Просмотр содержимого документа
«ЭОР "Балет - жанр музыки"»
Балет – жанр музыки
Что такое балет?Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене.В переводе с итальянского, слово«балет»означает –«танцую».
Когда возник балет?
Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцевДоменико да Пьяченцапредложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.
Однако, сам жанр возник немного позднеев Италии. Точкой отсчета признан1581 год, именно в это время в ПарижеБальтазаринипоставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».
Учитель танцев Бальтазарини ди Бельджойозо
Доменико да Пьяченца
Становление жанра в России
Сохранились сведения, что первое представление«Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале1673года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейшийбалетмейстер Шарль-Луи Дидло.
Шарль-Луи Дидло
Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора
П. И. Чайковского. Именно в его творчестве происходит становление романтического балета.
П. И. Чайковскийуделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие.
Вальс цветов из балета
П. И. Чайковского
«Щелкунчик»
В основу сюжета балета«Лебединое озеро» П. И. Чайковскогоположены многие фольклорные мотивы.
Чары злого гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей. По легенде, слезы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятие может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. В четырёх картинах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Самые первые красавицы танцуют перед ним. Происходит чередование национальных танцев: испанский, неаполитанский, венгерский, польский (мазурка) — однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону (корона спасала Одетту от преследования), Зигфрид бросает вызов Ротбарту, хозяину озера, олицетворяющему в балете образ фатума. Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.
Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда»),
И. Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка»),
М. Равеля («Дафнис и Хлоя»),
а также работа балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина.
«Раймонда» А. Глазунов
В новом столетии выделяется творчествоС. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Глиэра,
А. Хачатуряна.
Современные композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.
В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.
Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном.
Театр Бориса Эйфмана – Современный балет
Балет «Чайка» Родиона Щедрина Современный балет
- апрель 2008 года
Кто такая балерина?
Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией .
Пять великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.
Галина Уланова
Ольга Лепешинская
Майя Плисецкая
Людмила Семеняка Семеняка
Николай Цискаридзе
Основные компоненты
Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называютсявариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.
Помимо солистов, участие в действии принимает
кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным.
Например, «Испанский» танец из «Лебединого озера».
Этим термином обозначают народные танцы, введенные в
спектакль.
Адажио из балета
«Лебединое озеро»
Балет– сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки.