Отан – сенің ата – анаң, Наш Казахстан, я тебя славлю
Отан – досың, бауырың Ты мне навек самой судьбою дан!
Отан – өлкең, астанаң, Какие здесь закаты и рассветы,
Отан – ауданан, ауылың. Вершины гор и золото хлебоа!
Бақыт елі бұл Отан Казахи мы и русские, карелы и корейцы,
Бәріне мен иемін. Мы черные и русые, и смуглые, и белые.
Біздің Отан ұлы Отан В Казахстане – на земле родной,
Ұлы Отанды сүемін. Живем мы все большой и дружной семьей.
Әже. Құлыным, ботақаным, внученька моя любимая. Посмотри, как вокруг все прекрасно, как много красивых, замечательных детей и внимательных взрослых.
Внучка. Әже, это наверное какой-то праздник.
Әже. Да сегодня большой той. Казахстан вот уже 25 лет является независымым государством, и наш праздник посвящен этому событию. Тойыңыз құтты болсын, шашу, шашу, шашылсын! (Слайды о Казахстане) Звучит кюй Курмангазы «Сарыарка» и приходит обряд шашу.
Внучка. Әже, я так люблю праздники! Ведь это так здорово – песни , танцы, веселья, игры.
Әже. Да, айналайын. Сегодня наш праздник мы обязательно проведем весело, радостно, дружно, в большом хороводе. (Слайды «Счастливое дество») Исполнение песни «Большой хоровод» ( Е. Жигалкина, А Хайт).
Внучка. Әже, как много у нас сегодня гостей, пришли порадоваться за своих детей их мамы и папы. Какой замечательный день! Но мы забыли с тобой поздороваться со всеми.
Әже. Сәлеметсіз бе, балалар, құрметті қонақтар.
Гости. Сәлеметсіз бе.
Әже. Какие вежливые девочки и мальчики, а какие приветливые у них родители! Ребята, а вы знаете, какой сегодня праздник?
Дети. Двадцать пятая годовщина Независимости РК.
Әже. В какой день и месяц мы отмечаем этот праздник?
Дети. 16 декабря
Әже . Правильно , молодцы! А кто может считать по – казахски от 1 до 10?
Дети. Я...Мы...
Әже . Давайте посчитаем все вместе. Бір, екі, үш...
Внучка. Әже, я тоже хорошосчитаю по –казахски до десяти, до ста и тысячи, но в народе говорят, что каждое число имеет свое значение, это правда?
Әже . Да, құлыным, это так, и об этом сейчас нам расскажут воспитанники КПП (на слайдах идет текст значений чисел).
1 (бір)- Плох народ, у которого нет единства.
2 (екі)- плох мужчина, которым правит упрямство.
3 (үш)-плоха лошадь, которая пугается путешествия.
4 (төрт)-плоха старость, не заслужившая уважения.
5 (бес)-Страшен враг, который наступает обьединенно.
6 (алты)-Плох правитель, не умеющий управлять своим народом.
7 (жеті)-Плох человек, который не смог достить своей цели.
8 (сегіз)-Плохи овцы без важака.
9 (тоғыз)-Это то, чему радуешься.
10 (он)-Говорит о достойно прожитом веке.
Смотри, внучька, как много мы узнали. Давайте, ребята, запомним о значении этих чисел на всю жизнь.
Внучка. Әже, а мы умеем не только красиво выражать свои мысли, но и петь на языках разных национальностей, проживающих в Казахстане.
Әже . Так давайте задорную украинскую! (Слайды об Украине)
Исполнение украинской народной песни «Ты ж меня пидманула»)
Внучка. Әже, я поняла. День независимости РК – это праздник всех национальностей, проживающих в Казахстане: казахов и русских, украинцев и чеченцев, немцев и белорусов. (Слайдыо ародах, проживающих в РК)
Әже. Правильно, это праздник для всех народов, проживающих на территории нашей республики, обьединяющий нас, призывающий к дружбе и взаимопониманию. А вот наши почетные гости. (Дети в национальных костюмах русского народа)
Гости.
Низкий поклон вам от русской земли Пусть выростают сады и поля.
В степь Казахстана мы привезли. Музыкальный падарок от нас примете,
Пусть колосятся пшеницы поля, С нами кадриль вы заводите!
(Слайды о России) Гости исполняют танец «Кадриль».
В центр выбегает радостный мальчик в казахском национальном костюме и, обращаясь ко всем, громко кричит: « Сүйінші, Сүйінші! Жених с невестой приехали!»
