kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Взаимосвясь певческого дыхания и других элементов вокально-хоровой техники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад, предназначен для преподавателей сольного и хорового пения для ДМШ и ДШИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Взаимосвясь певческого дыхания и других элементов вокально-хоровой техники"»

Доклад для преподавателей сольного и хорового пения

подготовила и провела преподаватель Курьянова И.В.


«Взаимосвязь певческого дыхания и других элементов

вокально-хоровой техники»


Тип и качество дыхания певцов определяют характер звучания в целом, так как певческое дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, из-за перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов. Это приводит к неразборчивости дикции, напряженности звучания голоса, детонации и быстрому утомлению певцов. Отсутствие одномоментной задержки дыхания перед атакой звука также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» и, как правило, снизу к нужной высоте. Величина воздушного потока прямо пропорционально динамике звука и, следовательно, может являться её регулятором. Сила давления подсвязочного воздуха, в свою очередь, рефлекторно влияет на способ смыкания и форму колебания голосовых складок, определяя характер тембра голоса. Небольшое давление на голосовые складки обеспечивает лёгкое, краевое их смыкание, что порождает звук, бедный по тембру, фальцетного характера. Сильное же подсвязочное давление, напротив, способствует более плотному и глубокому смыканию голосовых складок, заставляя их колебаться всей своей массой, что порождает звучание, более богатое по тембру, ближе к грудному типу и нередко излишне форсированное.

Таким образом, правильное певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. От его постановки во многом зависит формирование других певческих навыков.


Некоторые методы работы над певческим дыханием с детьми

На первом этапе работы, нередко выполняются дыхательные упражнения вне пения (дыхательная гимнастика). Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих упражнений для формирования навыка певческого дыхания. Большинство педагогов-вокалистов всё – же считают их необходимыми, особенно на первом этапе работы, когда лишь вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью используются различные комплексы дыхательной гимнастики.


Например:

Упражнение 1


Особое внимание необходимо уделить правильному вдоху. Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с полного выдоха. Затем, выдержав паузу, надо дождаться момента, когда захочется вдохнуть.

Только в этом случае вдох будет органичным: достаточно глубоким и оптимальным по объёму.

Короткий вдох через нос по руке педагога и длинный замедленный выдох со счётом: раз – два – три – четыре – пять ……. При каждом повторении упражнения выдох удлиняется благодаря увеличению ряда цифр и постепенному замедлению темпа.


Упражнение 2


Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания вокалистов (хористов). Ученик контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.


Упражнение 3


Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь сделать толще в районе пояса.


Упражнение 4


Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания, по руке преподавателя (дирижёра) мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в средине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2-3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль вокалистов (хористов) за сохранением положения вдоха во время пения.


Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы – на одном уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2-3 минут, эти упражнения вокалисты (хористы) будут воспринимать как отдых в процессе репетиционной работы.

Нередко в практике работы с детьми используется метод произнесения слов песни активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат. Исходя из этого, учащиеся должны считать в упражнениях 1-3 также активным шёпотом.

Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука.

Как уже было сказано, тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в свою очередь, - на качество певческого дыхания. В этой цепи есть действует принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мягко или взволнованно, твёрдо, долго тянуть или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно меняться. Выполнение упражнения, постепенного на нисходящем гаммаобразном звукоряде, ровным по силе голосом, тренирует плавность и постепенность выдоха, а это непременное условие формирования навыка хорошего певческого дыхания.

Регулятором продолжительности фонационного выдоха является длина музыкальной фразы. На начальном этапе работы с хором особенно важно выбирать произведения с учётом степени развитости навыка экономного распределения дыхания при пении: от песен с короткими музыкальными фразами, постепенно переходят к песням с более длинными. Если музыкальная фраза оказалась для данных певцов слишком длинна, то в процессе разучивания произведения допустимо немного ускорить темп, а затем постепенно замедлить его до нужного.

Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На репетициях вокалисты (хористы) часто не могут долго сохранять необходимую подтянутость. Особенно трудно добиться сохранения правильной певческой установки в детском хоре. Нарушение правильной позы есть признак утомления певцов. В этом случае целесообразно сделать глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем, после задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Движения повторить несколько раз. Во время занятий с детьми, необходимо чередовать пение сидя и стоя. Весёлая шутка, похвала также снимают усталость, поднимают настроение певцов, повышают их работоспособность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Взаимосвясь певческого дыхания и других элементов вокально-хоровой техники"

Автор: Курьянова Ирина Владимировна

Дата: 21.04.2024

Номер свидетельства: 649328


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства