Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по музыке, посвященное творчеству Л.В. Бетховена»
Внеклассное мероприятие по музыке,
посвященное творчеству Л.В. Бетховена
Трущенко А.Н., учитель музыки высшей квалификационной категории
Цель:
1. Познакомить учащихся с творчеством Л. В. Бетховена.
2. Уметь определять и анализировать произведение великого композитора.
3. Познакомить детей с некоторыми фактами биографии Л. Бетховена через его творчество.
4. Воспитать в слушателях лучшие качества характера и жизненной позиции на примере жизни и творчества Л. Бетховена.
Оборудование
Музыкальный центр, рояль (фортепиано). На центральной стене – портрет Л. В. Бетховена и даты жизни 1770-1827г. На боковой стене выставка. Здесь помещены вырезки из музыкальных журналов, портреты Л. Бетховена разных лет.
Ход мероприятия:
На мероприятие приглашаются гости. Программу ведут учащиеся 5-9 кл.
В качестве вступления звучит отрывок из увертюры Л. Бетховена “Эгмонт”
Ведущий: Наше мероприятие мы посвящаем памяти этого величайшего музыканта и человека. Музыка, которую вы сегодня услышите, приблизит вас к творчеству гениального Бетховена, сделает вам его ещё дороже
В: Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для перевозки пассажиров между Европой и Америкой. В открытом море Титаник наскочил на огромную плавающую льдину и затонул. В первые минуты после катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин и детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе….
И тут произошло невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, расселись в таком же порядке, как и всегда, сидели на концерте и заиграли……
Заиграли третью симфонию Л. В. Бетховена. Героическую симфонию, героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были наполнены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него буквально с первых и до последних лет жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями несправедливостью, борьбой за жизнь, счастье, за радость.
(Слушаем фрагмент 1 части 3 симфонии) На фоне звучания музыки ведущий продолжает рассказ.
Смертельно раненый Титаник погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченных на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла в них волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от сумасшествия. Музыка Бетховена звучала мужественно, и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушала страдания гибнувших людей. Она звучала до той поры, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
Ведущий: Какою могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту?, сохранить им душевное равновесие, человеческое достоинство.
В: Ещё одна страница из жизни бетховенской музыки связана с известным борцом – антифашистом Юлиусом Фучиком. Чешский писатель и журналист, неутомимый борец, готов был жизнь отдать за свой народ. Фашисты напали на его след, арестовали и заточили в тюрьму, в камеру- одиночку. Лишившись возможности прямой борьбы с фашистами Юлиус Фучик, превратил в оружие борьбы свою личную трагедию- обреченность на смерть. Из заточения своим словом он призывал соратников бороться с врагом, вдохновлял их на борьбу.
Ему объявляют смертный приговор. Он не знает когда это случится: через час, ночью или днем. Он пишет письмо своим родным, не зная дойдет ли оно, заканчивая такими словами: «Верьте мне: то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живет во мне ежедневно проявляется мотивом из Бетховена». И добавляет «Человек не становится меньше от того, что ему отрубят голову». Через неделю он был казнен…
В: Можно ли найти ещё более лучший пример, говорящий не только о бессмертии бетховенской музыки, но и о неисчерпаемости душевных, нравственных сил, которые великий композитор подарил людям своей прекрасной музыкой?
В: Главное из истории жизни Л.А. Бетховена:
рассказ учащихся 5-7 классов
Ученик: Родился он в бедной, почти нищей семье. Отец- человек опустившийся, пьяница, грубый и жестокий в обращении с женой и детьми. Тяжелые, изнурительные болезни всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье. Ему не было ещё и тридцати лет, когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая впоследствии отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира. Бетховен был несчастен в любви, он мечтал о хорошем друге, так и умер в одиночестве. Он усыновил племянника, полюбил его всей неразделенной любовью, но мальчик оказался испорченным, плохим человеком и принес своему воспитателю лишь горе и несчастье.
Ученик: Родившись в простой семье, Бетховен ненавидел богатых, бессердечных аристократов, не способных оценить подлинное искусство. Сам работал придворным музыкантом, т.е. слугой у знатного графа. Каково было Бетховену с его болезненно обострённым чувством достоинства выполнять роль такого лакея. Но, ни глухота, ни беды и унижения не сломили могучий дух Бетховена. Он был могуч телом и душой, в нем был неиссякаемый запас энергии.
