kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по музыке, посвященное творчеству Л.В. Бетховена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1. Познакомить учащихся с творчеством Л. В. Бетховена.

2. Уметь определять и анализировать произведение великого композитора.

3. Познакомить детей с некоторыми фактами биографии Л. Бетховена через его творчество.

4. Воспитать в слушателях лучшие качества характера и жизненной позиции на примере жизни и творчества Л. Бетховена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по музыке, посвященное творчеству Л.В. Бетховена»

Внеклассное мероприятие по музыке,

посвященное творчеству Л.В. Бетховена

Трущенко А.Н., учитель музыки высшей квалификационной категории

Цель:

1. Познакомить учащихся с творчеством Л. В. Бетховена.

2. Уметь определять и анализировать произведение великого композитора.

3. Познакомить детей с некоторыми фактами биографии Л. Бетховена через его творчество.

4. Воспитать в слушателях лучшие качества характера и жизненной позиции на примере жизни и творчества Л. Бетховена.

Оборудование

Музыкальный центр, рояль (фортепиано). На центральной стене – портрет Л. В. Бетховена и даты жизни 1770-1827г. На боковой стене выставка. Здесь помещены вырезки из музыкальных журналов, портреты Л. Бетховена разных лет.

Ход мероприятия:

На мероприятие приглашаются гости. Программу ведут учащиеся 5-9 кл.

В качестве вступления звучит отрывок из увертюры Л. Бетховена “Эгмонт”

Ведущий:  Наше мероприятие мы посвящаем памяти этого величайшего музыканта и человека. Музыка, которую вы сегодня услышите, приблизит вас к творчеству гениального Бетховена, сделает вам его ещё дороже

В: Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для перевозки пассажиров между Европой и Америкой. В открытом море Титаник наскочил на огромную плавающую льдину и затонул. В первые минуты после катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин и детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе….

И тут произошло невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, расселись в таком же порядке, как и всегда, сидели на концерте и заиграли……

Заиграли третью симфонию Л. В. Бетховена. Героическую симфонию, героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были наполнены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него буквально с первых и до последних лет жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями несправедливостью, борьбой за жизнь, счастье, за радость.

(Слушаем фрагмент 1 части 3 симфонии) На фоне звучания музыки ведущий продолжает рассказ.

Смертельно раненый Титаник погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченных на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла в них волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от сумасшествия. Музыка Бетховена звучала мужественно, и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушала страдания гибнувших людей. Она звучала до той поры, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Ведущий: Какою могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту?, сохранить им душевное равновесие, человеческое достоинство.

В: Ещё одна страница из жизни бетховенской музыки связана с известным борцом – антифашистом Юлиусом Фучиком. Чешский писатель и журналист, неутомимый борец, готов был жизнь отдать за свой народ. Фашисты напали на его след, арестовали и заточили в тюрьму, в камеру- одиночку. Лишившись возможности прямой борьбы с фашистами Юлиус Фучик, превратил в оружие борьбы свою личную трагедию- обреченность на смерть. Из заточения своим словом он призывал соратников бороться с врагом, вдохновлял их на борьбу.

Ему объявляют смертный приговор. Он не знает когда это случится: через час, ночью или днем. Он пишет письмо своим родным, не зная дойдет ли оно, заканчивая такими словами: «Верьте мне: то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живет во мне ежедневно проявляется мотивом из Бетховена». И добавляет «Человек не становится меньше от того, что ему отрубят голову». Через неделю он был казнен…

В: Можно ли найти ещё более лучший пример, говорящий не только о бессмертии бетховенской музыки, но и о неисчерпаемости душевных, нравственных сил, которые великий композитор подарил людям своей прекрасной музыкой?

В: Главное из истории жизни Л.А. Бетховена:

рассказ учащихся 5-7 классов

Ученик: Родился он в бедной, почти нищей семье. Отец- человек опустившийся, пьяница, грубый и жестокий в обращении с женой и детьми. Тяжелые, изнурительные болезни всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье. Ему не было ещё и тридцати лет, когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая впоследствии отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира. Бетховен был несчастен в любви, он мечтал о хорошем друге, так и умер в одиночестве. Он усыновил племянника, полюбил его всей неразделенной любовью, но мальчик оказался испорченным, плохим человеком и принес своему воспитателю лишь горе и несчастье.

Ученик: Родившись в простой семье, Бетховен ненавидел богатых, бессердечных аристократов, не способных оценить подлинное искусство. Сам работал придворным музыкантом, т.е. слугой у знатного графа. Каково было Бетховену с его болезненно обострённым чувством достоинства выполнять роль такого лакея. Но, ни глухота, ни беды и унижения не сломили могучий дух Бетховена. Он был могуч телом и душой, в нем был неиссякаемый запас энергии.

