мягкий, светлый и певучий. Альт и ростом больше, чем скрипка, и голос у него более низкий. Виолончель больше, чем скрипка и альт. У виолончели тембр голоса певучий, умеет звучать так красиво, как ни один другой инструмент. Контрабас самый большой из четырех смычковых инструментов, имеет скрипучий и тусклый голос.
Большую роль в оркестре играет группа духовых инструментов. Духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Вспомните, какие инструменты «ходят в состав духового оркестра?
Какой инструмент из духового оркестра не взяли в симфонический?
Медные духовые инструменты вносят в звучание оркестра яркие, звонкие краски, придают ему мощь и блеск. Также для более широкого и яркого звучания к духовым инструментам добавилась группа саксофонов, имеющая красивый сочный тембр.
Важную роль в передаче ярких красок играют арфа, электрогитары, клавишные инструменты. Какие вы знаете клавишные инструменты?
И, конечно, ни один эстрадно-симфонический оркестр не может обойтись без группы ударных инструментов. Вспомните, какие музыкальные инструменты составляют группу ударных в духовом оркестре?
Основная задача ударных инструментов - поддерживать ритм. Но еще они создают в оркестре разные звуковые эффекты. Ударных инструментов много, и они разнообразны. Это малый и большой барабаны, литавры, колокольчики, треугольники, кастаньеты, тарелки, ксилофон, трещотки, челеста.
Челеста похожа на маленькое пианино, но молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинкам, и получается хрустальный, чистый звук, непохожий ни на какой другой звук ударного инструмента.
Эстрадно-симфонический оркестр телевидения - самый богатый по составу инструментов. Он может исполнять самую разную музыку: может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. А все потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.
Давайте мы поиграем в игру «Дирижер и оркестр». Все дети - музыкальные инструменты. Они изображают игру на музыкальном инструменте. На голове у каждого играющего шапочка с изображением инструмента. Один из детей - дирижер. Музыка обрывается, и все музыкальные инструменты должны подбежать к дирижеру и сесть на корточки вокруг него. Тому, кто прибежит последним, дирижер задает музыкальный вопрос.
5. Пение.
Распевка может быть любая, но, прежде всего, после игры необходимо восстановить дыхание. Разучивание песни Евгения Крылатова на слова Михаила Пляцковского «Все сбывается на свете».
6. Закрепление темы и подведение итогов урока.
Какое открытие для себя вы сделали на уроке?
Чему каждый из вас сегодня научился?
Какие музыкальные произведения вы услышали сегодня? Назовите авторов и названия произведений.
О чем бы вы могли рассказать сегодня родителям после нашего урока?
Какие инструменты входят в состав эстрадно-симфонического оркестра?
Когда вы слышите слово «оркестр», что себе представляете?
Как вы думаете, должен ли дирижер оркестра уметьиграть на разных инструментах?