Ученик Было в нем и великолепное чувство юмора, которое он сохранил до конца своих дней. Добродушно, подшучивая над одним из своих друзей, тучным человеком, Бетховен написал шуточный канон для четырехголосного хора и назвал его «Похвала тучности». Бетховен сам говорил, что склонен к веселью, к развлечению. Но судьба уготовила ему другую жизнь. 30 лет- глухота. Стремившийся к людям, он начинает сторониться их. Свою девятую симфонию он пишет уже, будучи глухим. Не решается дирижировать на концерте, но стоит рядом и смотрит на руки дирижёра и оркестрантов. Симфония имеет триумфальный успех, буря рукоплесканий, но Бетховен их не слышит. Когда он поворачивается к публике и видит эти рукоплескания, от волнения он лишается чувств…
(Слушание фрагмента 9 симфонии)
В: Бетховен родился, рос и формировался как человек в пору Великой Французской революции. Жил он недалеко от границы с Францией. До него доходили революционные стихи, песни, лозунги. Он проникся этими идеями, почувствовал и понял, что только борьба может принести человеку свободу.
Людвигу было 18 лет, когда пришла весть: Народ Парижа восстал, ворвался в Бастилию – мрачную крепость королей, перебил стражу, выпустил на волю заключенных… Началась Великая французская революция!
Пылали феодальные замки, крестьяне сжигали книги, в которых были записаны их долги и повинности… Крестьянские волнения начали охватывать и немецкие земли… Мог ли Л. Бетховен не приветствовать революцию всей душой?
В: Все передовые люди Германии приветствовали революцию. Людвига вдохновила мысль о борьбе за свободу за счастье людей, за равенство и братство. Он не обучен стрелять из пушек? Не беда! За то в его власти могучее оружие – музыка! “Музыка должна высекать огонь из груди человека!- восклицал композитор.- Она поведет за собой народы!” Проникали сюда и песни из республиканской Франции…. Слышите? Звучит “Марсельеза” - гимн французской революции .
(Звучит “Марсельеза”)
В: Недавно, в нищете, от туберкулеза умерла горячо любимая мать Людвига. А сколько он видел вокруг себя бедняков, которые трудились не покладая рук, чтобы не умереть с голоду! Между тем светлейший князь-курфюрст боннский и другие аристократы жили роскошно и презирали честных тружеников, работавших на них. Любимый учитель музыки Людвига сжимал кулаки от ненависти: “Ненавижу князей больше, чем разбойников! И льстецов, что унижаются перед ними, тоже ненавижу!” Мог ли гордый и самолюбивый юноша не разделять этих чувств?
И вот одну за другой он создаёт «Героическую» (Третью) симфонию, в которой смерть героя приводит к дорогой, но прекрасной победе; шекспировскую по своей мощи фортепианную сонату «Аппассионата», воплотившую силу человеческого духа, революционную единственную оперу «Фиделио»; героическую увертюру «Кориолан»; музыку к трагедии своего соотечественника Гёте- «Эгмонт».
В:. Кто из ребят не знает печальной песенки бездомного мальчика шарманщика? Он бродит со своим другом – прирученным сурком по селам и городам Старая шарманка тоскливо выводит незамысловатый мотив. Кто пожалеет их, кто подаст им грошик на пропитание? Где найдут себе эти бедняки приют в непогоду?
( Песню Л.В. Бетховена “Сурок”).
В: Композитор всем сердцем сочувствовал бесприютным существам. Ведь и сам он от рождения жил в нищете и знал, что такое голод. Колыбель его стояла на чердаке жалкого домишки. Узкое слуховое окно почти не пропускало воздуха и солнца, низко нависали балки потолка. Мать была больна туберкулезом, и четверо ее детей умерли один за другим. Но маленький Людвиг родился крепышом.
В: Отец, был музыкантом во дворце князя – курфюрста города Бонна. За свой труд он получал ничтожные гроши, да и те частенько пропивал в кабаке. Отец мечтал воспользоваться музыкальным талантом сына, чтобы выкарабкаться из нищеты. В восемь лет Людвиг уже выступал на концертах, но и это не спасало семью от голода.
В: Кто любит собак, тот знает, как тяжело терять четвероногого друга. В память о погибшей собаки Л. Бетховена написал грустную музыку – “Элегию на смерть пуделя”. Так нежно любят животных только очень добрые люди.
В: Подростком Людвиг уже работал придворным органистом. Кроме того его приглашали в богатые семьи давать частные уроки. Для своих маленьких учеников и учениц юный композитор часто сочинял небольшие пьески. (танец “Контрданс”)
(“Контрданс” исполняет педагог на фортепиано, ему подыгрывают дети на звоночках.)
В: Но не эти изящные танцы и песенки прославили на века Людвига ванн Бетховена. Впервые в мире была создана мужественная, героическая музыка. Она звала к борьбе за счастье всех людей.
В: Вы услышите грозное и торжественное вступление к одной из первых сонат Л. Бетховена. Он назвал ее Патетической, то есть волнующей, полной большого чувства. Когда молодой композитор исполнял это произведение на концерте, слушатели были потрясены. Они привыкли к нежной и певучей, ласкающей звук музыке. А эта музыка гремела и призывала к борьбе.
