Духовно-нравственное развитие школьника средствами музыкального искусства
Духовно-нравственное развитие школьника средствами музыкального искусства
Данный материал содержит интересную информацию о воздействии разной музыки на физическое и духовное состояние человека, раскрывает отличительные особенности музыкального воздействия на ребенка. Почему существует опасная музыка, и в чем кроется эта опасность для молодого организма. Приводятся примеры научного исследования влияния музыки разного содержания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие школьника средствами музыкального искусства»
« Духовное развитие школьника средствами музыкального искусства»
Автор: Лёвина Надежда Викторовна
9 Г класс МБОУ «Цнинская СОШ№1»
филиал в с. Кузьмино - Гать
Руководитель: Грунская Елена Леонидовна,
учитель музыки МБОУ «Цнинская СОШ№ 1»
филиал в с. Кузьмино - Гать
Цель проекта: изучить возможности влияния музыки на физическое здоровье и успеваемость школьников.
Задачи проекта.
1.Изучить теоретический материал по данной теме.
2.Провести диагностику и исследовать влияние классической и рок музыки на функциональное состояние и успешность учебной деятельности школьников.
3. Провести работу по информированию учащихся о влиянии музыки на учебную деятельность и её влиянии на здоровье. Предложить рекомендации по оздоровлению средствами музыкального искусства.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто утверждение: если духовно развивать школьника средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья и успеваемость.
Организм человека как микрокосм имеет свои естественные ритмы. Все органы и системы имеют свои циклические процессы и обладают уникальными гармониями и вибрациями
Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию.
Ученый Эмото Масару доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую музыку она «слышит». Сделав серию снимков кристаллов замороженной воды, он заметил, что самые красивые и гармоничные формы вода принимает под влиянием звучания классической музыки (Баха, Бетховена, Моцарта), под пение мантр и молитв, после произнесенных над нею слов любви, благодарности, сострадания.
Почему нельзя слушать рок в неумеренных количествах
Опасная музыка
О влиянии классической музыки
И. С. Бах
Л. В. Бетховен
В. А. Моцарт
Классическая музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат. в Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
Музыка Моцарта способствует лучшему усвоению информации и вообще активизирует работу мозга.
Всю выборку можно разделить на 2 группы, критерием послужило предпочтение прослушивания классической или рок музыки. 1 группа – школьники отдают предпочтение классической музыке. 2 группа – ученики с большим предпочтением слушают рок, поп или рэп. В первую группу вошло 16 учеников, что составляет 25,39 %, во вторую группу 47 человек, что составляет 74,6 %.
Во II группе на 49,21% больше
Успеваемость
Вывод
Нужен отметить тот факт, что единственный отличник во II группе, 7 лет проходил обучение в музыкальной школе, что возможно объясняет такие высокие результаты в обучении.
Вывод: полученные результаты позволяют говорить о том, что в I группе учеников отличников и хорошистов на 55,46 % больше, чем во II группе. И учащихся имющих «3» в I группе меньше на 55,45 %.
Заболеваемость
Вывод:
Анализ анкетных данных позволяет предположить, что ученики, предпочитающие классическую музыку имеют более устойчивый имунитет, который позволяет реже болеть на 11,31%.
Вывод:
На основании собранных данных можно сделать очень важные выводы: успеваемость учеников, отдающих предпочтение классической музыке, выше, чем у их одноклассников. Большинство учатся на «хорошо» и «отлично». Оценка «3» объяснима, в основном она по предметам физико-математического цикла.
Слушание классической музыки способствуют улучшению памяти, собранности, усидчивости. Дети более спокойны, организованы, умеют планировать время, быстрее и качественнее выполняют домашнее задание. Они с легкостью могут анализировать новый материал, поэтому более успешны в учебной деятельности. Но как показал анализ полученных данных, к сожалению, большинство школьников, не задумывается о возможных результатах не грамотного выбора музыкальных произведений и того воздействия на здоровье и учебу которые она оказывает.
Полученные данные позволяют предположить, что увлечение классической музыкой оказывает благотворное воздействие и на здоровье школьников.
Заключение
Музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности, и здоровья. Она способна дать мощный толчок и раскрыть множество способностей, заложенных в ребенке, а может стать серьезным препятствием в его развитии и даже негативно отразиться на здоровье.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что, если духовно развивать школьника средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья и успеваемость, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности. Полученные результаты диагностики подтвердили наше предположение. По этому очень важно прививать детям интерес и любовь к классической музыке, как важной составляющей здорового образа жизни, способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры. Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни.
Информационные ресурсы
Информационные ресурсы
1.Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 – Ростов-на Дону, 2004.
2. «Большая советская энциклопедия», 2003г.
3. Вайнцвайг П. Десяь заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.-С.71
4. Дмитрук М. Музыка исцеляющая. Журнал «Свет» природа и человек» № 5, 2005 г.
5. Кнаббе Г.С «Феномен рока и контркультуры» Вопросы философии 1990, №8.
6.Лобанова Е.А. «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»(Образование в современной школе. 2005г. №9).
7.Райгородский Б.Д. «Что может музыка?» (Музыка в школе, 2004г. №4)
8. Тулаев П. Русский концерт Анатолия Полетаева. Беседы о музыке и культуре. М.: Издательский центр «Слава!» ООО «Форт-Профи», 2007г.
9.Фролова Т.А. «Влияние музыки на здоровье человека» (Музыка в школе 2008г., №1)
10. Эмото М. Энергия воды для самопознания и исцеления. – София, 2006.- 96с.
11. Янковская А.В. Живые камни духовного храма..\\Искусство как способ познания. Материалы научно-общественной международной конференции. М.: 1999г.- С.152.