(Звучит фонограмма песни «Той жыры», слайды казахской свадьбы).
Группа детей 4-го класса исполняет роль родителей молодоженов и гостей тоя и аплодисментами встречает молодожёнов (учащихся 3-го класса).
Исполняют песню « Той жыры».
«Молодожены» приходят круг почета и кланяються «родителям», «гостям». Проходит обряд «Беташар».
Әже . Казахский народ богат своими обычаями, традициями, обрядами. И мы сейчас познакомились со свадедным обрядом.
Внучка. Әже, а нам в КПП говорили, что у каждого народа есть свои символы. Например, мы каждое утро исполняем әнұран – гимн Республики Казахстана.
Әже. Ребята, а какие государственные символы Казахстана вы знаете?
Дети. Герб, Флаг, Гимн.
Әже . Правильно. А когда вы исполняете гимн, что вы делаете?
Дети: Мы исполняем его стоя и прикладываем ладонь правой руки к сердцу.
Әже. Правильно. Скажите, а какого цвета наш флаг, и почему (Слайды флага)
Дети: Голубой, цвет мирного неба, под которым мы живем.
Внучка. Еще это цвет воды. А без нее не могу прожить ни человек, ни растения, ни животные.
Әже . Молодцы! Вы правы. А что вы знаете о гербе нашей Республики?
Дети. На нем изображены сказочные тулпары. (Слайды герба). На фоне голубого мирного неба – яркое солнце, большой купол – шанырак.
Внучка. Әже, как много знают дети о Государственных символах Казахстана!
Учителя выучли с нами стихотворения. (Дети читают)
Наш флаг впитал цвет неба голубого
И золото пничное полей.
Наш Казахстан – земля родного дома,
Земля отцов и Родина моей.
Есть множество гербов,
Но герб страны узнать смогу.
Два скакуна к лучам устремлены,
Под шаныраком дружбы воедино
Переплились народов племена.
Страна одна у нас на всех едина.
Әже . Я хочу рассказать тебе, родная, о легендах героях казахского народа. Слушай и запоминай.
Звучит домбра; ученики 5-го класса читают под музыку слова об исторических деятелях, показываються слайды.
Легендарный Махамбет – храбрейший из храбрецов,
Лук в его могучих руках разить врагов всегда готов.
Заставил дрогнуть Джангира не только градом стрел,
Меткостью слова и слова поэзии он побеждоть умел.
(Выходит ученик 5-го класса в образ Махамбетта.)
Дружбу сильных уподоблю раскатам грозы,
О себе в кюе пишет Курмангазы.
Назидание это не должны мы забывать,
Вот тогда Отчизна наша будет процветать!
(Выходит ученик в образе Курмангазы)
«О кочевьях казахов» и «Следах шаманства»,
«О родословии и мусульманстве»
(Выходит ученик в образе Шокан Уалиханов.)
Когда сгущались тучи над аулом,
Беда входила в каждую семью.
По сердцу болью, как камчой, стегнуло,
И Дина Нурпеисова взяла домбру свою,
И зозвучал от северных степей до южных гор
Кюй Дины – исторический набор.
(В кимешке и с домброй в руке выходит ученица в образе Дины)
Спасая землю от коричневой чумы,
Маншук и Алия себя не пощадили,
Чтобы сегодня жизни радовались мы,
Чтобы влюблялись и детей растили.
(В образ Маншук и Алии выходят ученицы 6-го класса.)
Читают все герои:
Легендарных потомков имена возращаються к нам из небытия,
Чтобы спросить через годы и времена:
«Что мы детям оставили после себя?»
Завещаем потомкам Отчизну нашу любить
Не искать места лучше, а родной землею дорожить
(Герои кланяються и уходят.)
Внучка. Әже, моя большая Родина _ Казахстан! Здесь я родилась, выросли и живут мои родители. В честь такого знаменательного праздника я и все дети просим бата-благословения:
Ата.
Сұрасаң бата берейін Ұлы халқын тоқ болсын
Құтты болсын мерейін, Көйлектерің көк болсын
Ықыласпен қол жайсаң Қайғы уайым жоқ болсын
Ақ тілекті төгейін Қуаныштарың көп болсын. Әумин.
Әже . Вот и закончился наш праздник. Пусть сбудуться все пожелания, и в душе у каждого сохраняется тепло и радость.
Все исполняют песню «Қазақстан» (Г. Жумабаев, С. Мухамеджанов)