Ученик Было в нем и великолепное чувство юмора, которое он сохранил до конца своих дней. Добродушно, подшучивая над одним из своих друзей, тучным человеком, Бетховен написал шуточный канон для четырехголосного хора и назвал его «Похвала тучности». Бетховен сам говорил, что склонен к веселью, к развлечению. Но судьба уготовила ему другую жизнь. 30 лет- глухота. Стремившийся к людям, он начинает сторониться их. Свою девятую симфонию он пишет уже, будучи глухим. Не решается дирижировать на концерте, но стоит рядом и смотрит на руки дирижёра и оркестрантов. Симфония имеет триумфальный успех, буря рукоплесканий, но Бетховен их не слышит. Когда он поворачивается к публике и видит эти рукоплескания, от волнения он лишается чувств…

(Слушание фрагмента 9 симфонии)

В: Бетховен родился, рос и формировался как человек в пору Великой Французской революции. Жил он недалеко от границы с Францией. До него доходили революционные стихи, песни, лозунги. Он проникся этими идеями, почувствовал и понял, что только борьба может принести человеку свободу.

Людвигу было 18 лет, когда пришла весть: Народ Парижа восстал, ворвался в Бастилию – мрачную крепость королей, перебил стражу, выпустил на волю заключенных… Началась Великая французская революция!

Пылали феодальные замки, крестьяне сжигали книги, в которых были записаны их долги и повинности… Крестьянские волнения начали охватывать и немецкие земли… Мог ли Л. Бетховен не приветствовать революцию всей душой?

В:  Все передовые люди Германии приветствовали революцию. Людвига вдохновила мысль о борьбе за свободу за счастье людей, за равенство и братство. Он не обучен стрелять из пушек? Не беда! За то в его власти могучее оружие – музыка! “Музыка должна высекать огонь из груди человека!- восклицал композитор.- Она поведет за собой народы!” Проникали сюда и песни из республиканской Франции…. Слышите? Звучит “Марсельеза” - гимн французской революции .

(Звучит “Марсельеза”)

В:  Недавно, в нищете, от туберкулеза умерла горячо любимая мать Людвига. А сколько он видел вокруг себя бедняков, которые трудились не покладая рук, чтобы не умереть с голоду! Между тем светлейший князь-курфюрст боннский и другие аристократы жили роскошно и презирали честных тружеников, работавших на них. Любимый учитель музыки Людвига сжимал кулаки от ненависти: “Ненавижу князей больше, чем разбойников! И льстецов, что унижаются перед ними, тоже ненавижу!” Мог ли гордый и самолюбивый юноша не разделять этих чувств?

И вот одну за другой он создаёт «Героическую» (Третью) симфонию, в которой смерть героя приводит к дорогой, но прекрасной победе; шекспировскую по своей мощи фортепианную сонату «Аппассионата», воплотившую силу человеческого духа, революционную единственную оперу «Фиделио»; героическую увертюру «Кориолан»; музыку к трагедии своего соотечественника Гёте- «Эгмонт».

В:. Кто из ребят не знает печальной песенки бездомного мальчика шарманщика? Он бродит со своим другом – прирученным сурком по селам и городам Старая шарманка тоскливо выводит незамысловатый мотив. Кто пожалеет их, кто подаст им грошик на пропитание? Где найдут себе эти бедняки приют в непогоду?

( Песню Л.В. Бетховена “Сурок”).

В:  Композитор всем сердцем сочувствовал бесприютным существам. Ведь и сам он от рождения жил в нищете и знал, что такое голод. Колыбель его стояла на чердаке жалкого домишки. Узкое слуховое окно почти не пропускало воздуха и солнца, низко нависали балки потолка. Мать была больна туберкулезом, и четверо ее детей умерли один за другим. Но маленький Людвиг родился крепышом.

В: Отец, был музыкантом во дворце князя – курфюрста города Бонна. За свой труд он получал ничтожные гроши, да и те частенько пропивал в кабаке. Отец мечтал воспользоваться музыкальным талантом сына, чтобы выкарабкаться из нищеты. В восемь лет Людвиг уже выступал на концертах, но и это не спасало семью от голода.

В:  Кто любит собак, тот знает, как тяжело терять четвероногого друга. В память о погибшей собаки Л. Бетховена написал грустную музыку – “Элегию на смерть пуделя”. Так нежно любят животных только очень добрые люди.

В:  Подростком Людвиг уже работал придворным органистом. Кроме того его приглашали в богатые семьи давать частные уроки. Для своих маленьких учеников и учениц юный композитор часто сочинял небольшие пьески. (танец “Контрданс”)

(“Контрданс” исполняет педагог на фортепиано, ему подыгрывают дети на звоночках.)

В:  Но не эти изящные танцы и песенки прославили на века Людвига ванн Бетховена. Впервые в мире была создана мужественная, героическая музыка. Она звала к борьбе за счастье всех людей.

В:  Вы услышите грозное и торжественное вступление к одной из первых сонат Л. Бетховена. Он назвал ее Патетической, то есть волнующей, полной большого чувства. Когда молодой композитор исполнял это произведение на концерте, слушатели были потрясены. Они привыкли к нежной и певучей, ласкающей звук музыке. А эта музыка гремела и призывала к борьбе.