В: Фортепиано звучало как целый оркестр. После могучих аккордов жалобный голос будто спрашивал: “Как быть? Что делать?” Но жалобу обрывали гневные возгласы. Гудели басы, звенела мелодия: “Только мужество и воля помогут преодолеть все невзгоды, принесут радость и победу!”
( Звучит вступление к “Патетической сонате”)
В: . Какие бурные споры разгорелись вокруг этой сонаты! Старых музыкантов возмущало произведение непривычное для их слуха. Они даже запрещали своим ученикам знакомиться с сочинениями Л. Бетховена. Но молодые музыканты тайком добывали их и находили их в новой музыке радость, какую не мог дать, ни один композитор.
В: Откуда же явился в музыкальную столицу Австрии этот необыкновенный человек? Почему его музыка была такой бунтарской? Интонации этой зажигательной песни позже прозвучат и в симфониях Л. Бетховена.
В: Никто не знал, что композитор, создавший это чудо, сам переживает трагедию. Его постигло самое большое несчастье для музыканта: он стал глохнуть. В ушах гудело и шумело день и ночь. Лечение несведущих врачей только усилило болезнь. Через несколько лет он признался в письме к братьям: “Еще немного, и я покончил бы с собой. Меня удержало только одно – искусство.Мне казалось немыслимым покинуть свет, пока я не исполню все, к чему чувствовал призвание”. Он нашел в себе мужество побороть свое отчаяние. Так великий музыкант становится великим человеком.
(Звучит “Павшие братья” - тема из второй части Седьмой симфонии)
В: Глухота все больше и больше окружало Бетховена непроницаемой стеной. Как мог писать прекрасную музыку этот композитор? Но музыка с детства звучала в нем, он слышал ее внутренним слухом. И он дарил людям не только гордое мужество, но и радость жизни. “Оглянитесь, - словно пели его мелодии, - как прекрасно это высокое синее небо, и просторы полей, и сверкающий ручеек, по которому ребятишки пускают кораблики.
Где брал он эти сумрачные звуки Сквозь плотную завесу глухоты! Соединенье нежности и муки Ложащиеся в нотные листы!
Касаясь верных клавиш лапой львиной
И встряхивая гривою густой, Играл, не слыша ноты не единой, Глухою ночью, в комнате пустой.
Текли часы и оплывали свечи, Шло мужество наперекор судьбе… А он всю совесть муки человечьей Рассказывал лишь самому себе!
И убеждал себя и верил властно, Что и для тех, кто в мире одинок Есть некий свет, рожденный не напрасно А музыка - бессмертия залог.
Большого сада шорохи и скрипы Вели свой разговор сквозь полусон И слышали в окне раскрытом липы Все то, чего не слышал он.
(Звучит соната № 14 “Лунная” 1-ая часть)
В: Лунная соната или соната №14, которая только что прозвучала, приблизила нас к миру бетховенской скорби, страданий, к той глубочайшей человечности , которая более полутора столетий волнует сердца миллионов людей. Безответная любовь Джульетты Гвичарди, его ученицы, нанесла Бетховену двойной удар: она отвергла его любовь и вышла замуж за бездарного музыканта Роберта Галленберга, но зато графа…
В: По приглашению князя Лихновского Л. Бетховен в его замке работает над “Аппассионатой”. Под эту музыку в воображении возникает образ самого композитора. Вот он, разгневанный шагает под проливным дождем, прижимая к груди рукопись “Аппассионаты”. Удивительная музыка, каждым тактом она словно зовет: “Боритесь бесстрашно и правда победит!”
(Звучит “Аппассионата” 1 часть)
В: . Между тем французский хозяин пригласил погостить и французских офицеров. За обедом он пожелал развлечь своих гостей музыкой Л.Бетховена. Но композитор отказался и заперся в комнате, в которой работал. Он не станет услаждать слух завоевателей. Ведь это уже не те французы, что отстаивали революцию. Эти вторглись в его страну. Они проливают кровь простых людей, чтобы укрепить власть своего деспота Наполеона! И ни за что!
В: Но тут Лихновский вскипел: “Как? Ему светлейшему князю, смеет перечить какой-то плебей музыкант?!” Князь приказал слугам взломать дверь и, шагнув за порог, пригрозил Бетховену… арестом!
В: Оскорбленный, разгневанный Л.Бетховен угрожающе поднял стул и кинулся на обидчика. Если бы не подоспели слуги, он обрушил бы стул на голову князя.
Уже вернувшись к себе домой, Л. Бетховен написал Лихновскому: “Князь, всем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности своего происхождения. Всем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей были и будут тысячи, Л.Бетховен только один!”
В: . Какое чувство человеческого достоинства, какая смелость! Никто кроме Л.Бетховена не решился бы на такое.
Музыка Людвига вана Бетховена всегда будет призывать к человечности, мужеству и борьбе за счастья всех людей. Значит Л.Бетховен для всех нас живой. Бетховен остался верен правде жизни, которую познал на своём личном многотрудном опыте.