В:  Фортепиано звучало как целый оркестр. После могучих аккордов жалобный голос будто спрашивал: “Как быть? Что делать?” Но жалобу обрывали гневные возгласы. Гудели басы, звенела мелодия: “Только мужество и воля помогут преодолеть все невзгоды, принесут радость и победу!”

( Звучит вступление к “Патетической сонате”)

В: . Какие бурные споры разгорелись вокруг этой сонаты! Старых музыкантов возмущало произведение непривычное для их слуха. Они даже запрещали своим ученикам знакомиться с сочинениями Л. Бетховена. Но молодые музыканты тайком добывали их и находили их в новой музыке радость, какую не мог дать, ни один композитор.

В:  Откуда же явился в музыкальную столицу Австрии этот необыкновенный человек? Почему его музыка была такой бунтарской?  Интонации этой зажигательной песни позже прозвучат и в симфониях Л. Бетховена.

В:  Никто не знал, что композитор, создавший это чудо, сам переживает трагедию. Его постигло самое большое несчастье для музыканта: он стал глохнуть. В ушах гудело и шумело день и ночь. Лечение несведущих врачей только усилило болезнь. Через несколько лет он признался в письме к братьям: “Еще немного, и я покончил бы с собой. Меня удержало только одно – искусство. Мне казалось немыслимым покинуть свет, пока я не исполню все, к чему чувствовал призвание”. Он нашел в себе мужество побороть свое отчаяние. Так великий музыкант становится великим человеком.

(Звучит “Павшие братья” - тема из второй части Седьмой симфонии)

В:  Глухота все больше и больше окружало Бетховена непроницаемой стеной. Как мог писать прекрасную музыку этот композитор? Но музыка с детства звучала в нем, он слышал ее внутренним слухом. И он дарил людям не только гордое мужество, но и радость жизни. “Оглянитесь, - словно пели его мелодии, - как прекрасно это высокое синее небо, и просторы полей, и сверкающий ручеек, по которому ребятишки пускают кораблики.

В:  Всеволод Рождественский. “Посвящение Бетховену”

Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты!
Соединенье нежности и муки
Ложащиеся в нотные листы!


Касаясь верных клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой, 
Играл, не слыша ноты не единой,
Глухою ночью, в комнате пустой.



Текли часы и оплывали свечи, 
Шло мужество наперекор судьбе…
А он всю совесть муки человечьей 
Рассказывал лишь самому себе!

И убеждал себя и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок
Есть некий свет, рожденный не напрасно
А музыка - бессмертия залог.

Большого сада шорохи и скрипы 
Вели свой разговор сквозь полусон
И слышали в окне раскрытом липы
Все то, чего не слышал он.

(Звучит соната № 14 “Лунная” 1-ая часть)

В: Лунная соната или соната №14, которая только что прозвучала, приблизила нас к миру бетховенской скорби, страданий, к той глубочайшей человечности , которая более полутора столетий волнует сердца миллионов людей. Безответная любовь Джульетты Гвичарди, его ученицы, нанесла Бетховену двойной удар: она отвергла его любовь и вышла замуж за бездарного музыканта Роберта Галленберга, но зато графа…

В: По приглашению князя Лихновского Л. Бетховен в его замке работает над “Аппассионатой”. Под эту музыку в воображении возникает образ самого композитора. Вот он, разгневанный шагает под проливным дождем, прижимая к груди рукопись “Аппассионаты”. Удивительная музыка, каждым тактом она словно зовет: “Боритесь бесстрашно и правда победит!”

(Звучит “Аппассионата” 1 часть)

В: . Между тем французский хозяин пригласил погостить и французских офицеров. За обедом он пожелал развлечь своих гостей музыкой Л.Бетховена. Но композитор отказался и заперся в комнате, в которой работал. Он не станет услаждать слух завоевателей. Ведь это уже не те французы, что отстаивали революцию. Эти вторглись в его страну. Они проливают кровь простых людей, чтобы укрепить власть своего деспота Наполеона! И ни за что!

В:  Но тут Лихновский вскипел: “Как? Ему светлейшему князю, смеет перечить какой-то плебей музыкант?!” Князь приказал слугам взломать дверь и, шагнув за порог, пригрозил Бетховену… арестом!

В:  Оскорбленный, разгневанный Л.Бетховен угрожающе поднял стул и кинулся на обидчика. Если бы не подоспели слуги, он обрушил бы стул на голову князя.

Уже вернувшись к себе домой, Л. Бетховен написал Лихновскому: “Князь, всем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности своего происхождения. Всем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей были и будут тысячи, Л.Бетховен только один!”

В: . Какое чувство человеческого достоинства, какая смелость! Никто кроме Л.Бетховена не решился бы на такое.

Музыка Людвига вана Бетховена всегда будет призывать к человечности, мужеству и борьбе за счастья всех людей. Значит Л.Бетховен для всех нас живой. Бетховен остался верен правде жизни, которую познал на своём личном многотрудном опыте.

Слушание «Лунной сонаты» 3 части.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по музыке, посвященное творчеству Л.В. Бетховена

Автор: Трущенко Алла Николаевна

Дата: 05.12.2017

Номер свидетельства: 442348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства